«школа россии»

Обучение грамоте и родному языку: вариант первый

Одна группа учебников названа «завершенной предметной линией». Авторами данной рабочей программы по русскому языку в 1-4 классах являются Канакина В.П., Горецкий В.Г., Бойкина М.В. Среди пособий, реализующих эту программу, — уже названная нами выше «Азбука», за которой следуют учебники «Русский язык» за первый, второй, третий и четвёртый классы. К каждому из них авторы создали электронное приложение.

Учебники дополняют рабочие тетради, сборники диктантов, самостоятельных и творческих работ, пособия «Пишу правильно: орфографический словарь», «Рабочий словарик» для каждого класса, «Работа с трудными словами в начальной школе».

Помощь учителю окажут методические рекомендации с поурочными разработками. Они составлены В.П. Канакиной для первого, второго, третьего и четвертого классов. Интересной изюминкой в работе может стать «Тетрадь учебных достижений», благодаря которой удобно отслеживать движение к запланированным результатам, а также осуществлять текущий и итоговый контроль.

Кроме этого, программа обучения грамоте «Школа России» снабжена раздаточным материалом и комплектами демонстрационных таблиц. Это делает уроки интересными для детей.

Сходства и отличия программы «Школа России» от программы «Перспектива»

Перспектива Школа России
Общая характеристика УМК «Перспектива» полностью отвечает требованиям ФГОС НОО, относится к традиционной системе обучения. Автор проекта – Л.Г.Петерсон. Руководитель данного УМК – кандидат педагогических наук А.А.Плешаков. В наши дни это один из известнейших и популярнейших комплекс для 1-4 классов.
Основное содержание В основу программы положен деятельностный подход, который объединяет развивающий и классический подходы через развитие учения решать задачи, ставить цели, нести ответственность за результат. Эта программа предполагает подход проблемно-поисковый: создается проблема, находятся доказательства, формулируется вывод, результаты сравниваются с эталоном, выдвигаются предположения. Это должно вызвать у ребенка желание учиться.
Основная идея программы Программа направлена на то, чтобы научить школьника самостоятельно находить новые знания. Лозунг педагога, работающего по этой программе: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, выполнил – усвоил!» Программа направлена на максимальное духовно-нравственное развитие учащегося. Создатели УМК говорят о необходимости развития чувства патриотизма, об уважении своего народа, других народов России, их языка, культуры, традиций и обычаев, символики. Так как ребенок должен быть цельной личностью, то и воспитание, и обучение должны иметь равное значение.
Типические свойства программы Можно выделить такие свойства программы.

  1. Комплектность – она состоит в формировании умения работать с учебником, справочником и другим оборудованием.
  2. Инструментальность подразумевает обучение умению пользоваться словарями, справочниками, методическими пособиями.
  3. Интерактивность – наличие в учебниках и учебных пособиях интернет-адресов.
  4. Интеграция – это свойство, которое выражается в том, что в учебных курсах грамотно сочетаются понятия из разных областей.
Перечислим основные свойства программы.

  1. Главным является воспитание.
  2. Характер обучения – личностно-ориентированный, деятельностный.
  3. Умелое сочетание инновационного подхода с традиционным. Если ребенок имеет средние, ничем не выдающиеся способности, то эта программа для него. Кроме того, учитываются возрастные особенности школьника, а материал учебников понятный и доступный для родителей и детей.
Особенности УМК Имеется не только учебник, но хрестоматия и рабочая тетрадь для работы школьника дома. Яркие, хорошо и интересно иллюстрированные учебники, удобный для чтения шрифт.

Таким образом, программы немного похожи между собой, но «Перспектива» все же более сложна и непонятна для школьников и их родителей в сравнении со «Школой России», так как «Перспектива» направлена на поиск ребенком материала. «Перспектива» чрезвычайно близка к традиционной, трудность ее в том, что она предполагает помочь в становлении самостоятельности ребенка через поиск им материалов по новым темам. В учебниках «Школы России» содержатся задания, которые под силу выполнить учащимся с низкими способностями, материал в них дается практически в готовом виде, и время и силы на поиски его в дополнительных источниках тратить нет необходимости.

Плюсы и минусы программы

«Школа России», являясь модернизированной версией классической советской школьной программы, унаследовала многие достоинства и недостатки предшествующих УМК. 

Среди достоинств программы учителя и родители выделяют:

  • комплексное обучение по всем предметам,
  • простоту подачи материала,
  • сильный курс русского языка и литературы,
  • насыщенную и объёмную информацию по окружающему миру,
  • невысокую нагрузку на учащихся,
  • возможность освоения программы учениками с разной степенью подготовки,
  • наибольшую распространённость по России.

При этом «Школу России» часто критикуют за:

  • чрезмерную простоту,
  • упор на репродуктивность обучения (повторение, копирование),
  • малое количество логических заданий,
  • упрощённый курс математики,
  • хаотичную подачу материала по курсу «окружающий мир». 

Однако следует помнить, что данная программа разработана в качестве базы, и при грамотной работе педагога может быть дополнена материалами для углублённого изучения, призванными расширить кругозор учащихся.  

Познать мир, в котором живём

Рассмотрим следующую область, которую содержит программа «Школа России». Окружающий мир изучается по учебникам и пособиям А.А. Плешакова, который является научным руководителем всего проекта. Учебники, электронные приложения, рабочие тетради, атласы, научные дневники и другие книги и пособия по этому предмету разработаны на основе ФГОС и направлены на формирование целостного представления о мире, окружающем ребёнка, и понимание своего места в нём. Реализация данного курса ставит перед собой задачи по воспитанию уважительного отношения к семье, малой родине, природе, культуре и истории, приобщению ребёнка к общечеловеческим ценностям, основам безопасного поведения в предполагаемых опасных и чрезвычайных ситуациях.

Программа «Окружающий мир» включает в себя знания из области природоведения, обществоведения, истории и других наук. Всё это позволяет научить школьника видеть мир как целостную систему со своими взаимосвязями.

Какие есть программы в школе для начальных классов

Обучение в школе может проводиться по любой из программ, разрешенных министерством. Более того, существует вероятность оказаться в классе, где обучение проходит по авторской методике. По сути запрета нет, да и авторская программа разрабатывается всегда на основе действующих вариантов. В противном случае она становится экспериментальной, а к таким методикам совсем другие требования.

Для примера можно рассмотреть такой перечень программ:

  1. Школа России:
    — легкая программа, сравнимая с советским образованием. Дети сначала осваивают письмо и счет, одновременно у малышей формируют положительные качества среди которых доброта, ответственность, терпеливость.
    — к минусам стоит отнести минимальное задействование логического мышления и отсутствие целенаправленного развития воображения, также не всем нравится некая простота программы.
  2. Начальная школа 21 века:
    — исследовательская направленность программы, требующая развития смекалки, формированию умения искать информацию, применению фантазии. Также отмечают в числе плюсов отсутствие возможности заучивания без осмысления и плавность в переходе к более сложным материалам.
    — среди недостатков выделяют желательность уже сформированного навыка чтения, потребность в многочисленных рабочих тетрадях и вспомогательных материалах. Отмечают и иногда пропущенные неточности в последовательности изложения обучающей информации.
  3. Перспективная начальная школа:
    — программа учитывает особенности развития каждого ученика, позволяя школьникам проявить свои индивидуальные черты. Дети учатся и одновременно выступают помощниками для одноклассников.
    — довольно слабый уровень преподаваемых знаний из-за поверхностной подачи материала, что может быть исправлено хорошим педагогом. Это же касается и ошибок, разных неточностей и запутанных мест в учебниках.
  4. Планета знаний:
    — выделяется единством целей с дидактикой и иными компонентами программы. Целостность методики дополнена электронными приложениями, позволяющие сразу осваивать современные технологии.
    — временами отмечается чрезмерная частота возвращения к уже пройденному материалу и частичная поверхностность изложения ряда тем.
  5. РИТМ:
    — программа оправдывает свою аббревиатуру из развития, индивидуальности, творчества и мышления. Методика позволяет обучать детей с разными способностями, т.к. имеет отличающиеся по уровню сложности задания. Даже если ребенок уже идет в 3 класс, то переход на эту программу будет несложен — школьнику помогут влиться в нужный уровень заданий.
    — наблюдается неточность формулировок в учебниках. Также большую роль играет педагог, незнание им программы лишает детей всех преимуществ методики.
  6. Перспектива:
    — одна из востребованных программ, позволяющая формировать любознательность, прививая любовь к самостоятельному поиску и изучению. Методика учитывает психологические особенности детей, перестроив традиционные аспекты обучения под психику младших школьников.
    — к минусам относят факт того, что детям, не наученным заранее выполнять простейшие математические действия, будет сложно освоить программу.
  7. Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова:
    — программа ориентированная на формирование максимально возможного уровня любознательности и умения самостоятельно обучаться, включая поиск информации и ее последующий анализ.
    — многим родителям жаль, что одновременно с такими навыками у создателей не получилось сделать программу менее сложной, доступной для большего количества детей. Это методика одна из наиболее сложных, поэтому не подходит для ряда малышей.

Как было сказано выше, система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова ранее была экспериментальной, хотя сейчас применяема наравне с другими сложными программами. В свое время та же «Школа 21 века» была активно осуждаема общественностью не только за нелогичность, но и за сложность. Сейчас же этот методический комплекс уже привлекает родителей своей многогранностью, поэтому они стараются выбрать его, не обращая внимания на более простые программы.

Школьная программа традиционно охватывает все звено с 1 по 4 класс. Поэтому необходимо вдумчиво подходить к выбору программы, по которой будет учиться малыш. Причем не всегда возможно начать обучение по желаемой методике.

Список учебников Школа России для 4 класса

  • Русский язык. 4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 
  • Литературное чтение. 4 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. 
  • Математика. 4 класс. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.  
  • Информатика. 3-4 классы. Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.  
  • Окружающий мир. 4 класс. Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
  • Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).
  • Изобразительное искусство. 4 класс. Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.).
  • Музыка. 4 класс. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Перспектива» и «Школа России»). 
  • Технология. 4 класс. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
  • Физическая культура. 1-4 классы. Лях В.И.
  • Физическая культура. Гимнастика. 1-4 классы. Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).

Математика Моро — это и арифметика, и геометрия, и алгебра

Обратимся к другим образовательным областям, которые содержит программа «Школа России».

ФГОС «Математика» представлен в ней авторской разработкой, над которой трудился творческий коллектив в составе М.И. Моро, М.А. Байтова, Ю.М. Калягина, С.И. Волкова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.

Дети, занимающиеся по данной программе, встречаются с учебным материалом, в который входят задания из арифметики, алгебры и геометрии. Они осваивают четыре арифметических действия, учатся производить вычисления устно и письменно, знакомятся с различными величинами и единицами измерения, с разнообразными геометрическими фигурами и их особенностями, учатся обращаться с несложными чертежными и измерительными инструментами.

Авторы предполагают, что в результате данного курса дети смогут усвоить основы математических знаний, развить своё образное и логическое мышление, воображение, у них появится интерес к занятиям математикой и стремление применять математические знания в реальной жизни. Данная рабочая программа позволяет организовать образовательный процесс так, что учитель легко учитывает возрастные и индивидуальные особенности школьников и применяет в работе дифференцированный подход.

Учебно-методический комплекс, сопровождающий преподавание математики, включает не только пособия и электронные приложения к ним, но и рабочие тетради, сборники контрольных и проверочных работ, устных упражнений, наборы дидактических, счётных и разрезных материалов, демонстрационные таблицы, пособие «Для тех, кто любит математику» с нестандартными заданиями на развитие воображения, наблюдательности, логического мышления.

Для учителя разработаны подробные методические рекомендации по каждому классу. Количество материала является более чем достаточным для проведения современного урока математики в начальной школе, именно это отмечают педагоги, работающие по программе, оставляя свои отзывы. Программа «Школа России» гарантирует, что пройденный математический материал станет прочным фундаментом для дальнейшего усвоения знаний по этому школьному предмету. Многолетние результаты работы по данной программе также доказывают это. Школьники, переходя в пятый класс, легко справляются с новыми заданиями, опираясь на полученные в начальной школе умения.

Предметов много, основа одна

Авторы создавали учебно-методический комплекс, используя передовые достижения педагогической науки в сочетании с концепциями нового времени и опираясь на практические разработки. Поэтому данный УМК представляет собой систему, где обозначены единые методические элементы, входящие в разработанные по каждой из образовательных областей рабочие программы. «Школа России» — это полный исчерпывающий комплект всех необходимых материалов.

Учителя, работающие по программе отмечают, что учебники помогают ребёнку легко и без особого труда приобретать и накапливать знания, умения и навыки, требующиеся для успешного обучения в школе, овладевать универсальными учебными действиями, которые в Федеральном государственном стандарте прописаны как основа обучения в начальной школе.

Как свидетельствуют отзывы преподавателей, ещё одним плюсом образования по данной программе является возможность осуществления системно-деятельностного подхода и учёта индивидуальных особенностей обучающихся.

«Школа России» позволяет создавать в ходе урока проблемные ситуации, решая которые, дети выдвигают предположения и проверяют их, ищут доказательства, делают выводы, сравнивают то, что получилось, с тем, что должно было получиться, оценивают результаты своей работы.

Научным руководителем авторского коллектива стал кандидат педагогических наук Андрей Анатольевич Плешаков, именно под его редакцией появилась рабочая программа «Школа России». ФГОС внёс обновления в её содержание, при этом сделав её популярным и востребованным механизмом воплощения стандартов второго поколения в жизнь.

Учебно-методический комплект состоит из серии пособий по всем основным образовательным областям.

Школа XXI века

Информация по предметам дана так, чтобы научить детей логически мыслить.

УМК «Школа 21 века»

У программы следующие плюсы:

  • по «Математике» есть простые и сложные задания;
  • подойдет Школа XXI века детям, которые быстро воспринимают новую информацию;
  • каждый урок – это новая тема;
  • задания для первоклассников хорошо продуманы;
  • программа помогает поднять самооценку и сделать самостоятельным;
  • в «Литературном чтении» хорошо подобраны все произведения;
  • по всем предметам есть материалы не только для начальной, но и средней школы.

Но есть и ряд минусов:

  • нет четкой подачи материалов по «Русскому языку» и «Математике»;
  • мало практических заданий с устным счетом;
  • таблицу умножения изучают уже в конце 1 класса;
  • в предмете «Окружающий мир» нет заданий на развитие ребенка;
  • программа не подходит для медлительных детей;
  • в «Литературном чтении» много больших текстов.

Если почитать отзывы мам и учителей о программе, то большинство из них отрицательные. Не нравится подача материала, уровень сложности заданий.

Н.А., 30 лет, мама: «В учебниках мало теории. Программа не подойдет для неподготовленных детей к школе. Если ребенок заболеет, то родителям будет сложно объяснить материал. В учебнике по «Русскому языку» нет четких правил. Во втором классе ребенок должен практически каждое занятие по «Окружающему миру» проводить опыты. В «Литературном чтении» много кроссвордов, с которыми без помощи родителей будет сложно справиться. Самостоятельно понять программу без мамы или учителя ребенок не сможет».

Встречаются и положительные. В.С., 28 лет, мама: «Программа Школа «XXI века» понравилась. Ребенок стал более самостоятельным. Научился рассуждать и находить свои ошибки. С программой скучно не будет, придется уделять много времени урокам. Ребенок получит много знаний не только из начальной школы, но и средней».

Особенности программы

Основные принципы программы:

  • обеспечение учащихся знаниями в соответствии с требованием ФГОС,
  • формирование у школьников необходимых для учёбы навыков,
  • создание мотивации к изучению всех школьных предметов,
  • ориентирование работы на результат,
  • духовно-нравственное развитие учащихся,
  • привитие школьникам уважения к родной культуре и традициям,
  • воспитание бережного отношения к природе,
  • формирование целостной картины мира.

Ведущим принципом «Школы России» является применение в обучении проблемно-поискового метода, который позволяет сформировать у школьников навыки коммуникации, работы с информацией, планирования и рефлексии.  

Программа построена на достижениях традиционной русской педагогики и уделяет большое внимание патриотическому воспитанию учащихся. Материалы УМК призваны сформировать у школьников преданность Отечеству и малой Родине, интерес к родному языку и культуре, а также уважительное отношение к национальным ценностям всех народов России

Помимо этого, УМК ориентирован на развитие у детей качеств, соответствующих понятиям о человечности: доброты, эмпатии и отзывчивости.     

Специально для РФ

Программа начальной школы «Школа России» создана отечественными разработчиками и предназначена для реализации внутри нашего государства. Присутствием в названии именования страны авторы хотели отметить её особую национальную направленность. Отмечается также, что приоритет в данной программе отдаётся духовно-нравственному развитию обучающихся.

Программа обучения «Школа России» наиболее близка к традиционной, использование проверенных временем заданий и методов работы приводит к тому, что большая часть детей достигает предполагаемых результатов без особых проблем.

Что лучше Школа России или Перспектива?

Педагоги неоднозначны в ответе на вопрос, какая программа лучше. Так, к учебникам программы «Перспектива» имеются хорошие методические пособия, что является большим подспорьем любому учителю. Некоторые считают, что программа «Школа России» является самой доступной и наиболее понятной для учеников, имеющих разный уровень учебных возможностей. Вот что говорят учителя начальных классов об обеих этих программах: «Если вы хотите получить оптимальный результат, то делать уроки с ребенком придется по любой программе», «Считаю, именно в ШР наиболее грамотные и адаптивные учебники, в программе «Перспектива» наблюдаются достаточно серьезные психолого-педагогические нестыковки по требованиям к учебникам», «Программа хороши обе, есть задания разных уровней, но мало. В «Школе России» хорошая работа по развитию речи, неплохие печатные рабочие тетради. Учебники достаточно адаптриованные, поэтому учителю ничего не надо выдумывать», «Школа России» заточена под ОГЭ и ЕГЭ», «Какую программу выбрать, от ребенка зависит: кому-то лучше одно, кому-то – другое», «Берегитесь «Перспективы» в начальной школе. Расхлебывать придется в среднем звене».

Выбор родителей также неоднозначен: «Мы учимся по Школе России. Материал в учебниках практически «разжевывается». Большинство заданий ребенок в состоянии выполнить самостоятельно», «Ничего сложного в «Перспективе». То, что ребенок не понял, могут объяснить родители», «Моя дочка учится по «Школе России», мы всем довольны», «Перспектива» полностью готовит к ВПР». Но существуют резко негативные отзывы родителей о программе «Перспектива»: «Программа ужасная. Некоторые задания в учебниках сформулированы отвратительно, тексты для чтения странные», «Бедные дети, обучающиеся по этой программе!».

Как мы поняли, «Перспектива» предполагает большее участие родителей в подготовке и выполнении многих заданий, чем «Школа России». Педагоги и родители отдают предпочтение проверенной традиционной программе. Но, в конечном счете, уважаемые родители, помните о том, что вы должны самостоятельно определиться, что же более подходит вашему малышу. Ответственность за будущее ребенка несете именно вы!

Для изучения родного языка

Программа обучения грамоте «Школа России» представлена учебником «Русская азбука», авторами которого являются В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская и другие. Руководство это состоит из двух частей и дополнено четырьмя прописями. Для учителя создано методическое пособие с поурочными разработками «Обучение грамоте». Дополняют комплект электронное приложение «Русская азбука», четыре «Чудо-прописи» В.А. Илюхиной и дидактическое пособие «Читалочка» (Абрамов А.В., Самойлова М.И.)

Рабочие программы «Школа России» по русскому языку представлены в двух вариантах.

Обучение грамоте и родному языку: вариант второй

Эту линию представляют рабочие программы по русскому языку для первых-четвёртых классов, составленные В.Г. Горецким, Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой. Разработанный до мелочей учебно-методический комплекс содержит учебники «Русский язык» для каждого класса, рабочие тетради, сборники проверочных работ, дидактические материалы и рекомендации для учителя.

Как и описанная нами выше первая линия, данный УМК использует пособие «Пишу правильно: орфографический словарь» (Бондаренко А.А., Гуркова И.В.) и «Рабочий словарик» для каждого класса, разработанный А.А. Бондаренко.

Требования к знаниям и умениям, которыми должны овладеть дети в процессе обучения в начальной школе, содержит рабочая программа (4 класс). «Школа России» разработала также критерии и нормы оценки обучающихся. Они довольно подробны и понятны. Это позволит учителю оценивать обучающихся, а детям — понимать полученную отметку.

Как школы будут выбирать учебные программы в 2020-2021 учебном году

Школа вправе самостоятельно выбирать УМК, разрешенный Министерством образования. Процесс обучения проходит по учебной литературе, включенной в федеральный перечень. Этот список утверждается изданным в декабре 2018-го года приказом Минпросвещения под номером 345. Причем федеральный перечень – это не хаотичный набор разных учебников, а завершенные сформированные предметные линии, входящие в состав учебно-методических комплексов. И сочетать разные УМК нельзя.

Абсолютно все учебные программы, которые могут использоваться в школах, должны входить в федеральный перечень, а также соответствовать ФГОС – федеральным государственным образовательным стандартам. Если УМК в перечень не входит и стандартам не соответствует, ее применение в образовательном госучреждении недопустимо (но в частных школах оно возможно).

Изменения согласно ФГОС

24.06.2019 г. Ольга Васильева, экс-министр просвещения, объявила на слушании в Госдуме об утверждении в конце 2019 года обновленных ФГОС и об изменениях в школьных программах начальной школы на 2020-2021 год, которые планируется завершить во 2 кв. 2020 г.

Основные принципы, с учетом которых формируются стандарты школьного образования:

  • конкретизация структуры, базовых принципов освоения программ;
  • доступность и прозрачность их содержания для учителей и родителей учащихся.

В 2020 году будет действовать ФГОС второго поколения. Окончательное внедрение ФГОСов третьего поколения планируется осуществить осенью 2021 года. Если действующий ФГОС включает лишь установку на формирование отдельных компетенций у обучающихся, то новый Стандарт нацелен на конкретизацию требований к ученикам, а также на унификацию программ обучения во всех начальных школах в 2020-2021 году. Создание единой образовательной системы позволит выстроить прочные метапредметные связи и установить, какой объем информации по каждой дисциплине должны освоить ученики и в какие сроки.

Уже сегодня можно проследить изменения, внесенные в проект ФГОС третьего поколения:

определены обязательства учебного заведения перед учениками и их семьями;
уделено внимание развитию личностных и межпредметных навыков учеников;
разработан конкретный список образовательных предметов;
созданы рычаги проверки результатов освоения преподаваемых предметов;
обозначены темы для освоения за каждый год обучения;
уточнено содержание воспитательной программы.

В стандартах учтены психоэмоциональные и личностные особенности детей разных возрастных групп, рассчитано количество часов для освоения учебного материала

Кроме того, уделено внимание содержанию воспитательной работы и основным методам обучения детей с ОВЗ. С учетом нововведений каждое учреждение сферы образования систематизирует следующие документы:

  • рабочие программы;
  • КТП;
  • журналы и дневники в электронной форме.

«Перспективная начальная школа»

Традиционная программа обучения для начальных классов

Эта программа для детей начальных классов разрабатывалась в 2006 году  вместе с первыми ФГОС. Как и в программе «Планета знаний», весь процесс обучения строится на желании ребёнка учиться. Для простоты рассуждений придуманы постоянные книжные герои — Миша и Маша. Так дети в начальной школе усваивают материал наглядно.  

В УМК заложено изучение четырёх иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского. Программа рассчитана исключительно на началку — в средней школе дети переходят на программу, выбранную администрацией. 

Отзывы родителей сильно разнятся. Так, многие утверждают, что программа непоследовательна и сложно даётся. В УМК есть моменты, идущие вразрез с привычными школьными программами. Например, дети не считают в столбик, а раскладывают числа, расписывая пример на половину листа. Дома родители объясняют, что легче посчитать в столбик, — и у ребёнка начинается переутомление от поступающей разрозненной информации. 

Соответствие государственному стандарту

Многолетнее существование программы может рассматриваться двояко. Кому-то может показаться, что это говорит об отсутствии развития и приверженности традиционному обучению. С другой стороны, программа прошла испытание временем, и это вселяет в учителя уверенность в результатах больше, чем новый экспериментальный комплект. Данные сомнения и доводы часто приводятся её сторонниками и критиками, оставляющими при обсуждении свои отзывы. Программа «Школа России» уверенно продолжает существование и в очередной раз доказала собственную состоятельность, пройдя экспертизу в Российской академии образования и Российской академии наук. Их заключения по результатам исследования учебников данного комплекса говорят о полном соответствии всем требованиям, предъявляемым федеральным государственным стандартом. Это позволяет считать проект жизнеспособным и вполне современным.

Получившая такие заслуженные положительные отзывы программа «Школа России» вполне может способствовать успешному освоению школьниками первой (начальной) ступени обучения.

Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно выпускает список пособий, которые являются рекомендованными или допущенными к применению в учебных заведениях. Одно из первых мест занимает в этом перечне программа «Школа России». ФГОС предъявляет к современным учебникам особые требования, и данные пособия им вполне соответствуют. В дополнение можно отметить, что имеющиеся в комплексе электронные приложения учат детей работать с разными носителями и находить информацию различными способами, что является очень важным умением для современного человека.

Везде есть плюсы и минусы

В целом «Школа России» напоминает мне образовательный процесс из нашего детства, адаптированный к современным требованиям. Рассчитана она на детей, которые до школы не умели читать-считать, а таких идёт в первый класс достаточно много. Азбука в начальной школе стартует с нуля, а математика посвящается счету без логических умозаключений. Традиционность учебной программы включает:

  • объяснение на уроке нового материала преподавателем, закрепление на уроке;
  • домашнее заучивание;
  • индивидуальную проверку подготовки к уроку по изучаемой теме у доски, доработку изучаемой темы;
  • проведение самостоятельных и контрольных работ для оценки понимания темы в разрезе всего класса.

Не знаю, как вам, но для себя традиционность в обучении не считаю отрицательным моментом. По крайней мере, всегда есть возможность помочь своему ребёнку в том, что он недопонимает и не усвоил с урока, в отличие от других школьных методик, где разобраться с нелёгкой подачей материала способен зачастую исключительно педагог.

Нет здесь и скоростной гонки при изучении дисциплин, всё планомерно, освоению нового материала уделяется достаточно времени, а не отдаётся на откуп самостоятельной домашней доработке.

Неплохо отзываются о программе и сами учителя, не готовые постоянно экспериментировать, склоняясь к проверенным временем и жизненным опытом классическим методикам.

Конечно, многие родители при обучении по «Школе России» обеспокоены тем, что программа не даёт высокого развития и предназначена для среднего уровня. Скажем так: не для вундеркиндов, как, например, система Эльконина-Давыдова или Занкова. На такие критические отзывы мне всегда хочется ответить, что лучше иметь базовый, но крепкий уровень, который при желании всегда можно повысить дополнительным обучением, чем поверхностные знания с усиленной загрузкой детского мозга зачастую ненужным материалом. В общем, склоняюсь я к «синице в руке», но это чисто субъективно.

А как вы на это смотрите?

А теперь предлагаю заглянуть на открытый урок по литературному чтению во 2 классе по УМК «Школа России».

https://youtube.com/watch?v=JggcwVwLsXo

На этом я с вами ненадолго прощаюсь в ожидании комментариев. Давайте делиться советами, они кому-то могут быть полезны.

Всего вам доброго!

Детишкам большой привет передавайте!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector