Языковые средства выразительности

Средства художественной выразительности (таблица)

Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.

Лексические средства выразительности

Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.

Например, тропы (слова используются в переносном значении).

Фигура речи Значение Пример
Аллегория Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа
  • аллегория медицины — это изображение змеи, обвивающей чашу;
  • аллегория мира — это белый голубь;
Гипербола Явное преувеличивание или приукрашивание действительности
  • повторял сто раз;
  • не виделись целую вечность;
Ирония Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин)

Лексический повтор Повтор слов или целых словосочетаний

Суставы изнывают без лекарства,

Суставам осложнение грозит… (реклама «Хондроксид»)

Литота Сильное преуменьшение
  • «Дюймовочка»;
  • рукой подать;
Метафора Два термина сравниваются в необычном смысле
  • золотые руки;
  • волчья хватка;
Метонимия Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними
  • город проснулся (т. е. люди);
  • сегодня мы видели Врубеля (т. е. его картины);
Олицетворение Одушевление неодушевлённых предметов
  • море рассмеялось;
  • солнце улыбнулось;
Перифраз Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики использование «голубая планета» вместо «Земля»
Сарказм Недобрая ирония, колкое выражение с юмором Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался?
Синекдоха Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот
  • уносить ноги (ноги — это частное, убегает же весь человек — это обобщённое);
  • Россия выиграла чемпионат (спортсмены — частное, Россия — обобщённое);
Сравнение Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. жёлтые, как янтарь, глаза
Эпитет Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол
  • синее небо;
  • тёмная аллея;
  • пламенные взоры.

Синтаксические средства выразительности

Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.

Фигура речи Значение Пример
Анафора (единоначатие) Повторение в начале строк, предложений и др. Город пышный, город бедный… (А. С. Пушкин)
Антитеза Противопоставление слов или понятий ученье — свет, а неученье — тьма
Градация Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории Пришёл, увидел, победил
Именительный темы Отделение существительного в именительном падеже
  • Холодные и дикие просторы!..
  • Слово! Язык!
Многосоюзие (полисиндетон) Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели)
Оксюморон Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением
  • правдивая ложь;
  • оглушительная тишина;
Парцелляция Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности Молодой артист <…> заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников)
Риторический вопрос, восклицание, обращение Применяются для интенсификации выразительности
  • До каких пор мы будем это терпеть? (рит. вопрос);
  • Мечты, мечты! где ваша сладость? (воскл.; А. С. Пушкин);
  • Спи, моя радость, усни (обращ.).
Синтаксический параллелизм Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин)
Умолчание Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать

Но слушай: если я должна

Тебе… кинжалом я владею,

Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин)

Эллипсис Исключение одного из членов предложения

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин)

Эпифора Повторение окончания предложения (слова или словосочетания)

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости… (А. С. Пушкин)

Средняя группа

В средней групперазвитие творчест­ва на основе обучения языку выразительных движений идет с акцентом на развитие парного образно-пластичес­кого взаимодействия. Дети продолжа­ют осваивать способы общения с помощью жестов. Новым же стано­вится знакомство с пространственным поведением персонажей относительно друг друга (размещение и перемеще­ние исполнителей по сценической площадке). Освоение разновидностей «пространственного рисунка» парного взаимодействия — главная идея раз­дела «Выразительное движение» в средней группе. По своей новизне эта идея отличает данную методику от других методик развития детского творчества через движение.

Этапы освоения разновидностей парного взаимодействия определяют главную линию развития и обучения детей в течение года. Сначала осваиваются способы образно-пластическо­го взаимодействия, когда партнеры располагаются рядом друг с другом (например, при имитации «починки игрушки»). Затем дети осваивают спо­собы взаимодействия, когда один партнер стоит на месте, а другой приближается к нему (например, изо­бражая интерес одного персонажа к другому), а затем удаляется (изобра­жая потерю интереса). Еще более сложным является такой «рисунок» взаимодействия, при котором один партнер приближается к другому, а тот от него отодвигается, удаляется, чтобы сохранить или увеличить дис­танцию (в ситуации «Кошка пресле­дует улетающую птичку»). Наконец, дети осваивают способы взаимодейст­вия, передающие сотрудничество пер­сонажей или их противоборство. В первом случае усилия действующих лиц направлены в одну сторону («Тянем-потянем»), во втором — в противоположные стороны («Лиса по­хищает петушка»).

В средней группе дошкольники впе­рвые сталкиваются с проблемой: как передать конфликт между разнохарак­терными персонажами в парном взаи­модействии. Решение этой проблемы требует от детей удержания «двойственной позиции» актера: дети взаимо­действуют друг с другом, одновремен­но конфликтуя (как персонажи) и сотрудничая (как партнеры по игре). Введение подобного содержания именно в среднем возрасте — еще одна отличительная особенность пред­ставляемой здесь методики

Такой «ход» не только позволяет знакомить детей с разнообразными сюжетами и способами воплощения образов, что активизирует их продуктивное вооб­ражение, но и подводит к начальному пониманию природы актерской игры, весьма важного для развития испол­нительского творчества

Развитие способности к образному перевоплощению в средней группе тоже имеет свои особенности. Про­должается освоение способов, переда­ющих, с одной стороны, особенности пластики персонажей, а с другой — их внутренние переживания. Но если в младшей группе эти два плана создания образа осуществлялись по­рознь, то теперь детям все чаще удается их совмещать (при поддержке педагога). Кроме того, дети знакомят­ся с новым способом обогащения образа — его детализацией, подроб­ным изображением ситуативных дей­ствий персонажа, которые могут есте­ственно рождаться из контекста об­разно-пластического взаимодействия. Подобное изображение предоставляет большие возможности для нахожде­ния разных вариантов «решения» об­раза («кошка» может подкрадываться к «птичке» или непрерывно и медлен­но, или осторожными перебежками с остановками, чтобы притаиться на время, или как-то иначе).

Выполняя творческие задания, дети среднего дошкольного возраста показывают результаты, свидетельствую­щие о некотором количественном росте: все больше детей могут приду­мывать и подбирать подходящие по смыслу выразительные движения, причем в разных вариантах; они более явно и устойчиво демонстриру­ют фрагменты исполнительской выра­зительности, при этом все меньше опираются на поддержку педагога. Однако эффект проведенного за год развивающего обучения не ограничи­вается этими видимыми результатами. Именно в среднем дошкольном воз­расте, когда дети уже способны вос­принять качественно новое содержа­ние, но пока еще не могут самостоя­тельно воспользоваться полученным опытом, удается заложить то, что готовит базу для скачка в творчестве через год-другой.

Оксюморон

Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.

ПРИМЕРЫ:

  • Живой мертвец
  • Горячий лёд
  • Начало конца

Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии навыка оратора. Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.

Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым ораторским приёмам, а во-вторых, читать больше литературы и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности

Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?

Советуем также прочитать:

8 приемов: как удержать внимание аудитории

Литературные приемы постмодернизма

Методика контрольных вопросов: приемы эффективного их составления

Приемы манипуляции в дискуссии

Ключевые слова:1Сторителлинг

Метонимия

Очень интересное изобразительное средство языка — метонимия. В переводе с греческого — переименование. В этом случае имя одного объекта переносится на другой, и рождается новый образ. Великая сбывшаяся мечта Петра Первого обо всех флагах, которые будут «в гости к нам» из Пушкинского «Медного Всадника» — это пример метонимии. Слово «флаги» заменяет в данном случае понятия «страны, государства». Метонимию охотно используют в средствах массовой информации и в разговорной речи: «Белым домом», например, зовут не здание, а его обитателей. Когда мы говорим «прошли зубы», мы имеем в виду, что исчезла зубная боль.

Синекдоха в переводе — соотношение. Это тоже перенос значения, но только по количественному признаку: «немец двинулся в атаку» (имеются в виду немецкие полки), «не залетает сюда птица, не идет сюда зверь» (речь, конечно же, о многих зверях и птицах).

Таблица средств выразительности

Лексические средства
Аллегория— Белый голубь — мир во всём мире Иносказание. Замена отвлечённого понятия конкретным образом
Метафора — Вьюга злится, вьюга плачет Слово в переносном значении, основанное на сходстве между явлениями
Гипербола— Море по колено Чрезмерное преувеличение
Ирония— Отколе, умная, бредёшь ты голова (Про осла) Насмешка, разоблачающая отрицательные черты
Литота— От горшка два вершка Нарочитое преуменьшение описываемого предмета
Метонимия— читал Толстого Обозначение предмета по одному из его признаков
Олицетворение — Купаясь в небе голубом Неживые предметы наделяются свойствами живых
Перифраз — Чёрное золото — нефть Замена прямого названия предмета описанием существенных признаков
Сарказм— Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков (А.С. Пушкин) Высшая форма иронии, язвительная насмешка
Синекдоха — Всё спит — и человек, и зверь, и птица (М. Горький) Перенос значения по количественному признаку
Эпитет— Томительный свет белой ночи Красочные определения предмета
Дисфемизм — лицо-морда Грубое обозначение нейтрального понятия
Эвфемизм— обменялись любезностями, вместо разругались Замена грубых слов нейтральными
Каламбур— Весна хоть кого сведёт с ума. Лёд — и тот тронулся. Шутка, основанная на смысловом объединении
Пафос— Героический пафос в романе Гоголя Тарас Бульба» Эмоционально-оценочное отношение автора
Синтаксические приёмы
Анафора— Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза (С. Есенин) Повторение начальных слов в начале отрывка
Эпифора — Други его, не тревожьте его! Слуги его, не тревожьте его! Одинаковая концовка нескольких предложений
Оксюморон— Богатый бедняк. Умный глупец. Сочетание несочетаемых по смыслу слов
Парцелляция— А лес шумит. Тихо, проникновенно. Дробление предложения на мелкие фрагменты
Цитирование — «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза». Точная, дословная выдержка из какого-либо текста
Противопоставление— Они сошлись, волна и камень. Резкое противопоставление понятий
Лексический повтор— Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака! Намеренное повторение одного и того же слова
Умолчание— Но этот крест, но этот ковшик белый… Намеренно не до конца выраженная мысль
Риторический вопрос — Какой же русский не любит быстрой езды? Вопрос, не требующий ответа
Хиазм — Рассудку вопреки, наперекор стихиям. Обратный параллелизм
Фонетические средства
Аллитерация— Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам. Повторение в стихотворении одинаковых согласных звуков
Ассонанс — Забил снаряд я в пушку туго и думал, угощу я друга. Повторение в стихотворении одинаковых гласных звуков
Рифма — Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился. Созвучие окончаний стихотворных строк
Фразеологические обороты
Фразеологические сокращения (идиомы) — Свинья под дубом. Дойти до ручки. Устойчивое выражение
Фразеологические выражения — Свежо предание, да верится с трудом. Выражения из книжного языка
Фразеологические сочетания (коллокации) — сгорать от любви, ненависти, стыда, нетерпения Устойчивый оборот, в который входят слова со свободным значением
Фразеологические единства — Держать камень за пазухой. Более самостоятельные, чем идиомы
Стилистические фигуры
Антитеза — Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. Риторическое противопоставление
Инверсия — Швейцара мимо он стрелой влетел по мраморным ступеням. Нарушение естественного порядка слов
Повтор — Сияй, сияй прощальный свет любви последней. Повтор одного слова на протяжении строки
Плеоназм— Военный госпиталь. Правильный рацион Употребление лишнего бессмысленного слова
Градация— Не жалею, не зову, не плачу. Цепь определений с нарастанием или убыванием значимости

Русский язык — сокровище культуры, бесценный дар неисчерпаемого богатства. Многие средства выразительности прочно вошли в обиход и люди применяют их в повседневной речи неосознанно, но палитра средств настолько многообразна, что совершенствовать знания можно и нужно на протяжении всей жизни.

Для наработки навыков необходимо выполнение регулярных разнообразных упражнений и практических занятий по анализу языковых средств выразительности.

Синтаксис в помощь художественной выразительности

Инверсия (перестановка, переворачивание) – это обратный или нестандартный порядок слов в предложении. В прозе употребляется для смыслового выделения какой-либо части предложения. В стихотворной форме бывает необходима для создания рифмы, акцентирования внимания на самых важных моментах. У Марины Цветаевой в стихотворении «Попытка ревности» инверсия передает эмоциональный надрыв:

А. С. Пушкин считал инверсию едва ли не главнейшим средством поэтической выразительности, его стихи в большинстве инверсионны, оттого так музыкальны, выразительны, просты.

Риторический вопрос в художественном тексте это такой, который не требует ответа.

В лирике Марины Цветаевой излюбленными приемами были риторический вопрос и риторическое восклицание:

Полезные материалы по теме

Советую вам посмотреть несколько моих статей по лексике. Они все небольшие, но я там разбираю трудные моменты, в которых дети практически всегда путаются.

  1. Что такое омонимы и чем они отличаются от многозначных слов.
  2. Архаизмы и историзмы.
  3. Жаргон и его отличия от других пластов лексики, например от арго.
  4. Паронимы.
  5. Синонимы и антонимы.

И саму статью про лексику прочитайте тоже.

Подпишитесь на мою рассылку. В ближайшие месяцы будет еще много новых статей по русскому и литературе, я постараюсь разобрать в том числе и практические темы – как делать разные виды разборов, правильно строить схемы предложений и пр. Рассылка позволит мне держать вас в курсе и высылать ссылочки на новые публикации.

Посмотрите обязательно подборки с курсами по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Там очень хорошие материалы, большинство занятий проводится в групповом формате. Учиться можно «из дома», не тратя время на дорогу до репетитора. Это комфортно, удобно и экономно.

Рекомендую вам учебник «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Он мне особенно нравится, потому что в нем собрана вся теория, которую вы должны изучить в школе. А упражнений нет, они вынесены в отдельные книги. Это такой универсальный справочник. Его надо приобрести, для начала просто прочитать, чтобы знать, где какая информация находится, а потом изучать темы, которые «западают».

Гипербола. Литота. Ирония

Выразительные изобразительные средства в литературе — это еще и гипербола, литота, ирония. Первое и второе относятся к категории преувеличения-преуменьшения. Гиперболой можно назвать описание богатыря Микулы Селяниновича, который одной рукой «повыдернул» из земли соху, которую вся «хоробрая дружинушка» Вольги Святославовича не могла сдвинуть с места. Литота, напротив, делает образ смехотворно маленьким, когда о миниатюрной собачке говорят, что она «не более наперстка». Ирония же, которая дословно звучит в переводе как «притворство», призвана называть предмет не тем, каким он кажется. Это тонкая насмешка, в которой буквальный смысл спрятан под противоположным утверждением. Например, вот ироничное обращение к косноязычному человеку: «Что же ты, Цицерон, двух слов связать не можешь?» Ироничный смысл обращения таится в том, что Цицерон был блестящим оратором.

Лексика

Разумеется, любая фраза и в итоге каждый текст состоит из слов. Именно слово – инструмент писателя.

Слова с их значением изучает лексикология, а все они вместе составляют словарный состав языка, иначе называемый лексикой. Лексика дает автору самую широкую палитру изобразительных средств. Ведь слова с их оттенками значений позволяют тексту раскрыться во всем многообразии смыслов. Для этого используются переносные значения многозначных слов (метафоры, эпитеты и т.п.)

Словарный состав языка неисчерпаем; при желании всегда можно подобрать подходящее слово. Но если все-таки кажется, что слов не хватает, можно придумать свое. Такие слова называются окказионализмами (авторскими неологизмами). Второе название менее точно, так как не все такие слова входят в язык.

Ниже приведена таблица с примерами лексических средств выразительности.

Термин

Пример

Метафора

Башни деревьев

Эпитет

Сияющие глаза

Олицетворение

Дождик шепчет

Метонимия

Съел пол-ложки

Гипербола

Сто лет тебя не видел!

Литота

Подождите секундочку!

Сравнение

Камнем упал

Синекдоха

Нам нужны любые руки

Ирония

Опять двойку схватил, умник?

Перифраз

Мы прибываем в город на Неве

Аллегория (сложный троп)

В тексте дорога может быть аллегорией жизни

Символ (сложный троп)

В притче отец может быть символом Бога

Лексические средства выразительности всегда есть в художественном произведении, но и в обыденной речи они не редкость.

Гротеск

Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово «гротеск» означает «затейливый», «причудливый». Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы», «История одного города», сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.

Сарказм, ирония, юмор и гротеск — популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех — рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, «Путешествие Гулливера»).

Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе «Господа Головлевы» образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.

Классификация тропов

Для того чтобы понять и четко выяснить, какие слова и выражения, в каком контексте относят к изобразительно-выразительным средствам языка, обратимся к следующей таблице.

Тропы Определение Примеры
Эпитет Призван определять нечто художественно (предмет, действие), чаще всего выражен прилагательным или наречием Бирюзовые глаза, чудовищный характер, равнодушное небо
Метафора По сути, это сравнение, но скрытое за счет переноса свойств одного предмета или явления на другой Душа поет, сознание уплывает, голова гудит, ледяной взгляд, острое слово
Метонимия Переименование. Это перенос свойств одного предмета, явления на другой на основе смежности Заварить ромашку (а не чай из ромашки), школа вышла на субботник (замена слова»учащиеся» на название учреждения), читал Маяковского (замена произведения на имя автора)
Синекдоха (является разновидностью метонимии) Перенос наименования предмета с части на целое и наоборот Копейку сберечь (вместо деньги), ягода в этом году вызрела (вместо ягоды), покупатель сейчас требовательный (вместо покупатели)
Гипербола Троп, основанный на чрезмерном преувеличении (свойств, размеров, событий, значения и др.) Я сто раз тебе говорила, весь день простояла в очереди, напугал до смерти
Перифраза Неделимое в семантическом плане выражение, которое в образной форме описывает какое-либо явление, предмет, указывая на его особенность (с негативным или положительным смыслом) Не верблюд, а корабль пустыни, не Париж, а столица моды, не чиновник, а канцелярская крыса, не собака, а друг человека
Аллегория Иносказание, выражение абстрактного понятия при помощи конкретного образа Лиса — хитрость, муравей — трудолюбие, слон — неуклюжесть, стрекоза — беззаботность
Литота То же, что и гипербола, только наоборот. Преуменьшение чего-либо с целью придания выразительности Как кот наплакал, я свою копейку зарабатываю, тоненькая, как тростиночка
Оксюморон Сочетание несовместимого, контрастного, противоречивого Громкая тишина, назад в будущее, горячий холод, любимый враг
Ирония Употребление слова в смысле полностью противоположном его значению с целью насмешки

Заходите в мои хоромы (о маленькой квартире), это тебе обойдется в копеечку (большие деньги)

Олицетворение Перенесение свойств и качеств живых существ на неодушевленные предметы и понятия, которым они не присущи Плачет дождь, шепчется листва, воет вьюга, напала грусть
Антитеза Троп, основанный на резком противопоставлении каких-либо образов или понятий
Эвфемизм Нейтральное в эмоциональном и смысловом плане слово или сочетание слов, используемое вместо неприятных, грубых, неприличных выражений Места не столь отдаленные (вместо тюрьма), у него своеобразный характер (вместо плохой, тяжелый)

Из примеров становится понятно, что изобразительно-выразительные средства языка, а именно тропы, используются не только в художественных произведениях, но и в живой разговорной речи. Необязательно быть поэтом, чтобы иметь грамотную, сочную, выразительную речь. Достаточно иметь хороший словарный запас и умение выражать мысли нестандартно. Насыщайте свои лексические кладовые чтением качественной литературы, это крайне полезно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector