Запуск речи

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример

Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Список обязательных мероприятий для развития речи ребенка

Полное медицинское обследование всех сенсорных систем ребенка.
Обязательные консультации (и наблюдение) узкопрофильных специалистов (лор, стоматолог, невролог, эндокринолог и т

п.).
Если требуется, прохождение курса массажа и физиотерапии.
Консультации у логопеда, психолога с целью определения дальнейшего взаимодействия.
Ежедневные занятия по коррекции речи и психологического статуса (такой режим желателен, поскольку в этом случае возможно достаточно быстрое достижение определенных результатов; если возможность отсутствует, хотя бы три раза в неделю).
Применение родителями в повседневной жизни ребенка игр на запуск речи у неговорящих детей, рекомендованных логопедом и психологом.
Наполнение пространства вокруг ребенка сенсорным разнообразием (для формирования эталонов следует избегать крайностей вроде «девочки предпочитают розовый, а мальчики – голубой или синий цвета»).
Забота о разнообразии двигательной активности малыша (это позволит быстрее сформироваться такому важному органу, как внутреннее ухо, и вестибулярному аппарату).. Терпение и труд все перетрут

Терпение и труд все перетрут.

Симптомы тяжелого недоразвития речи

Дети с сенсорной дисфункцией имеют ряд общих внешних признаков, которые проявляются в раннем детском возрасте: хождение на цыпочках, обнюхивание людей и предметов, отсутствие зрительного контакта, излишняя брезгливость или наоборот желание играть с грязью, стойкие вкусовые предпочтения. Дети с ТНР с самого рождения с трудом понимают речь. В норме 7-8 месячный ребенок находит глазами нужный предмет, изучает, рассматривает его, взрослый называет его, развивая предметную соотнесенность. К 10 месяцам ребенок начинает понимать действия и соответствующие глаголы: дай, на, держи, похлопай, помаши ручкой. Первоначально ребенок усваивает эти глаголы в повелительном наклонении, позже возникает понимание названий указанных предметов. Большую роль в формировании понимания речи играет интонация взрослого. Часто причины недоразвития связаны с тем, что взрослые опережают действия ребенка, подносят нужный предмет, едва увидев устремленный на него взгляд или услышав характерный звук.

Ранними симптомами ЗРР является отсутствие или небольшая активность гуления, однотипные вокализации. У детей с данной симптоматикой наблюдаются трудности грудного вскармливания, отказ от груди без уважительных причин, затрудненное пережевывание и глотание пищи в годовалом возрасте, повышенное слюноотделение. Часто у таких детей слегка приоткрыт рот, наблюдаются эхолалии – бесцельное повторение сказанных взрослым фраз, к 2 годам ребенок не может соединить два-три слова в осмысленную фразу. К 2 годам ребенок настолько не понимает обращенную речь, что не может выполнить простую инструкцию: покажи где, принеси, дай. Темп речи очень быстрый, ребенок проглатывает окончания слов, допускает грамматические ошибки, не выговаривает большинство согласных звуков. Среди обращающихся к специалистам детей есть и такие, у которых отсутствуют вышеперечисленные симптомы. При тщательном обследовании выясняется, что у них нарушена мотивация к речи, ребенок просто не хочет говорить. По той же причине он не хочет имитировать действия взрослого, вступать в совместную деятельность. Не функционируют или оказываются недоразвитыми зоны мозга, отвечающие за мотивацию.

Анализ готовности к развитию речи

Анализируя готовность малыша к работе по системе, нужно учитывать следующее:

  • хорошо ли слышит дошкольник;
  • понимает ли он обращенную к нему речь;
  • соотносит ли он слово с конкретным образом (предметом или картинкой);
  • имеются ли у него физические дефекты, препятствующие произношению слов (например, укороченная уздечка языка или врожденные челюстно-лицевые аномалии).

Обратите внимание! Если дефектов не имеется, а на первые три вопроса родитель дает положительный ответ, ребенок готов к произношению первых слов. Возможно, нужно просто немного подождать, побольше разговаривая с сыном или дочерью

Начинать занятия можно, когда малыш будет готов к ним

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия

Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Запуск речи у неговорящих детей в центре «Доброе слово»

Если вам необходима консультация специалиста, способного выявить проблему, понять причины ее возникновения и разработать индивидуальный коррекционный план, обращайтесь в наш Центр. Мы имеем большой опыт решения проблем неговорящих детей различного возраста.

Сотрудничество с нами начинается с обследования ребенка. Специалисты оценивают уровень развития его речи и на основе полученной информации делают выводы о том, какая именно помощь ему необходима. После этого ребенок посещает занятия.

Для запуска речи у детей используются разнообразные методики и технологии, в том числе логоритмика, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие общей и мелкой моторики, арт-терапия и т. д. Преподаватели создают атмосферу сотрудничества, стараются вызвать у детей положительный эмоциональный отклик. Хорошее настроение ребенка способствует более эффективному развитию речи.

Большое внимание уделяется подражательной деятельности. Ребенок учится подражать различным звукам (например, дующему ветру), а от этого переходит к подражанию взрослому, в том числе и к произнесению слов

Задания усложняются по мере того, как малыш овладевает базовыми навыками речи.

С ребенком необходимо заниматься дома. О том, как активизировать речь неговорящего малыша, вам расскажут специалисты центра «Доброе слово». Они покажут несложные упражнения и интересные игры, которые можно использовать в домашних условиях. Если вам необходима консультация – обращайтесь. Возможно общение в режиме онлайн.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.

Или:

  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Первый этап

В начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и закрепление согласных звуков, произношение которых ребенок контролировать не может.

Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом, так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным.

По мере развития навыка логопед обучает малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Он формирует звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки.

Если какой-либо важный звук отсутствует, его формируют по тому же принципу, через подражание. Качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика — это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи — всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
Мозаика — кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
Зарядка для пальчиков

Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
Игры со шнурками — формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей — помочь пассивную речь сделать «активной». При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить — кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Источник

Нужно ли учить грамоте

Все больше современных родителей стремится к тому, чтобы их малыш уже в 3-4 года умел считать и знал весь алфавит. Нужно понимать, что мозг маленького ребенка не может воспринимать большое количество информации и концентрации его внимания не хватает на длительные уроки. Необходимо исходить из индивидуальных особенностей ребенка, если неправильно обучать чтению, то оно будет механическим.

Логопеды рекомендуют использовать букварь Н. С. Жуковой, где изучение букв дается в онтогенетическом порядке, то есть изучение начинается с тех букв, которые даются проще всего ребенку. Малыша нужно научить соотносить звук и букву. Не нужно заставлять детей учить к 4 годам весь алфавит

Гораздо важнее уделить внимание общему речевому развитию ребенка. Ведь правильная красивая речь − это основа успешного обучения и социализации

Веселая тренировка

Упражнения для язычка

  1. Качельки. Высунув язычок, попробовать дотянуться до носа, затем до подбородка
  2. Спиралька. Поворачивать языком то вправо, то влево, движения производить по кругу.
  3. Скачем на лошадке. Изображаем цоканье лошади. У нас получилось не сразу, но когда урок был освоен, радости предела не было!
  4. Кто пришёл? Сорванец высовывает язычок, повторяя за взрослым, который комментирует:

Плюсом таких приёмов является то, что детишек не нужно заставлять, они сами просят позаниматься!

Надуваем щёки, затем медленно выпускаем воздух. Можно перекатывать воздух с одной половины ротовой полости в другую.

Изображаем рыбий рот, втягивая щёки, а губки вытягивая вперёд. Но это ещё не предел, губоньками при этом необходимо поработать. Очень забавный приём.

Сами губы можно тренировать, произнося простейшие звучания, так вытягивать в трубочку и т.д. А ещё развивать дыхание, это способствует произношению слов. Можно дуть кусочки бумаги или ваты на скользящей поверхности.

Подвижные игры укрепляют мышцы детского организма, являются профилактикой плоскостопия, развивают координацию движения, способствуют развитию моторных навыков и речи.

Виды подвижных игр:

  • разные виды ходьбы (приставной шаг, ходьба на пятках, носочках);
  • лазание, преодоление препятствий;
  • игры с мячом;
  • упражнения на равновесие (скольжение с горки, ходьба по наклонной скамейке).

Особенности диагностики и коррекционных занятий для речи при ЗРР

Лечение алалии и коррекция любых форм речевой задержки начинается после диагностики специалиста, по итогам которой уточняется диагноз, дифференцируется форма задержки речевого развития, учитывается уровень развития высших психических функций у ребенка и определяются возможные прочие факторы, повлиявшие на настоящее состояние

Все эти аспекты очень важно учесть для выработки правильного способа коррекции речи при ЗРР

Дети до 3-х лет

Важно понимать, что если неговорящему ребенку до 3-х лет, то после диагностического обследования малыша и беседы с родителями по данным анамнеза, логопед сразу способен дать заключение о задержке речевого развития и объяснить родителям как будет проводиться запуск речи у неговорящих детей

Дети старше 3 лет

Если проблемы с речью встречаются у ребенка старше 3-х лет, то может иметь место более серьезное нарушение речи такое, как алалия, соответственно, требующее диагноза от врача-невропатолога. В этих случаях свое заключение логопед сможет дать не раньше, чем через 3 недели после начала коррекционной работы с ребенком (5-6 занятий).

За это время дети «раскрываются», адаптируются и привыкают к логопедическим занятиям, поэтому специалист имеет возможность дать верное заключение по наличию алалии, обособить от других во многом схожих речевых нарушений.

Методика коррекции и запуска речи для детей выбирается у логопеда индивидуально для каждого ребенка согласно показаниям. Важным фактором является организация общения в семье, поэтому логопед обязательно дает соответствующие рекомендации родителям и надеется на тесное сотрудничество с ними.

При правильной диагностике и верно подобранной коррекционной стратегии начинают говорить даже неговорящие дети, если причина молчания подлежит корректировке

Одна из особенностей запуска речи у детей в нашем Центре состоит в том, что во время занятий логопед-дефектолог одновременно уделяет внимание развитию высших психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления).  

Как распарить лицо в домашних условиях

Распарить лицо в домашних условиях можно как с помощью кастрюли с горячим отваром из целебных трав, так и с помощью ингаляторов или домашней бани.

Некоторые способы избавляют от черных точек особенно хорошо.

Чтобы правильно провести распаривание выполняются следующие действия:

  1. В кастрюлю наливается 2 стакана воды и кипятится.
  2. Раствор готовится различными способами: с добавлением трав, масел или других ингредиентов.
  3. Посуда с кипятком ставится на стол. При этом нельзя применять емкости из пластика.
  4. Нужно наклонить лицо над емкостью и накрыть голову полотенцем.
  5. Паровая ванночка не делается дольше 15 минут.
  6. После распаривания выполняется чистка или наносится маска.

Если процедура проводится для профилактики, то после нее следует умыться прохладной водой и нанести увлажняющий крем.

Водяная смесь готовится с применением следующих трав:

  1. Мята и чабрец подходят для жирной кожи. Они помогают избавиться от черных точек.
  2. Лаванда и розмарин рекомендуются для нормального типа.
  3. Для сухой кожи можно воспользоваться ромашкой, лаймом или геранью.

Можно воспользоваться эфирными маслами. Их добавляют 3-6 капель на несколько литров воды. Для комбинированной или жирной кожи рекомендуется иланг-иланг, бергамот или тимьян.

Для нормального или сухого типа подходит герань, пачули, лаванда или розовое дерево.

Некоторые растения обладают отличным целебным эффектом. Паровая ванночка для лица с календулой рекомендуется для проблемных областей лица. Она обладает бактерицидными и заживляющими свойствами.

Раствор с ромашкой обладает омолаживающим действием и успокаивает кожные покровы. Рецепт подходит для чувствительной поверхности лица.

Если кожа нормальная или сухая, то после распаривания выполняется увлажняющая маска из глины. Жирную поверхность после распаривания можно обработать холодным кубиком льда из травяного отвара.

Советы по применению: как правильно распаривать лицо для чистки

Коррекционная работа при моторной алалии

Моторная алалия характеризуется недоразвитием экспрессивной речи или ее отсутствием, в этом случае занятия со специалистом будут направлены на то, чтобы запустить речь. Подготовительный этап логопедической работы нацелен на вызывание речевых звуков, использования высоты, силы голоса, ее ритмико-интонационных компонентов. Для этого применяют метод «пропевания» гласных при слиянии звуков в слоги, либо изолированно. Параллельно используются пальчиковые упражнения, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Коррекционная деятельность, проводимая на основном этапе, основана на:

  • развитии и расширении пассивного словаря;
  • активизации новых слов;
  • формировании грамматической стороны речи;
  • формировании фразовой речи;
  • развитии связной речи.

В дальнейшем необходимо будет проводить коррекцию звукопроизношения. Эта работа проводится в рамках формирования грамматического строя.

Вызывание речи у неговорящих детей с моторной алалией, также как и с сенсорной, проводится в несколько этапов от простого к сложному, но с одним отличием: потребность в общении в детей это группы не нарушена, поэтому метод «информационного голода» в этом случае не используется. Напротив, ребенок с моторной алалией нуждается в качественно новой информации.

Опыт родителей

В методике PRT специалист или родители выявляют интересы ребенка и с их помощью побуждают к коммуникации. Вот как это происходило в семье Пим, матери ранее неговорящего Джеймса.

Если Джеймс хотел взять игрушку, Пим брала игрушку в руки и называла ее. За любую, даже неудачную (а поначалу все попытки были неудачные) попытку повторить ребенок получал игрушку.

Позднее его побуждали увеличивать количество слов: синяя машинка, «на старт, внимание, марш». Применение методики расширялось: если Джеймс хотел пить, ему показывали чашку и побуждали сказать слово

Так ребенок обучался выражать свою потребность пить словами.

Пим, мама Джеймса, говорит, что «раньше сын не только ничего не просил словами или звуками, он также не использовал жесты, чтобы указать, что ему нужно. Методика PRT помогла появиться его словарному запасу, а затем увеличить его и использовать во взаимодействиях с окружающими. Мы начали понимать, что ему хочется взять или сделать.»

Кроме такой коммуникации появился и еще один эффект: Джеймс все реже стал раздражаться, уменьшилось количество истерик. Если раньше ребенок не умел выражать свои чувства и по возвращении матери с работы начинал драться и рыдать, потому что он скучал, то теперь он может сказать это словами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector