Освоение таблицы умножения в начальных классах

Содержание:

5+ игр для быстрого запоминания таблицы умножения

Чтобы быстро выучить таблицу умножения, ребенку в возрасте 8-10 лет — а именно столько ему во 2-4 классе, когда в программе появляется умножение — стоит подобрать игру по вкусу. Так процесс пойдет намного эффективнее, чем в случае простой зубрежки.

Вот перечень наиболее распространенных и интересных вариантов игрового обучения:

Карточки

Их можно распечатать самостоятельно, а можно приобрести практически в любом детском магазине — настолько эта игра известна и популярна. Набор включает все комбинации множителей из таблицы умножения с ответами на оборотной стороне.

Чтобы быстро выучить их, играть предлагается следующим образом:

  1. Игрок тянет пример
  2. В случае правильного ответа карточка отправляется в «отбой»
  3. В случае неправильного — возвращается в колоду

Повторять перечисленные шаги следует до тех пор, пока в основной колоде не останется карт. За счет того, что сложные примеры возвращаются в стопку и встречаются снова и снова, они запоминаются лучше и прочнее.

Чтобы выучить всю таблицу умножения максимально быстро, попробуйте устроить игру на время. Ребята, занимающиеся во 2-3 классе, наверняка будут в восторге от такой викторины.

Вам на помощь придут развивающие компьютерные игры

Стихотворные примеры

Разучите с ребенком самые простые рифмующиеся примеры из таблицы умножения: пятью пять, шестью шесть и т.д. А можно сразу взять на вооружение стихотворный разбор всей таблицы — например, книгу Андрея Усачева «Таблица умножения в стихах».

Яркие иллюстрации и интересные короткие стишки превратят зубрежку в увлекательную игру. Чтобы быстро выучить таблицу во 2 или 3 классе, такой способ подойдет как нельзя лучше.

Счет на пальцах

Любознательным детям втянуться в обучение наверняка поможет один наглядный прием-хитрость умножения на девять.

Рассмотрим его на примере пятью девять:

  1. Смотрим на собственные ладошки
  2. Отсчитываем пятый пальчик слева (как показатель множителя 5)
  3. Считаем количество пальцев слева от «множителя» — это десятки (в данном примере их будет четыре)
  4. Считаем количество пальчиков справа от пятого — это единицы (в данном примере их пять)

Итогом будет число 45 — ответ на пример из таблицы умножения. Такой подход работает для любых умножений на девять — попробуйте сами.

Ни в коем случае не критикуйте ребенка за неудачи

Использование игрушек или наглядных примеров

Чтобы быстро выучить принципы умножения на 2 и 3 по таблице умножения, можно использовать в качестве подспорья в игре практически что угодно: игрушки, предметы на улице, людей, животных и т.д.

Выберите такой пример, который более знаком и привычен вашему ребенку. Выстраивайте в ряд по два и три игрушки и считайте их. Потом объясните ребенку принцип сокращения процесса подсчета с помощью умножения.

Мобильные или онлайн-игры на изучение таблицы умножения

В сети существует бесчисленное количество разных игр, направленных на то, чтобы быстро выучить таблицу умножения, играя онлайн. Подберите вместе с ребенком увлекательную и яркую игру и предоставьте ему развлекаться — а после проверьте успехи.

Если вас заботит неконтролируемое пребывание ребенка в интернете, выберите игру, которую можно бесплатно скачать, и используйте ее, чтобы быстро выучить таблицу умножения.

Есть много способов привлечь внимание ребенка

Морской бой

Этот игровой способ отлично подходит для закрепления уже имеющихся знаний. Запишите поля «морского боя» цифрами с обеих сторон и установите, что для атаки сектора нужно назвать результат умножения соответствующих чисел.

Такая несложная и увлекательная игра отлично тренирует память и скорость умножения. Конечно, чтобы быстро выучить таблицу умножения во 2 классе, игра нужна не всегда.

Некоторые детки, особенно если им повезло со школьными преподавателями и вообще отношением к учебе, с интересом будут постигать принципы математических примеров и без игр.

В этом случае используйте системный пошаговый подход к обучению:

  1. Объясните принцип умножения на единицу и десятку
  2. Освойте удвоение
  3. Разберите принцип неизменности результата от перестановки множителей
  4. Выучите квадраты чисел
  5. Последовательно переходите к изучению умножения на 3, 4, 5 и т.д.

Настройтесь на позитивный лад, и результат не заставит себя долго ждать

Даже в такой подход можно добавить игровой элемент, помечая разными цветами уже заученные области. Финальной целью игры будет очищение поля.

Запоминание таблицы умножения — одна из первых ступеней в обучении ребенка математике, одна из важнейших основ. 

Мы уверены, что вы выберете оптимальный подход и успешно изучите все тонкости умножения чисел. Больше наглядного материала по игровому изучению таблицы вы сможете найти в этом видео:

Как легко ребенку выучить таблицу умножения и чем может помочь наука психология

Все люди по — разному воспринимают информацию: кому — то легче проговорить или услышать и запомнить (это аудиалы), кто — то должен обязательно написать, прочитать или увидеть написанное (визуалы). А есть люди, которые обязательно должны потрогать и пощупать (кинестетики).

  • В связи с этим и способы обучения таблице умножения могут различаться. Вам необходимо понаблюдать за своим ребенком некоторое время. В итоге вы заметите, какой способ ему подходит: обязательно ли он проговаривает материал, когда учит уроки, а может, записывает и читает.
  • Дети — аудиалы намного быстрее запомнят цифры, если будут слышать и пропевать стихи и песенки.
  • Дети — визуалы намного быстрее освоят технику умножения, если будут видеть яркие образы, поможет раскрашивание цифр и фигурок, большие таблицы не только с цифрами, но и рисунками. У этих детей очень хорошо развито образное мышление.

Все материалы к статье (таблицы, карточки и  раскраски) вы можете скачать в рубрике Материалы для скачивания

Закрепляем таблицу умножения

Как выучить таблицу умножения с ребёнком, чтобы он отвечал уверенно и быстро? Повторение – мать учения. Поэтому нужно довести знания умножения до автоматизма.

Прием «Экспресс-повторение»

Запоминая таблицу, ребенок очень скоро сможет ее повторить, но …как стишок. Попробуйте изменить последовательность примеров, и он растеряется

Для бывшего первоклассника важно пройти через два этапа: повторение по порядку и произвольное повторение. В первом случае вопросы задаются так, как написан столбик в таблице

Во втором – на выбор.

Второй этап вводится, как только школьник начнет отвечать по порядку без затруднения. Когда будущий второклассник сможет давать ответы вразброс, не задумываясь  – вы победили упрямые цифры.

Как помочь ребенку выучить таблицу умножения? В идеале должен быть еще третий, логический этап. Он основывается на знании математических секретов для изучения таблицы. Вы задаете два вопроса один за другим, без перерыва: дважды три? (ребенок: шесть), трижды два? (тоже шесть).

Такие экспресс-опросы проводятся несколько раз в день: 6-7 заданий утром, перед прогулкой, после обеда, во время игры – как вам будет удобнее.

Оперативная память

Теперь вы можете спросить: «Ну и что? Мы сегодня пользуемся тем, что изучали в младших классах. Что же здесь необычного?» Может быть, это и не удивительно, но такой порядок совершенно не естественен. Дети в дошкольном возрасте используют свои врожденные представления о множественности для развития интуитивных стратегий счета, которые впоследствии помогают им осмыслить и измерить величины большего порядка.

Однако, поступая в первый класс, дети переживают неожиданный переход от интуитивного понимания числовых величин и стратегий счета к зубрежке арифметики. Неожиданно «освоение счета» теперь означает сбор и сохранение в памяти большой базы данных числовых знаний, которые необязательно могут иметь смысл. Дети к тому же обнаруживают, что некоторые слова, которые они используют в разговоре, в арифметике могут приобретать совершенно другое значение. Дети стараются одолеть эти трудности, связанные с перестройкой их ментальных арифметических и языковых систем.

Виды памяти


Ассоциативная память

Это происходит потому, что мы запоминаем таблицу речевым способом, и речевые элементы привносят некоторую путаницу. У компьютера нет проблем с определением того, что 6×9 = 54, 7×8 = 56, а 8×8 = 64, поскольку каждое такое выражение является отдельным и четко определенным. В человеческом мозге все происходит иначе — сильно развитая способность мозга отыскивать во всем образы при произнесении таблицы вслух обнаруживает некий общий ритмический рисунок, мешая рассматривать эти три выражения независимо друг от друга. В результате образ 6×9 может активировать ряд других образов, включая 445, 54, 56 и 58, и ввести их в нашу оперативную память, затрудняя тем самым выбор правильного ответа.

Как быстро и легко выучить таблицу умножения с ребёнком?

Рассмотрим несколько, проверенных личным опытом, практических советов, которые, при применении на практике, дают очень хороший результат.

Совет в запоминании №1

Большую роль в усвоении таблицы умножения играет понимание смысла умножения. Объясните ребёнку смысл действия умножения и научите этим пользоваться при вычислениях.

Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.

8 x 3 – это значит, что число 8 мы должны взять 3 раза: 8 х 3 = 8 + 8 + 8

Понимая смысл множителя, ребёнок сможет найти результат даже в ситуации, когда он забыл какой-то случай из таблицы.

Например, забыв результат умножения числа 4 на 8, можно заменить умножение сложением и найти произведение: 4 х 8 = 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 32.

Важно знать переместительное свойство умножения (от перестановки множителей произведение не меняется), тогда результат можно найти ещё быстрее: 4 х 8 = 8 х 4 = 8 + 8 + 8 + 8 = 32

Умножать можно с помощью рук Умножение на 9

Для этого положите руки ладонями вверх, пальцы разогните. Мысленно пронумеруйте пальцы слева направо от 1 до 10. Загните тот палец, на какое число нужно умножить 9. Например, нужно 9х3. Загибаете 3 палец. Все пальцы слева (их 2 — это десятки), пальцы справа (их 7) — единицы. Соединяем десятки и единицы, получаем — 27.

Вычисление произведения любых однозначных чисел больше, чем 5

Способ 1

Пронумеруйте мысленно пальцы на обеих руках. Мизинец — 6, безымянный — 7, средний — 8, указательный — 9, большой — 10 (на то он и БОЛЬШОЙ, чтобы выражать самое БОЛЬШОЕ число).

Допустим, вы хотите узнать, сколько будет 8 х 7. Соедините вместе средний палец левой руки (8) с безымянным правой (7), как показано на рисунке. А теперь считайте. Два соединённых пальца плюс те, что под ними, указывают на количество десятков в произведении. В данном случае — 5. Число пальцев, оказавшихся над одним из сомкнутых пальцев, умножьте другим сомкнутым пальцем. В нашем случае 2 х 3 = 6. Это — число единиц в искомом произведении. Десятки складываем с единицами, и ответ готов — 56.

Способ 2

Например, нужно выяснить сколько будет при счете 7х7. Загнём на левой руке столько пальцев, на сколько первый множитель больше 5, а на правой руке столько пальцев, на сколько второй множитель больше 5.

В данном случае будет загнуто по 2 пальца. Если сложить количество загнутых пальцев и перемножить количество не загнутых, то получится соответственно число десятков и единиц искомого произведения, т.е. 49. Если этим способом вычислять произведение 6х7, то получится 3 десятка и 12 единиц, т.е. 30+12=42

Проверьте и убедитесь, что эти способы действительно работают.

Еще по теме «Как легко выучить таблицу умножения?»:

Таблица умножения

Как выучить таблицу умножения ? Есть ли секреты?) Учим — учим, никак не запомним … Таблица умножения проистекает и основана на сложении. Чем лучше ученик знает и понимает сложение, тем быстрее и легче он освоит умножение.

Поделитесь, как вы учили таблицу умножения

Раздел: Школа (Заучивание таблицы умножения ). Поделитесь, как вы учили таблицу умножения. Не можем выучить и всё тут! Таблица умножения — с помощью игр : плакаты и карточки с числами и примерами. А летнее заучивание нужно только для того, чтобы в нужный…

Таблица умножения. Как проще выучить?

Выучили таблицу умножения — что дальше? Все мы когда-то учили таблицу умножения в начальных Таблицу умножения задавали учить на лето после 1-го класса. реально начала проходить ее Таблица умножения : как выучить ? Самый легкий способ: домик умножения.

Таблица умножения

Посоветуйте, пожалуйста, как быстро выучить таблицу умножения. Ребенок только что вспомнил, что за лето надо было выучить да, были тут на эту тему посты Мой личный совет — начните учить с «на 9», потом легче все идет именно на 9 легко выучить если понять что…

Про таблицу умножения

Как я учила мою девочку таблице умножения. Над кроватью ребенка я повесила плакат с таблицей умножения. У нас с ним уговор — что перед мой сейчас учит в школе. наизусть учат только на 2, 3, 5 и 10. а все остальное считают из выученного. например: 6*8= 5 *8+8 или 7*8=7…

таблица умножения

я не учу ребенка запоминать таблицу умножения. запомнить достаточно только основные «опорные точки»- умножение на 2, 3 и 5. все остальное, особенно «сложные случаи» легко в уме вычисляются. например 7×9- это 7×10-7. 7х6- это 7х 5 +7. как-то так…

Таблица умножения

Чтобы легко воссоздать в голове незнаемое комбинацией из предыдущих знаний, например, сложением, перестановкой мест множителей и т.п. Таблица умножения, правила русского языка: как запомнить ? 4 способа. Поиграем в математику: как выучить таблицу умножения.

Таблица умножения

Поиграем в математику: как выучить таблицу умножения. Двусторонние карточки с таблицей умножения для запоминания. Задали нашим выучить таблицу умножения на лето между 1 и 2 классом .Я думала, что прямо и начнутся задания по…

дети и таблица умножения.

У нас таблица умножения выучена и сдана еще до НГ,поэтому конечно отскакивает.Но у нас они учили ее и параллельно активно применяли в решениях(согласно Она просекла смысл умножения, а после этого сообразила, что проще выучить, чем пять раз по девять прибавлять.

Как вы учили таблицу умножения?

Когда подходит время учить таблицу умножения, многие родители задаются вопросом: как это сделать быстро, легко и желательно в игре ? Хочу поделиться с вами последовательностью шагов, которые помогут ребенку выучить таблицу умножения, а также примерами игр — они…

таблица умножения.

Кто сейчас ее учит таблицу умножения. У нас на носу второй класс, С трудом мы бьем ее, на два выучили отлично, на три — средненько, на четыре туго, на пять — никак. Вообщем беда. не хочет учить и труба. какой стимул поставить, а?

Таблица умножения

Таблица умножения. На лето задали учить таблицу умнножения. Таблица умножения нужна помощь!!! Подскажите как правильно и быстро научить ребенка таблице умножения, а тоя поняла, что делаю это неверно и совсем ребенка запутала.

Таблица умножения.

Никак не идет таблица умножения Поделитесь секретами, кто как учил ? Про пальцы я знаю, по сколько раз взять им объяснили. Только вот он делает тридцать пятый раз задание трижды пять и складывает тройки Неужели трудно наизусть запомнить?

Таблица умножения

Делюсь секретом » таблицы умножения на 9 на пальцах». Руки перед собой, левая около правой У нас таблица умножения и другие математические таблицы висят в … туалете. Таблица умножения — когда у вас по программе? Таблицу умножения задавали учить на…

Таблица умножения

Задали на лето выучить таблицу умножения .Подскажите как заинтересовать ребенка.Может кто-нибудь знает какие-нибудь ссылки в Интернете.Поделитесь опытом Очень интересно учат таблицу умножения в «Золушке» в Одинцово. Поют результат на известные детские мелодии.

Не превращайте обучение в стресс

Нередко, контролируя детскую учёбу, родители слишком увлекаются и совершают одни и те же ошибки. Вот чего нельзя делать ни в коем случае.

  • Заставлять ребёнка заниматься, если он не хочет. Попытайтесь мотивировать: учёба должна быть интересной, а не превращаться в пытку.
  • Ругать за ошибки и пугать плохими оценками.
  • Ставить в пример одноклассников. Когда тебя с кем-то сравнивают, это неприятно. И нередко вызывает протест: «Раз я хуже, то вообще ничего учить не буду!»
  • Учить сразу всё. Ребёнка легко напугать и утомить большим объёмом новой информации.
  • Игнорировать успехи. Хвалите ребёнка, когда он справляется с заданиями. Это снизит стресс и вызовет стремление учиться дальше.

Этот материал впервые был опубликован в январе 2017 года. В июле 2020-го мы обновили текст.

Иные способы

Чтобы умножение было понятно малышу, нужно объяснить его принцип. Скажем, нам нужно 3 умножить на два. Поясните, что мы берем тройку два раза, а для удобства записываем: 3×2.

Подкрепляем примеры реальными фактами. Задаем жизненный пример. Бабушка принесла два набора карандашей: Васе и Вове. В каждом наборе по 5 карандашей. Сколько всего карандашей получится? Чтобы не складывать, умножаем 5 на 2 и получаем 10.

Лучший способ, как помочь ребятам «справиться» с таблицей Пифагора, — игра. Возьмите кубики и укладывайте их по два в коробку. Посчитайте, сколько пар кубиков получилось. Составьте задачу, скажем, 2×4=8 кубиков. А теперь для наглядности разложите пример и представьте его в виде сложения: 2+2+2+2=2×4=8.

Легче всего выучить наизусть умножение на единицу. Просто объясните ребятам: в результате получается то же число, на которое умножали единицу.

На следующем этапе легче всего запомнить результаты умножения на 2. Нужно просто сложить два одинаковых числа.

Довольно просто научить умножать на 4. Сначала умножить число на 2 (это мы уже умеем), а затем полученный результат еще раз умножить на 2.

При умножении на 5 легко запомнить, что ответ должен заканчиваться на 5 или 0. Это облегчает поиск результата примера.

Самый сложный этап начинается с изучения примеров на 3,6,7 и 8. Приходится подключать другие методики:

Карточки для запоминания. Выберите несколько трудно запоминаемых примеров и напишите их на карточках. Положите их перед ребятами и попросите внимательно посмотреть и запомнить. Затем уберите пособия и попросите малыша восстановить множители и результат. Повторяйте так периодически изо дня в день до тех пор, пока твердо не запомнится материал. В конце обучения можно устроить экзамен. Напишите на отдельных листочках примеры и положите их изображением вниз. Малыш вытягивает пример и говорит ответ на него.

Наглядные пособия. Развесьте таблицу в доме в тех местах, где кроха чаще всего бывает. Пусть она всегда будет на виду

Изредка задавайте малышу примеры, чтобы он обращал внимание на пособия. Стихи

Гуманитариям легче запомнить материал в виде рифмованных четверостиший

Подходящие стихотворения написали М. Казарина и А. Усачев. Мультфильмы. Сегодня существует множество мультиков, в которых герои решают примеры. Одно такой прием хорош только на стадии знакомства.

И еще одна хитрость: объясните, что от перемены мест множителей результат не изменится. Иными словами, 3×4 и 4×3 дают одинаковый ответ: 12.

Перечень описанных приемов решает вопрос, как легко выучить с малышом таблицу Пифагора.

Четные и нечетные числа

Скромник знает, где используются четные и нечетные числа из арифметики

По этой важной информации разыскивают адрес. По правой стороне улицы стоят дома с четными, а через дорогу с нечетными адресами

Нижние спальные полки в поездах дальнего следования «нечетные», а наверху «четные». По чётным или по нечётным дням составляют расписание для самолетов, кораблей, врачей, продавцов, парковки автомобилей. 

Математики договорились, что 0 – это наименьшее четное число.

Следующее четное число — 2. У меня два яблока. Одно я возьму себе, а другое отдам другу. Число два делится поровну. Четными являются числа, которые делятся пополам без остатка.

Запишите четные числа первого десятка.

Одно яблоко нельзя, не разрезая, поделить между друзьями. Запомните, нечетное число на 2 нацело не делится.

Четные и нечетные числа в числовом ряду идут по порядку, сменяя друг друга. Они чередуются. Продолжите ряд нечетных натуральных чисел, начиная с единицы.

Как узнать четно ли число, когда оно большое? Догадайтесь, какие цифры записаны в разряде единиц четных двузначных чисел.

Проверьте:

Автор курса

Ольга Васильевна Лысенко – педагог с 20-летним стажем, автор методик интенсивного обучения по технике чтения, математике, каллиграфии, русскому языку.

Ольга Васильевна по первому образованию – учитель начальных классов, имеет квалификацию учителя-методолога русского языка и литературы, обучалась в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, также имеет квалификацию руководителя экспериментальной площадки в системе КСО (коллективного способа обучения).

В прошлом – сотрудник лицея для одаренных детей, директор частной школы, в настоящее время руководитель собственного тренингового центра интенсивного обучения.

В этом 5-минутном видео Ольга Васильевна коротко рассказывает о своей методике обучения таблице умножения, как провести диагностику ребенка перед прохождением курса, что потребуется на занятии, а также чему научатся дети по итогам курса, помимо умножения.

История появления

До настоящего времени, среди историков идет спор об истинном «изобретателе» данной числовой сетки. Среди не посвященных в исторические перипетии, нюансы спора автором считается древнегреческий математик Пифагор (570–490 гг. до н.э.). При этом записей самого «автора» по этому поводу нет. А выводы делаются на основании его жизнеописаний, которые были написаны его последователями, уже после смерти этого Великого ученого своего времени.

Споры об авторстве базируются на результатах археологических раскопок древнейших городов. Так на месте раскопок городов-государств Месопотамии были обнаружены глиняные таблицы с систематизированными числовыми последовательностями, возраст которых по самым скромным подсчетам превышает 5 тыс. лет.

Не «отстает» по артефактам Китай – найденные там записи датируются 1000-1500 г.г. до н.э. Не исключен вариант, что именно из Древнего Китая знания распространились в Индию, Японию, другие страны того времени.

А на долю древнегреческого мыслителя можно отнести сбор имевшихся на тот момент знаний, их систематизация. Распространение, а также популяризация математических знаний уже на Европейской части континента.

Лайфхаки для быстрого изучения таблицы умножения

Используйте такие советы, чтобы процесс был максимально успешным:

  • Быстро и просто выучить таблицу умножения поможет соблюдение правильной последовательности обучения. Начинайте с простого, и только потом переходите к сложному;
  • Когда ученик только в процессе усваивания материала, позволяйте ему применять устный счет. Но потом от него следует отказаться;
  • Поощряйте его. Обязательно хвалите школьника даже за малейшие удачи при обучении, разрешайте ему отдыхать, заниматься любимыми делами, когда он достигает успехов;
  • Для лучшего усвоения материала стоит работать с несколькими числами одновременно. Благодаря этому запоминание будет более осознанным;
  • Используйте стихи. Рифма поможет заучить отдельные примеры. Сегодня в онлайн можно найти множество стихотворений такого плана.

А вот еще один лайфхак. Знали ли вы, как быстро выучить таблицу умножения на пальцах? Этот способ используется при счете на множители от «6». Например, нужно перемножить «7» и «8»:

  • Пальцам обеих рук назначьте цифры от «6» до «10», отсчитывая от мизинца;
  • Поверните ладони к себе;
  • Соедините палец №7 левой руки с пальцем №8 правой руки;
  • Посчитайте, сколько пальцев осталось под их соединением, включая само соединение (их 5). Это десятки в нашем ответе;
  • Пальцы сверху – это единицы, которые нужно перемножить (в данном случае их 2 на одной руке и 3 на второй). Их произведение составляет 6;
  • Таким образом, решением примера 7х8 является 56.

Возможно, выучить таблицу умножения всего за минуту не получится, зато ее будет достаточно, чтобы благодаря этому способу молниеносно найти ответ на пример с большими числами.

Когда можно приступать к изучению

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) таблица умножения изучается во втором классе, так как для понимания сути правил умножения ребята должны иметь представление о сложении, ведь умножение — это множественное сложение. Иными словами, чтобы умножить 3 на 4, нужно произвести следующее арифметическое действие: 3+3+3+3. Кроме решения арифметических задач на бумаге, можно использовать игры, например, с игрушками, о которых пойдёт речь ниже. Таким образом, родители, стремящиеся опередить время и изучить с ребёнком таблицу раньше положенного второго класса, должны уяснить, что изучение умножения возможно только тогда, когда малыш понимает принцип сложения.

Для понимания принципа умножения ребёнок должен осознавать суть сложения

С чего начать изучение

На этом этапе лучше воспользоваться классическим вариантом таблицы, а не тем, что обычно печатается на обложках тетрадей. Первым шагом изучения должно стать рассмотрение устройства таблицы, а именно: произведением является число, расположенное на пересечении строки и столбца множителей.

Начиная изучать таблицу, стоит распечатать её в виде плаката и повесить на видном месте в комнате ребёнка

Создаём ситуацию успеха

Таблица со множеством цифр, как правило, сначала вызывает у ребёнка любопытство, но когда дело касается заучивания, приводит в уныние

Поэтому очень важно с самого начала изучения создать ситуацию успеха. А для этого начать с простейших примеров

  1. Умножение на 1 — число остаётся «самим собой».
  2. Умножаем на 10 — добавляем к числу 0.
  3. Умножаем на 2 — складываем два одинаковых числа.
  4. Умножение на 0 — всегда равно 0.
  5. Перемена множителей — переставляя множители (4х3 или 3х4), произведение будет неизменным. Тут помогает свойство мозга искать во всём симметрию. И здесь же нужно показать юному математику, что достаточно выучить половину каждого ряда таблицы (каждое число, умноженное на 5 включительно), чтобы знать всю.

Как объяснить принцип работы в таблице умножения

Когда ребёнок изучает таблицу умножения по таблице Пифагора, ему проще увидеть закономерность и симметрию в таблице умножения, и в этом случае он просто запомнит её на всю жизнь, в отличие от простой таблицы, где столбики с примерами. Для ребёнка нужно постараться превратить процесс изучения таблицы умножения в занимательную игру.

После этого нужно начать разбирать процесс устройства таблицы Пифагора. Самое главное в этом процессе показать, что если взять число из левого столбика и умножить его на число из верхней строки, то правильный ответ нужно искать на месте их пересечения. Для этого нужно провести рукой или карандашом по таблице точке пересечения.

Скорее всего, за один раз ребёнок не сможет понять и выучить всё. Для начала нужно начать с колонок 1, 2 и 3, и учить небольшими порциями. Делая так, вы сможете подготовить ребенка к изучению и усвоению таблицы умножения и в другой более сложной информации. После изучения с ребенком азов, можно воспользоваться следующей методикой. Нужно взять пустую нарисованную таблицу Пифагора, и объяснить, как заполнить её самостоятельно. Можно начать с небольшого участка таблица умножения, чтобы ребёнок не запоминал, а учился считать.

Когда ребёнок понял и разобрался, то есть хорошо усвоил самые первые и простые столбцы, правила их умножения, можно перейти  к числам более сложным, сначала к правилу умножения цифр с 4 до 6, и уже после этого умножение чисел от 8 до 10.

На что еще обратить внимание при изучении таблицы умножения с ребенком

Нужно чтобы родители рассказали ребёнку, что такое свойство коммутативности. Это математическое правило о том, что от перестановки множителей произведение не меняется. Если ребёнку правильно и просто объяснить это правило, и показать на конкретных примерах, то ребёнок быстро поймет, что всё не так сложно, и нужно учить на самом деле не всю таблицу умножения, а только её часть. Например, 3 умножить на 7 — это то же самое, что и 7 умножить на 3. То есть, когда он перейдет к изучению крайних столбцов таблицы, умножение чисел в них, он поймёт, что многие примеры по умножению чисел он уже знает. Это очень обрадует ребёнка.

Закономерности в таблице умножения

При изучении таблицы умножения нужно знать и обратить внимание на закономерности в ней, они помогут и упростят запоминание таблицы Пифагора. Рассмотрим некоторые примеры

Если умножить число 1 на любое другое число, то она останется тем же самым. При работе с числом 5 все примеры будут оканчиваться на 5 или на 0. Если число четное, то нужно приписать 0 половине числа, если нечетное, то 5.

Примеры с участием числа 10 заканчиваются на ноль, а начинается с того числа, на которые мы делаем умножение.

Все примеры на 5 меньше чем примеры на 10, например 5 умножить на 10 равно 50, а 5 умножить на 5 равно 2 раза меньше, то есть 25.

При изучении умножении чисел на девять, можно научить ребенка такой закономерности. Нужно записать ответы умножения чисел на 9 в столбик, то есть 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Нужно запомнить самое первое и самое последнее число, То есть 09 и 90. Все остальные числа между ними можно написать и вспомнить по следующему правилу, первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1. То есть, после 09 будет идти число 18, 0 + 1 это 1, а 9 — 1 это 8. И так далее.

Обязательно нужно заниматься с ребёнком, постоянно повторять таблицу умножения. Для начала, когда ребёнок ещё только в процессе изучения, спрашивайте примеры по порядку. Когда же вы заметите, что ребёнок стал отвечать уверенно, то можно спрашивать разброс. Обычно в начале изучения ребенку требуется больше времени на размышления, однако потом можно увеличивать темп и уменьшать время на размышление.

Основные правила

Многие родители начинают учить своих детей таблице умножения еще в дошкольном возрасте, но в школе их будут учить по своему методу, скорее всего отличному от вашего. Поэтому, лучше придерживаться школьного метода и дома, если конечно ребенок уже не выучил таблицу до школы. Прибегать к другим методам запоминания таблицы умножения целесообразно лишь тогда, когда тот способ, каким детей обучают в школе, не подходит вашему ребенку, и ему тяжело пользуясь школьным методом усвоить материал.

Ниже приведены примеры, ориентируясь на которые можно понять, по какому пути двигаться в изучении:

Начинать следует от наименьших цифр, двигаясь по порядку: 0, 1, 2 и так далее, давая информацию постепенно, не форсируя обучение, что даст возможность ребенку хорошо запомнить правила. Нужно понимать, что дети вначале учат таблицу наизусть и лишь со временем начинают понимать алгоритм.
Объясняйте ребенку сам принцип умножения, применяя при этом форму сложения, с которой наверняка он уже знаком, если приступил к таблице умножения. Пример: 2х5 = 2+2+2+2+2. Это научит ребенка не только запоминать таблицу, но и понять, откуда берется результат умножения.
С первого урока нужно показать на примерах принцип коммутативности. Имея перед собой таблицу, продемонстрировать наглядно, что перестановка элементов не влияет на результат и 4х6 то же самое, что и 6х4

Таким образом, ребенок увидит, что учить ему придется фактически лишь половину таблицы умножения, что наверняка придаст ему больше энтузиазма.
Старайтесь в процессе изучения таблицы максимально уменьшать принцип механического запоминания, обращая внимание на разные закономерности. Это также нужно показывать наглядно

Так, сразу бросается в глаза, что все умножения на цифру 10 заканчиваются нулем и чтобы получить результат не нужно ничего запоминать, а просто добавить 0 к умножаемой на 10 цифре. То же самое касается и цифры 5, результаты умножения также заканчиваются либо на 5, либо на 0. Таким образом, ребенок увидит, как кажущаяся вначале неимоверно большой, а значит трудной к запоминанию, таблица еще значительно уменьшилась, и добиться успеха стало гораздо легче. Второй пример: умножение на цифру 5 вдвое меньше чем цифру 10. Может оказаться, что вашему ребенку будет легче запомнить, что 4х5=20 умножив вначале 4х10=40 и разделить результат пополам. Еще один пример: для умножения на 4 можно просто дважды умножить на 2. Так, чтобы 8 умножить на 4, можно вначале умножить 8х2=16 и затем полученный результат вновь умножить 16х2=32. Таких закономерностей можно найти сравнительно много и чем больше их узнает ребенок, тем легче ему будет выбрать самый подходящий именно для него.
Полезно будет объяснить ребенку, что если, например, он забыл, сколько будет 7х8, но помнит, что 7х7=49, то ему необязательно напрягать память, а достаточно просто к 49 прибавить еще одну семерочку и получить 56. Этот способ особенно хорошо работает с таблицей на 9, только в этом случае нужно не прибавлять, а отнимать. Пример: 9х7=63 достаточно сложно запомнить, а вот 10х7=70 элементарно просто и, чтобы получить правильный результат, достаточно просто отнять 7 от 70 и получить 63. Но следует иметь в виду, что подобный метод стоит применять как дополнительный и допустимый только в том случае, если ребенок не может вспомнить таблицу. Гораздо лучше, если все-таки результаты умножения всплывают в памяти автоматически, а не требуют дополнительных математических подсчетов. Именно поэтому мы и не упоминаем здесь умножение с помощью пальцев. Данный метод был достаточно популярен в прошлом, да и сегодня есть люди, которые учат умножать своих детей именно таким образом. Возможно, он и имеет право на существование, но это больше напоминает умножение на калькуляторе, чем устный счет.

План изучения таблицы умножения

Как научить ребенка умножению? Оказывается, ее можно изучать по плану. Вы наверняка замечали, что есть примеры, которые запоминаются легко, а есть те, которые усвоить трудно. На этом и основан наш план.

  • Объясните суть действия умножения: 2*3=2+2+2, то есть, число, которое стоит на первом месте, прибавляют столько раз, сколько написано на втором месте.
  • Не бойтесь познакомить маленького ученика с математической терминологией. Многие дети теряются на уроках именно из-за этого. Смело оперируйте понятиями «первый  множитель, второй и произведение».
  • Научите чадо записывать примеры на умножение под диктовку. Расскажите, что знак умножить записывают точкой или диагональным крестиком.
  • Начинайте со столбцов «Умножение на 1 (0, 2, 3)». Это самые легкие примеры.
  • Если ребенок не может выучить таблицу умножения на большие числа – 7, 8, 9, облегчите ему труд. Расскажите малышу математический «секрет».  Оказывается, если переставить множители местами, ответ будет тем же.
  • Изучив все примеры, Вы можете последовать примеру английских школ и заучить таблицу на 11 и 12. Однако если малыш и так справляется с трудом, делать этого не следует.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector