Хейлит: заеды в уголках рта у детей

Как антибиотики влияют на организм

Несмотря на эффективность антибиотиков в борьбе с бактериальными инфекциями, прием этих препаратов ассоциируется с рядом побочных реакций.

Аллергические реакции. В США в отделение неотложной помощи ежегодно поступает 140 000 человек с аллергическими реакциями на антибиотики. К таким реакциям относятся:

  • Сыпь;
  • Зуд;
  • Диарея, запор, вздутие;
  • Отечность лица и дыхательных путей;
  • Проблемы с дыханием.

Некоторые показывают, что применение антибиотиков в первый год жизни детей повышает риск развития астмы, аллергических реакций и аутоиммунных заболеваний. Также ученые считают, что эти препараты играют роль в развитии ожирения.

Устойчивость к антибиотикам. По данным (ВОЗ) в ближайшие десятилетия ожидается резкое увеличение количества смертей от инфекционных заболеваний. Это связано с устойчивостью, которую бактерии вырабатывают к используемым антибиотикам.

Согласно статистике глобальное употребление антибиотиков выросло на 39% в период с 2000 по 2015 гг.

Повышенный риск инфицирования патогенной бактерией Clostridium difficileC. difficile вызывает энтероколит, симптомы которого могут варьироваться от легкой диареи до сепсиса. При приеме антибиотиков бактерии, защищающие ваш кишечник от заражения, погибают. Именно тогда C. difficile легче попасть в организм и запустить воспаление. Основные источники этого патогена — загрязненные поверхности, особенно в медицинских учреждениях.

Нарушение баланса бактерий кишечникаШирокое использование антибиотиков приводит не только к устойчивости бактерий к препаратам. Это также вызывает дисбаланс микрофлоры кишечника, что в долгосрочной перспективе может привести к нарушениям работы метаболизма и сбоям в иммунной системе.

Наиболее распространенные виды микроорганизмов, которые населяют желудочно-кишечный тракт

Если вы начали пить курс антибиотиков, обязательно закончите его полностью, даже если начали чувствовать себя лучше. Преждевременное окончание курса способствует развитию устойчивости бактерий к антибиотику и повышает риск повторной инфекции.

Виды стоматита часто встречающегося у детей?

Лечение стоматита будет напрямую зависеть от правильной диагностики формы заболевания и степени тяжести его проявления. Ниже приведены формs стоматита, наиболее часто встречающихся у детей.

Герпетический стоматит у ребенка выражается множественными мелкими, или сливающиеся между собой пузырьками, постепенно превращающиеся в эрозии с бело-серым налетом.

Афтозный стоматит у детей  — один, два или три элемента высыпания округлой формы (афты) диаметром 5-10 мм с красным венчиком вокруг.

Кандидозный стоматит у грудничков — белесый «творожистый» налет на языке или щеках, плотно спаянный со слизистой.

Ангулярный стоматит, заеды — эрозии с корочками в углах рта.

Еще у детей могут встречаться токсико-аллергический, бактериальный, эрозивный, множество разновидностей специфических (возникающих на фоне конкретной инфекции) стоматитов, но чаще всего встречаются острый герпетический, хронический рецидивирующий герпетический, хронический рецидивирующий афтозный и ангулярный стоматиты.

Что такое стоматит?

Стоматит – это общее название большой группы заболеваний слизистой оболочки полости рта, которые характеризуются общей картиной воспаления, а так же появлением на слизистой специфических элементов высыпания (в зависимости от вида стоматита).

Это заболевание может быть и у взрослых и у детей, с той лишь разницей, что некоторые виды «взрослого» стоматита у детей не встречаются (протезный стоматит или стоматит, связанный с курением).

Каковы причины появления стоматита у детей и грудничков?

У детей и грудничков в большинстве случаев причиной стоматита является инфекция. Часто стоматит связывают с ОРВИ, хотя непосредственно вирус к стоматиту не причастен.

Стоматит возникает на фоне снижения общего иммунитета, на фоне местного иммунитета в полости рта, а так же может возникать при травмировании и последующем инфицировании слизистой оболочки. При общих заболеваниях (ОРЗ, ОРВИ, тяжелые системные заболевания) происходит снижение общей сопротивляемости организма, что способствует развитию стоматита. При вирусных инфекциях, сопровождающихся насморком и кашлем, происходит пересыхание слизистой полости рта, за счет чего снижается местная сопротивляемость – это тоже способствует развитию стоматита.

Причины мейбомиевого блефарита

Воспаление мейбомиевых желез — распространенное заболевание, к которому больше предрасположены девушки. Это связано с тем, что они регулярно пользуются косметикой, которая является одной из главных причин закупорки сальных желез, находящихся в толще хряща век.

Даже однажды несмытый на ночь макияж может стать причиной появления пузырьков с затвердевшим жировым секретом. Косметика (тушь, подводка, тени) — не единственная причина, из-за которой развивается мейбомиевый блефарит.

Почему появляется мейбомиевый блефарит:

  • инфекционные заболевания носоглотки (инфекция провоцирует закупорку сальных желез);
  • использование некачественной декоративной косметики, крема для кожи век и т.д.;
  • воспалиться железы могут и на фоне нарушения обмена веществ, снижения защитных функций организма из-за хронических заболеваний.;
  • гормональные сбои, сахарный диабет, туберкулез, гастрит (изменяется состав секрета сальных желез).

В детском возрасте болезнь возникает из-за несоблюдения правил гигиены рук, неправильного ухода за поверхностью век. У взрослых такое заболевание чаще проявляется после 40 лет, связано оно обычно с инфекциями в организме и с нарушением обмена веществ.

Речевые и неречевые симптомы дизартрии

Речевые симптомы:

1) Нарушение голосообразования.

2) Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков). В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

3) Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая: тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.); силу голоса; темп; паузу; ритм; модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); логическое ударение; речевое дыхание; интонацию; эмоциональную окраску; полетность голоса; дикцию и общую мелодику речи. Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения.

4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

5) Нарушение грамматического строя речи и бедный словарный запас.

Неречевые симптомы.

Для дизартрии характерно наличие неречевых симптомов в разной степени осложняющих процесс овладения речью:

1. Парезы и параличи мышц туловища и конечностей, речевой мускулатуры. Из-за парезов ребенок сильно или полностью ограничен в передвижении, что приводит к нарушению зрительно-пространственного представления, так как пространство дети познают «мерой собственных шагов»; парезы речевых мышц мешают нормальному произнесению звуков.

2. Нарушение познавательной деятельности: из-за ограничений вызванными парезами и параличами рук ребенок не может в полной мере заниматься познанием окружающего миры, т.к. держа в руках предметы, поднося их ко рту, пытаясь «попробовать», ребенок получает понимание о поверхностях (гладкая, шероховатая), формах, размерах, температуре (холодный, теплый) и т.д.

Если ребенок не получит представления о различных характеристиках предметов (пространственных, фактурных и прочих), это вызовет сложности и в указании этих характеристик словами. Т.е. ребенок самостоятельно не сможет рассказать дальше или ближе от него находится предмет, какой предмет ниже, какой выше и т.п.

Так же к задержке развития познавательной деятельности ребенка приводят парезы глазодвигательных мышц. В случаях этого вида парезов нарушаются такие функции, как остановка взгляда на предмете, «изучение» его взглядом, «отслеживание» движущегося предмета, быстрый поиск предмета глазами. Это может перейти в специфические нарушения письма и чтения, к сложностям усвоения рисования, геометрии, географии, черчения и др предметов.

3. Эмоционально-волевые расстройства, в зависимости от участка и времени поражения головного мозга имеет разную степень выраженности и особенности проявления

4.Вторичные психические наслоения. Обычно связаны с переживаниями ребенка о его неполноценности.

Все эти симптомы оказывают дополнительное отрицательное влияние на состояние речи ребенка и ход и эффективность коррекционной работы с ним.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа будет зависеть от логопедического заключения, используются программы работы с ОНР (общее недоразвитие речи) и ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). Логопед проводит занятия в три этапа:

1 этап. Подготовительный

Включает в себя нормализацию дыхания и мышечного тонуса, артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики, работу с просодической стороной речи, уточнение и развитие пассивно-активного словаря и формирование потребности в речевом общении. При повышенном тонусе проводится расслабляющий массаж, который могут делать и родители дома. Массаж мимической мускулатуры (1,5 – 2 мин.) от висков к центру лба, от ушей к носу, от ушей к подбородку. Массаж губ от углов к центру по верхней и нижней губе, массаж языка в обе стороны проводится через носовой платочек. При пониженном тонусе мышц делается укрепляющий массаж в течение 3 мин. от центра к периферии: от центра лба к вискам, от носа к ушам, от уголков рта к ушам. Тренировка мышц губ ребенка происходит через захват и удерживание губами леденцов, палочек разного диаметра, втягивание жидкости через соломинку.

Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку мышц языка: введение уклада, фиксация артикуляционной позы и вывод из нее. Работа с просодикой нацелена на дифференциацию различных оттенков выразительности, восприятие ритмического рисунка (отхлопывание, отстукивание), знакомство с повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией и их дифференциацией, формирование различных модуляций голоса (громко, тихо). У дизартриков ключичный тип дыхания, поэтому работу с ними нужно начинать лежа на коленях логопеда. Через тактильные ощущения – одна рука на животе, другая на груди ребенка – учиться дышать животом, грудью.

2 этап. Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков

Его цель – производство контроля над положением рта, губ, языка, формирование артикуляционных движений, развитие правильного произношения звуков на специально подобранном речевом материале, звуковой анализ слов. Конкретными задачами является постановка, автоматизация и дифференциация звуков. Проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений, двигательно-кинестетической обратной связи. Используются такие упражнения, как расправление щек, потряхивание верхней и нижней губы, опускание и поднимание нижней челюсти. Постановка звуков производится тремя способами: механический, имитативный и смешанный. Автоматизация включает в себя тренировочные упражнения со звуком в слогах, словах, фразах, предложениях. Речевой материал не должен включать нарушенные звуки.

3 этап. Формирование коммуникативных умений и навыков

Подбирается материал для закрепления употребления звука в различных речевых ситуациях. Применяется вопросно-ответная форма работы, пересказ прочитанного текста, составление описательного рассказа по картинке, составление самостоятельного рассказа. Конечная цель занятий – формирование чистой плавной монологической речи у детей.

Автор Юлия Савельева

Петехии и пурпуры

Наличие данных экзантем (петехии и пурпуры), сыпи на теле у больного с острым заболеванием является тревожным признаком. Красная или пурпурная пигментация – результат кровоизлияния в кожу и при надавливании не исчезает. Развитие пурпуры наблюдается при многих состояниях, вызванных бактериями, вирусами и риккетсиями, может не сопровождаться тромбоцитопенией. Причиной развития нетромбоцитопенической пурпуры в настоящее время считаются патологические изменения иммунных комплексов, инфицирование эндотелия сосудов и неспецифические поражения капилляров, вызванные микроорганизмами или их токсинами. Тромбоцитопеническая пурпура обычно развивается на фоне диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови. Причиной ДВС чаще всего являются тяжелые формы инфекции (особенно с эндотоксинемией), опухоли, роды и послеродовые осложнения.

Бактериальный эндокардит

Бактериемии и риккетсиозные инфекции являются причинами большого числа заболеваний, сопровождающихся высыпаниями в виде петехий. Например бактериальный эндокардит. Одним из симптомов являются мелкие, не бледнеющая при надавливании красно-коричневая сыпь, которая локализуются на конечностях и слизистых оболочках, особенно на конъюнктиве глаз. На сетчатой оболочке могут быть пятна Рота (красные с белым петехии). Экзантема (сыпь на теле) появляется небольшими группами и исчезает в течение нескольких дней.

Менингококкемия

Острая менингококкемия, развивающуяся как стремительный процесс, диагностируется по возможности быстро и следует немедленно приступать к лечению. Так как смертельный исход может наступить через пару часов. Наиболее характерна для данного заболевания лихорадка, гипотензия и сыпь. Типичная сыпь, экзантема – мелкие выпуклые пятна, край неровный и иногда в центре пустула, локализуются на туловище и конечностях. Клиника менингита может быть выражена или отсутствовать.

Гонококкемия

Диссеминированная гонококковая инфекция (гонококкемия) встречается у людей с повышенной сексуальной активностью и обостряется, в частности, у женщин в период беременности и менструации. Появление лихорадки и сыпи может сопровождаться полиартритом и тендосиновитом. Сыпь, экзантемы принимает различные формы, но обычно начинаются как эритоматозные макулы или папулы, далее сыпь проходит стадию везикулопустулярных оброзований на розовом основании и со временем превращаются в геморрагическую сыпь.

Риккетесиозы

Риккетесиозы: характерна экзантема на примере Пятнистой лихорадки скалистых гор (форма клещевого тифа), макула с переходом в папулу и петехию. Локализуется сыпь на конечностях (ногах и руках) и переходит на туловище, все тело.

Болезнь укуса крысы (Содоку)

Причиной развития болезни укуса крысы, которая также сопровождается кожными повреждениями, являются Spirillym minus, Streptobactum moniliformis. Характерна макулопапулезная сыпь на животе, похожая на брюшнотифозную. Воспалительная гиперемия места укуса является симптоматическим началом заболевания. С течением процесса экзантема переходит в петехии и локализуется на конечностях с поражением подошв и ладоней.

Тактика лечения стоматита

Ангулярный стоматит у детей связан с целым спектром неприятных и болезненных ощущений, из-за чего нарушается аппетит и качество жизни. Лечение всегда требует комплексного подхода, главная цель которого — выявить, устранить или контролировать основное заболевание. Нередко ангулярный стоматит у детей развивается на фоне ОРВИ или же обострения каких-либо хронических заболеваний.

Лечить стоматит у детей врачи могут по определенному алгоритму, который обязательно учитывает причину воспаления, состояние и особенности здоровья ребенка.

Устранение и контроль причины

В некоторых случаях могут назначаться антибиотики, разрабатываться методики, позволяющие контролировать уровень сахара в крови, чтобы не допускать его скачков. Если причина скрывается в дефиците витаминов, рекомендована коррекция питания, а также прием поливитаминов.

Купирование инфекции

Все же основной причиной ангулярного стоматита у детей является инфекция — бактериальная или грибковая, требующая лечения. Чаще рекомендовано местное лечение — использование растворов, мазей или кремов. Но для их назначения необходима дополнительная диагностика: средства с содержанием антибиотиков не имеют влияния на заеду, спровоцированную грибками.

Соблюдение элементарных правил гигиены

Полость рта — основной источник инфекции. В соответствии с этим, полноценная чистка зубов, своевременное лечение кариеса — одна из эффективных мер не только профилактики, но и лечения заеды у детей.

Местное лечение

Симптомы гнойников

Симптомы появления гнойника на десне весьма специфичны

Их важно заметить как можно быстрее и показать ребенка детскому стоматологу, чтобы предотвратить возможные осложнения

  • В самом начале развития гнойника для многих детей характерно неприятное распирание в районе больной десны. К сожалению, дети не всегда могут заметить его и вовремя дать знать родителям;
  • Через некоторое время на десне образуется увеличивающаяся красная припухлость. В ее центре постепенно появляется белая точка – скопление гноя;
  • При прикосновении к припухлости ощущается боль, сама припухлость мягкая на ощупь;
  • Припухлость постепенно растет и со временем становится полностью белой, заполняясь гноем;
  • Из-за боли ребенок может отказываться от еды и вести себя беспокойно;
  • Часто появление гнойника сопровождается повышением температуры;
  • Если гнойник не вылечить на этой стадии, то он лопнет. После этого наступит серьезное облегчение, температура спадет, а боль утихнет. При этом после прорыва образуется свищ, который соединит воспаленную область с внешним миром;
  • Свищи иногда закрываются сами, однако это не значит, что ребенок выздоровел – ведь гнойный очаг до сих пор не санирован. В итоге гнойник появится снова, и все повторится с начала.

Среди детей широко распространено образование гнойника на десне рядом с запломбированным зубом. Возможно, это связано с тем, что молочные зубы детям пломбируют не всегда достаточно тщательно, и под пломбой остаются очаги кариеса, что в итоге приводит к воспалению.

Вывод

Ангулярный стоматит у детей — весьма болезненное состояние. Но, несмотря на все неприятные симптомы, его нельзя назвать заболеванием, представляющим угрозу для здоровья. Тем более, что на фоне лечения выздоровление происходит гораздо быстрее, а рецидивы возможно предотвратить.

Отказ от вредных привычек, регулярные посещения стоматолога, использование средств защиты (гигиенические губные помады) — простые меры, которые помогут избежать ангулярного стоматита, со всеми вытекающими неприятными симптомами.

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector