Арт-терапия в работе с детьми: цели, особенности применения, техники, приемы

Упражнение «Игра наоборот»

Приготовьте ватман и журналы, из которых можно вырезать картинки. Предложите детям сделать большую картину. Тему он может придумать самостоятельно, а можно работать, не привязываясь к конкретному сюжету.

Обозначьте правила игры: нужно наклеивать картинки на ватман, выполняя инструкции взрослого с точностью до наоборот. Например, взрослый диктует: наклей пальму в центр, а ребенок, согласно правилам упражнения делать все наоборот, должен приклеить ее в любое другое место. Эта техника обычно очень веселит детей — им нравится, когда можно специально нарушать правила, которые они всегда привыкли соблюдать — они знают, что сделают все не так, как было сказано и им ничего за это не будет. Таким образом, ребенок получает новый опыт, пробует себя в нем и для него повышаются шансы, что в реальной ситуации, он не станет так тревожиться, когда случайно сделает ошибку или захочет поступить по-своему.

«Детско-родительские отношения». Методика «Барашек в бутылке».

Цель группового занятия: Диагностика психологического самоощущения пациента в родительской семье. Пациентам предлагается нарисовать барашка в бутылке. После окончания работы пациентам предлагается представить свои рисунки для совместного обсуждения. АРТ-терапевт задает вопросы о том, как барашек и бутылка себя чувствуют, о чем мечтают, что их тревожит. 

Пациенты обсуждают барашка, его расположение в бутылке, форму и расположение самой бутылки, наличие пробки и т.д. В конце обсуждения АРТ-терапевт дает собственные интерпретации рисунков пациентов. 

Барашек является символом самого автора работы, а бутылка символизирует родительскую семью. Данная методика позволяет АРТ-терапевту проверить собственные гипотезы о месте и роли пациента в его семейной системе, а также получить дополнительную информацию об одном из важнейших аспектов жизни больного. Кроме того, совместное обсуждение рисунков с другими пациентами позволяет каждому пациенту взглянуть на мир другого, сравнить и узнать про себя самого нечто новое, что-либо отрицалось либо вытеснялось в бессознательное. 

Отклики участников группы на рисунок пациента, позволяет ему взглянуть на свою семейную систему с другого ракурса и делает его более восприимчивым для последующей психотерапии.Ниже мы приводим работы пациентов.

Арт-терапия: что это за метод

Под арт-терапией подразумевается психотерапевтическая методика, позволяющая лечить расстройства психики с помощью искусства и творчества.

Многие рассматривают это понятие слишком узко, имея в виду лишь изобразительное творчество. На самом деле круг средства арт-терапии гораздо шире.

Арт-терапия, если можно так выразиться, возникла своевременно. Основателем ее считается британский художник Адриан Хилл. Во второй половине 30-х годов прошлого века он занимался в санаториях с людьми, больными туберкулезом. Вскоре наработанная им методика распространилась и в других странах: в Америке ее использовали для реабилитации малолетних узников фашистских концлагерей. Кстати, элементы арт-терапии применялись жертвами и в самих лагерях: в пример можно привести Терезинский лагерь с его активной культурной деятельность, удивившей и поразившей впоследствии весь мир. Именно творчество позволило людям выжить и сохранить психику в жесточайших условиях концентрационного лагеря.

Вначале последователи арт-терапии брали за основу наработки Фрейда и Юнга. Каждый вид человеческой деятельности, включая творческий процесс, они рассматривали как результат работы подсознания. Поэтому продукт этого творчества (произведение искусства) может рассказать об имеющихся психических отклонениях и помочь в их излечении.

Психоаналитики считают, что человеческое сознание крайне нуждается в самовыражении. Поэтому предметом изображения всегда являются темы, наиболее актуальные для человека на текущий момент. Чувства, эмоции, желания и стремления проявляются в виде символов – в первую очередь зрительных образов. Именно визуальные виды искусства первые поклонники психоанализа наделяли первостепенной ролью. Возможно, они ценили наглядность отражения психических процессов. Но музыка, танец, литературное творчество выявляют внутреннее состояние человека не менее, а часто и более полно, чем рисование.

По мнению сторонников психоанализа, принцип действия арт-терапии основан на так называемой сублимации. Сублимация – это защитный механизм сознания, подразумевающий избавление от внутреннего напряжения и отрицательных эмоций через творческую или иную социально одобряемую деятельность. Автор термина «сублимация», Зигмунд Фрейд, считал эту возможность чрезвычайно полезной для трансформации негативных качеств человека в позитивные.

Сегодня под сублимацией понимается гораздо более широкое поле деятельности: наука, предпринимательство, политика, медицина и т.д. К примеру, склонность к издевательствам и жестокости возможно сублимировать, если заниматься хирургией. Но все-таки творчество и деятельность в сфере искусства психотерапевты продолжают рассматривать как определяющие направления.

Одной из задач арт-терапии является воспитание у пациента стремления к самоанализу, самовыражению и самопознанию. Если такое стремление развить удается, психическая жизнь человека обретает гармонию. Другие задачи арт-терапии: социализировать человека, способствовать коммуникации, поднимать самооценку, развивать лучшие личностные качества. Также посредством этого метода можно снять страхи, справиться с фобиями и закомплексованностью. Кроме того, человек приобретает навык адекватно, не выходя за «рамки», выражать негативные эмоции: недовольство, обиду, агрессию.

Арт-терапия –это скорее увлекательные занятия, нежели психотерапевтическая терапия. Именно это притягивает к ней людей.

Необходимо заметить, что арт-терапия не акцентирует внимание на наличии у человека способностей или таланта к творчеству. Этому не придается никакого значения

Главное – возможность выразить свой внутренний мир. От пациентов вовсе не требуется после курса занятий связывать свою дальнейшую жизнь с живописью, музыкой или скульптурой. Методика направлена в основном на работу с детьми, подростками с проблемами в общении, пожилыми людьми, инвалидами.

Иногда арт-терапия способна на большее, чем просто приведение в норму психического состояния человека. Сторонники теории Юнга полагают, что у каждого человека имеется свой жизненный миф, то есть история развития личности. Ее можно распознать по определенным символам, выявляющихся в процессе творческой деятельности. Причем на этот миф можно влиять, корректируя таким образом внутреннее состояние пациента.

Йога для лица

Японка Фумико Такацу – автор комплекса упражнений Face Yoga – уверяет, что с помощью своей гимнастики вернула лицу симметричность, потерянную из-за травмы. «Спустя несколько месяцев после занятий я увидела в зеркале себя до катастрофы, – говорит Такацу. – Овал лица подтянулся, морщины разгладились». Звучит заманчиво, правда?

Разглаживаем лоб

Сожмите руки в кулаки. Прислоните их ко лбу так, чтобы костяшки среднего и указательного пальцев были в центре. Надавите ими на лоб и, не ослабляя нажима, разведите кулаки к вискам. Чуть надавите на виски костяшками пальцев. Повторите 4 раза.

Упражнение поможет снять напряжение с мышц лба и предупредить появление морщинок.

Подтягиваем шею

Сложите губы в «трубочку» и потяните вправо так, чтобы почувствовалось натяжение в левой щеке. Затем приподнимете подбородок на 45 градусов и поверните голову вправо. Чувствуете, как натянута шея с левой стороны? Задержитесь в этом положении на три секунды. Повторите упражнение. Потом то же самое – в левую сторону.

Упражнение позволит сохранить четкие контуры овала лица и защитит от двойного подбородка.

Разглаживаем «носогубки»

Положите ладони на виски и слегка надавите на них. Ведите ладошки вверх, подтягивая кожу. Откройте рот, будто произносите «о». Теперь максимально широко раскройте рот и задержитесь так на 5 секунд. Сделайте упражнение еще пару раз.

Подтягиваем веки

Выпрямитесь, опустите плечи. Поднимите вверх правую руку. Затем положите на левый висок кончики пальцев так, чтоб указательный оказался на самом виске, а безымянный – у кончика брови. Аккуратно натяните кожу, одновременно подтягивая ее.

Не сгибая спину, положите голову на правое плечо. Останьтесь в этом положении на 4-5 секунд, спокойно дышите ртом. Повторите упражнение с левой рукой.

Драмотерапия

Драматерапия – целенаправленный метод воздействия на пациента, с помощью которого психотерапевт добивается проявления каких либо эмоций для нормализации и восстановления его эмоционального состояния. За основу данной методики берутся придуманные драматические сюжеты. Участвуя в разыгранной истории, не замечая для себя, пациент вживается в предложенную ему роль и тем самым подталкивает себя к решению возникшей у него психологической проблемы. Драматерапия нашла свое применения в лечение таких отклонений, как:

различные неразрешенные психологические проблемы;
незначительные психологические отклонения;
внутрисемейные конфликты;
психологические расстройства.

Драмотерапия также включает ресурсную технику арт-терапии и подразумевает осуществление нескольких сеансов, с помощью которых психотерапевт помогает наладить контакт пациенту с окружающим миром и решить его личные проблемы. При использовании данной методики для большинства пациентов результат стабилизации психологического состояния наступает в кратчайшие сроки.

Виды арт-терапии

В работе с детьми используется множество арт-терапевтических техник. Рассмотрим их подробнее.

Марания

Название этого вида арт-терапии образовалось от глагола «марать», «пачкать». Чаще всего для него используются акварельные и гуашевые краски. Такая техника отличается от привычного рисования тем, что дети изображают не конкретный предмет, придерживаясь правил, а создают свой образ так, как им хочется.

Рисование кривых и прямых линий, пятен, клякс и отпечатков кистями, руками, губками и другими подручными предметами полностью погружает ребенка в процесс, он не думает про результат. Это помогает увидеть его внутреннее «я» и текущее эмоциональное состояние (по общему тону картины, характеру мазков, форме линий).

Также можно определить, как дошкольник относится к определенному событию и явлению. Достаточно предложить ему закрасить вход в пещеру, водоем, собственный дом или город. Негативные переживания можно тут же мягко перевести в привлекательный вид с помощью подходящих цветов.

Штриховка

Это вид арт-терапии, который проводится с помощью карандашей и мелков. Дети наносят хаотичные линии или каракули на поверхность бумаги, мольберта, стены и др. Характер линий расскажет об эмоциональном состоянии, а задание регулировать нажим карандаша настроит определенным образом (расслабит или сконцентрирует).

Ритмичная штриховка или рисование спиралей помогают расшевелить ребенка, снять напряжение и тревожность.

Монотипия

Такой вид арт-терапии позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. На скользящей поверхности (стекло, пленка, пластик и др.) делается рисунок краской, а затем придавливается листом бумаги. Т.к. краска не впитывается, то на листе отпечатывается весь рисунок с чуть размытыми границами. Ребенку остается выбрать: добавить еще один отпечаток или прорисовать четкие линии и мелкие детали.

Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку открыто анализировать свою работу, выбор цветов и темы рисунка.

К монотипии относится также кляксография (отпечаток на второй половине листа) и рисование окрашенными нитками между страниц (ниткография).

Рисование на стекле

Вид арт-терапии, который помогает прорабатывать детские страхи, потому что стекло легко отмыть от плохих рисунков. Также такая терапия устраняет зажатость и боязнь ошибиться, т.к. работу всегда можно начать заново.

Обычно рисунки на стекле выполняются под тщательным наблюдением взрослых из-за техники безопасности. А лучшим материалом для такого творчества считается гуашь: она плотно ложится на скользкую поверхность, дает насыщенный цвет и долго не сохнет, ее можно размазывать руками, создавая причудливые узоры.

Такое рисование полностью увлекает ребенка своим процессом, он получает новые тактильные и визуальные ощущения. Это значит, что рисунок получится более душевным и легко поможет определить проблемы.

Рисование пальцами

Лучше всего раскрыться детям позволяет рисование пальцами. Когда не нужно переживать за правильность и аккуратность работы, а наоборот, можно ощущать краску пальцами и рисовать так, как хочется чувствовать.

Такое рисование помогает в борьбе с социальными страхами, подавленным состоянием в обществе и страхом ошибки. А если проводить такую арт-терапию в группе, то ребенок будет забывать о стеснении и научится выражать свои мысли.

Рисование песком и другими сыпучими материалами

Хороший терапевтический эффект оказывает арт-терапия с использованием необычных материалов для рисования. Это могут быть песок, соль, крупы, макароны и даже сухие листья.

Новый способ рисования помогает выйти за рамки привычного, научиться мыслить нестандартно и развивать фантазию. Частички песка или крупы не только развивают мелкую моторику, но и дарят приятные тактильные ощущения, оказывая расслабляющее действие. Ребенок начинает чувствовать себя увереннее и свободнее. Такая техника рисования хорошо подходит детям с зажатостью, негативизмом и недостаточно развитой координацией движений.

Кому нужна арт-терапия и какие задачи она решает

Наверняка вас интересует вопрос, кто чаще всего обращается к арт-терапии. На самом деле к специалистам по этому направлению – арт-терапевтам – приходят сотни людей с самыми разными проблемами и запросами. Но, конечно, среди них мы не найдем негативщиков, скептиков и тех, кому совершенно не нужны никакие перемены в жизни и себе.

В остальном же арт-терапия подходит и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, и во всех случаях без исключения она дает отличные результаты. Если говорить конкретнее, то взрослым она помогает пересмотреть какие-то важные для них, но проблемные вещи, выработать новые поведенческие модели, развить креативность.

Когда дело касается детей, то применяются более подходящие для них методы, такие как изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и другие (о них мы скажем чуть позже). Частично, кстати, они используются в работе детскими психологами, воспитателями, коррекционными педагогами, логопедами, инструкторами в центрах развития.

С помощью различных методик арт-терапевты развивают у детей мышление, раскрывают творческий потенциал, стараются повлиять на правильное формирование нервной системы и психики, учат взаимодействовать с другими детьми, поддерживают оптимальный уровень интеллектуальной активности.

Арт-терапия идеально подходит и для детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, ребят, страдающих проблемами со зрением и моторикой, аутизмом и ДЦП. Благотворно на их состоянии сказывается не только выполнение упражнений, но и сама атмосфера, в которой занимаются дети – игровая и интересная, веселая и дружественная, корректирующая и развивающая.

Если же обобщить вышесказанное, можно выделить несколько основных направлений, в которых работает арт-терапия:

  • раскрытие и развитие творческого начала;
  • помощь в установлении контакта с собой и своим внутренним миром;
  • установление или восстановление контакта с окружающими людьми;
  • налаживание взаимоотношений;
  • расслабление и релаксация;
  • помощь в осознании своих истинных чувств, желаний и целей;
  • коррекция поведения и замена неэффективных поведенческих моделей эффективными;
  • помощь в достижении равновесия между внутренним миром и условиями окружающей действительности;
  • снижение и полное устранение негативного воздействия стресса;
  • общее развитие;
  • формирование позитивного мышления.

Есть еще и целый комплекс конкретных задач, с решением которых данное направление вполне успешно справляется:

Диагностика

Посредством творчества удается определить глубинные проблемы человека и указать ему на те сферы внутренней и внешней жизни и личностные качества, на которые нужно обратить серьезное внимание, которые нужно проработать или изменить.

Коррекция. Благодаря эффективным средствам арт-терапии специалисты помогают людям менять свое поведение в лучшую сторону, избавляться от тревог и страхов, чувства вины и жалости к себе, ограничивающих убеждений, комплексов, зажимов и т.п.

Развитие

Арт-терапия помогает не просто выявлять сильные и слабые стороны человека, но и развивать их. А это значит, что, занимаясь приятным делом, человек еще и проводит серьезную работу над собой.

Удовольствие. Лечение происходит через процесс творения. Люди пишут картины, сочиняют стихи, фотографируют, одним словом – создают, а не в этом ли состоит истинное удовольствие?! Причем получают его даже люди, далекие от творчества.

Психотерапия. Творческая деятельность помогает преодолевать тяжелые переживания, устранять психологические травмы, убирать подсознательные блоки, избавляться от неуверенности в себе и решать другие подобные проблемы.

Арт-терапевты применяют в своей работе огромное количество разных методов. К тому же и у самих людей предпочтения отличаются, но любой может найти то, что придется ему по вкусу.

Что делать, если у подростка депрессия

Методы лечения подростковой депрессии различны – от приема медикаментозных препаратов до проведения психотерапии, важно выявить причину депрессивного состояния. Действенной является семейная психотерапия, если причина заболевания связана с проблемами в семье. Для подростка в это время важна поддержка со стороны учителей, родственников

Для подростка в это время важна поддержка со стороны учителей, родственников

Действенной является семейная психотерапия, если причина заболевания связана с проблемами в семье. Для подростка в это время важна поддержка со стороны учителей, родственников.

Как правильно лечить депрессию может сказать только врач, заниматься самолечением нельзя! Психолог должен проводить психо-коррекционную работу.

Ее целью является установление причин депрессии, обучение подростка внимательно относиться к себе самому и умение справляться с негативными мыслями.

Возрастные отличия

В 13-14 лет у подростка начинается переходный возраст (у некоторых детей – раньше), следовательно, наблюдается волна очередного возрастного кризиса, которая протекает более сложно, чем предыдущие

Взрослеющие дети смотрят в зеркало и критически относятся к своей внешности, у некоторых появляются комплексы: девочки, например, не в восторге от своей фигуры.

Зачастую появляется комплекс неполноценности и подростки замыкаются в себе, отчуждаются от всего мира, впадая в депрессию

Важно распознать заболевание на начальной стадии

Симптомы депрессии в 14-15 лет:

  • стремление побыть наедине с самим собой;
  • уныние, тоска;
  • отчужденность;
  • страдания.

В 16 лет начинается третий этап взросления и длится он до 18 лет. В этом промежутке происходит физическое и психологическое созревание.

Подростки чувствуют себя взрослыми и поступают также, как взрослые. Но не всегда их действия и поступки одобряют родители, учителя.

Если не прислушаться к ребенку и не понять его чувства, подросток впадает в депрессию. Депрессивное состояние у 16-летних юношей и девушек протекает как у взрослых.

Родители должны помочь ребенку справиться с заболеванием, иначе он попытается найти успокоение на стороне: начнет употреблять спиртное и наркотики.

Что лучше сделать в первую очередь

Родителям важно понять, что подростковая депрессия – это не просто период в жизни ребенка, и не стоит надеяться, что она пройдет сама по себе. Если момент упущен и у подростка появились все симптомы депрессии, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу. Если момент упущен и у подростка появились все симптомы депрессии, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу

Если момент упущен и у подростка появились все симптомы депрессии, необходимо обратиться за помощью к психотерапевту или психологу.

Советы психолога

  1. Необходима поддержка. Родители должны показать ребенку, что они всегда находятся на его стороне. Не стоит задавать слишком много вопросов, ведь подростки не любят давления и чрезмерного покровительства. Однако родители должны дать подростку понять, что в любой ситуации он получит необходимую поддержку.
  2. Умение слушать. При разговоре с подростком нельзя критиковать и делать собственные выводы. Непрошенные советы и ультиматумы не пойдут на пользу.
  3. В общении с подростком нужно проявить мягкость, но быть настойчивым. Подростки в депрессивном состоянии «уходят в себя» и слышать не хотят о таком заболевании, как депрессия, но родители должны постепенно вызвать ребенка на разговор. Во время общения нужно подчеркнуть свою заботу и готовность выслушать.
  4. Необходимо признать его чувства. Если проблемы и чувства подростка кажутся родителям нелепыми или иррациональными, не стоит даже пытаться наладить общение, но они должны принять его чувства. Подросток должен понять, что то, что он чувствует, всерьез воспринимается родителями.

Упражнение «Монотипия»

Для выполнения этого упражнения понадобится стекло. Можно использовать то, которое находится в рамке для фотографии, предварительно обработав края, чтобы ребенок не поранился во время работы. Приготовьте краски и кисти. Предложите ребенку рисовать на стекле. Точной инструкции о том, каким должен быть рисунок, давать не нужно. Пусть ребенок пробует рисовать так, как ему захочется. Покажите ему, как причудливо смешиваются краски на стекле, расплываются, перетекают друг в друга.

Это упражнение полезно тем, что не дает ребенку контролировать продукт своей деятельности, потому что краску на стекле невозможно удержать — благодаря воде она растекается, и нарисованная фигура не держит изначальную форму. Обычно этот процесс надолго затягивает детей, позволяя им находить контакт со своим бессознательным. В продолжение работы можно сделать оттиск на бумаге — приложив чистый лист к стеклу. Отпечатанный на нем рисунок можно долго изучать, кистью дорисовывать фрагменты и части, чтобы получился сюжет. Психологи используют эту технику для анализа личности ребенка, родителям и детям достаточно самого процесса.

Задачи, решаемые семейной арт-терапией

Данные занятия решают как диагностические, так и коррекционные задачи, среди которых:

  • опыт детей в отношениях с родителями или братьями и сестрами;
  • влияние родителей на детское восприятие мира;
  • проработка семейного опыта в прошлом;
  • выявление переживаний всех членов семьи, которые не были высказаны и осознаны;
  • причинно-следственные связи реакций и взаимодействий;
  • коррекция дисфункционального поведения членов семьи;
  • помощь в решении семейных конфликтов;
  • проблемы родительского поведения.

На занятиях семейной арт-терапией всем членам семьи предлагается выполнять некоторые задания, как говорили ранее, обычно они носят изобразительный характер. Нередко специалисты дополняют занятия играми или театрализацией, а также используют музыку.

Также специалисты предлагают создавать повествования, как письменные, так и устные. Обычно достаточно даже одного занятия для того, чтобы диагностировать и оценить взаимодействия между членами семьи. Для этого используют такие техники, как:

  • общая разработка и изображение герба семьи;
  • рисование или театрализация сцен из жизни;
  • совместное творчество (это может быть рисунок, коллаж или даже скульптура);
  • создание каракулей, которые позднее обсуждаются и объясняются каждым членом семьи;
  • совместное создание семейного портрета. Он может быть реалистичным или метафорическим (например, в образах животных или предметов, изображение определенными цветами, героями или картинками из журналов и книг);
  • рисование дома, в котором живет семья, а также изображение их ежедневных дел в его стенах;
  • описание семейных событий (это могут быть не только приятные события вроде торжеств и отдыха, а и трудные и неприятные моменты);
  • изображение проблем между членами семьи (конфликты, болезни, неудачи и другое);
  • прорисовка жизненных ценностей каждого человека и общих ценностей;
  • описание жизненных ситуаций внутри семье в развитии (то есть серия рисунков, фотографий, картинок);
  • обдумывание и визуализация целей семьи;
  • рисование жизненного пути семьи, что тоже включает в себя серию рисунков и изображением самых важных этапов развития семьи;
  • рисование и обсуждение индивидуальных и общих хобби;
  • изделия из песка, создание иллюстраций на разные темы.

Данные виды техник могут быть выполнены одним человеком, поочередно или совместно. Причем в последнем случае существует несколько реализаций. Например, члены семьи сначала обсуждают задание, как они видят ее исполнение, описание предмета (чаще всего в этот момент происходит описание проблемы).

Наблюдая за процессом обсуждения, специалисты нередко улавливают тонкости взаимодействий, а также видят сложности и думают над решением. В другом варианте реализации членам семьи советуют воздержаться от обсуждений.

В таком случае специалисту легко увидеть положение каждого члена семьи и его позицию. Грамотный специалист всегда сможет выявить не только семейные проблемы, но и заметит сильные стороны пациентов и расскажет, как ими пользоваться.

Ниже приведем факторы психокоррекции на занятиях подобного рода:

  • проработка дисфункциональных взаимоотношений;
  • реакции взаимодействий;
  • принятие или непринятие чувств себя или другого;
  • получение опыта, который получен впервые и совместно;
  • взаимодействия (особенно – сопереживание);
  • получение новых знаний и новых позиций;
  • обучение решения конфликтов (с помощью компромиссов, обсуждений, выражения чувств и понимания).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector