Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации? виды предложений по цели высказывания

Содержание:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Виды предложений по интонации

27. Прочитайте.

Ребята! В предложениях
стою я для того,
чтоб выделить волнение,
тревогу, восхищение,
победу, торжество!
Где я, те предложения
с особым выражением
произносить должны!
(А. Тетивкин)

Обратите внимание! Предложения различаются по интонации

Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), — это восклицательные предложения.

Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

28. Прочитайте.

Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
(А. Пушкин)

Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.

Спишите поэтические строки.

Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, — это невосклицательные предложения.

29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

30. Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзки? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

  • Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
  • Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

   Виды предложений

Обратите внимание! В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак.
В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный, и восклицательный знаки. 31

Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений

31. Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

32. Прочитайте стихотворение.

   Скучать некогда

Села пчёлка на цв..ток,
Опустила х..боток (. !)
Под л..тает к ней комар:
— Что ты ищешь там (? !)
— Нектар (! ?)
— А тебе не надоело,
Не наскучило искать (? !)
— Нет (! ?)
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скуч..ть (! ?)
(Г. Ладонщиков)

Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

  • Объясните значение слова таволга.
  • Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
  • Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
  • Запишите, обозначая начало и конец предложений.

Работа с интонацией

Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

Чтение вслух.

Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось

Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи

Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией

Упражнения на расслабление.

Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

Устная речь характеризуется наличием разнообразных эмоционально-интонационных оттенков. С их помощью можно одному и тому же выражению добавить различных значений: удивления, издевки, вопроса, утверждения и других вариантов. На письме все это передать намного сложнее, но возможно с помощью знаков препинания, которые отражают основные элементы интонации.

Музыкальная интонация

Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние — радость, ненависть, симпатия.

Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

  • жесты;
  • движение тела;
  • гармонию речи;
  • эмоциональное состояние;
  • характер человека.

Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

Предложения по цели высказывания

По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

  • повест­во­ва­тель­ные
  • вопро­си­тель­ные
  • побу­ди­тель­ные

Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

Повествовательное предложение

В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

Вопросительные предложения

По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

Побудительное предложение

Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

Что такое интонация

Интонация – это мелодическое и голосовое оформление предложения. Когда мы говорим, мы произносим фразы громче или тише, спокойно или взволнованно, выделяем голосом разные слова. Это и есть интонация. Вместе с ударением она относится к тем единицам языка, которые не передаются буквами. Но представить нашу речь без этих элементов едва ли возможно. На письме они выражаются с помощью различных знаков препинания, выделения жирным шрифтом и т.д.

Ученые называют такие единицы просодемами.

Все предложения произносится с какой-то интонацией. У одного голос тихий, а у другого грубый, кто-то говорит мягко, а кто-то резко. С любимым котенком хозяйка может сюсюкать, а на соседку возмущенно кричать. Но сейчас речь не о такой интонации.

Когда говорят о разделении предложений на группы по интонации, имеют в виду лишь вопрос, произносится ли предложение с особым чувством. Впервые школьники узнают об этом во 2 классе на уроках русского языка и тогда же учатся определять виды предложений по интонации.

Что такое интонация: изменение темпа

В повседневных разговорах слова льются легко и спонтанно. Если человек взволнован чем-то, то говорит быстро. Когда же хочет, чтобы слушатели хорошо запомнили его слова, то замедляет темп. Но в публичных выступлениях делать это не всегда легко. Особенно если говорящий зазубрил текст на память. В таком случае его интонация бывает холодная. Он сконцентрирован только лишь на том, чтобы чего-то не забыть. Соответственно, темп его речи, скорее всего, будет одинаковым во время всего выступления.

Чтобы не делать таких ошибок, надо усвоить основные приемы грамотной техники разговора. Ускорять речь следует на несущественных деталях или незначительных подробностях. А вот главные мысли, значимые аргументы или кульминационные пункты надо озвучивать медленно, четко, с расстановкой. Еще один важный момент: никогда не надо тараторить настолько быстро, чтобы от этого страдала дикция.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 61,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 128,
Полякова, Учебник

Упражнение 130,
Полякова, Учебник

Упражнение 133,
Полякова, Учебник

Упражнение 72,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 15,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 32,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 198,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 123,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 22,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 195,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 196,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 197,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 202,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 25,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 19,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 41,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 226,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 5,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 9,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 390,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 457,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 17,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 18,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 20,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 21,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 25,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 43,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 243,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 76,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 80,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 15,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

5 класс

Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 420,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 423,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 631,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 459,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 461,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 467,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 468,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 469,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

Упражнение 476,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 355,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 90,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 250,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 507,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 56,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 57,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Интонация – это…

Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.

  1. Так, Даль в своем Толковом словаре говорил о сильном голосовом ударении.
  2. А в «Словаре русского языка» Ожегова речь шла сразу о нескольких характеристиках – точность звучания голоса, манера произношения и голосовые приемы для выделения отношения к тому или иному событию.
  3. И наконец, в Большом Энциклопедическом словаре понятие интонации сводилось к стихотворной форме, когда голос повышается в начале строки и понижается в конце.

Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.

Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни. И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь.

Вопрос

Ко второй группе относятся вопросительные предложения. Их используют, соответственно, чтобы задавать различные вопросы. Для этого служит особая интонация. В конце таких предложений пишется вопросительный знак. В них используют вопросительные слова: когда, куда, почему, где. Можно спросить с помощью частиц или наречий: часто, точно, ли, разве, неужели. Также вопросительное предложение можно построить специальным порядком слов.

Когда вы пойдёте в музей?

Неужели вы пойдёте в музей?

Вы пойдёте в музей?

Вот какие действия производят с помощью вопросительных предложений:

  • расспрашивать;
  • опрашивать;
  • выяснять;
  • выпрашивать;
  • разузнавать;
  • выпытывать;
  • разведывать;
  • выведывать.

Понятие о предложении

Науке о языке известны принципиально различные подходы к изучению предложения как синтаксической единицы. Сопоставление разных попыток дать определение предложения выявляет две основные тенденции:

  1. Попытки определить предложение с помощью понятий нелингвистических (логических, логико-психологических);
  2. Стремление найти чисто лингвистические критерии в подходе к предложению.

Представитель логического направления Ф.И. Буслаев определял предложение как «суждение, выраженное словами», полагая, что в языке находят свое точное отражение и выражение логические категории и отношения.

Представитель психологического направления А. А. Потебня, исходя из утверждения, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», рассматривал предложение как выражение в словах психологического суждения, т. е. соединения двух представлений, образующих сложное представление.

Основоположник формально-грамматического направления ф. Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе как части грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

Представителями этого направления члены предложения определялись с морфологической точки зрения, т. е. характеризовались как части речи.

В. В. Виноградов, выступая против «морфологизма» в синтаксисе, в основу определения предложения кладет структурно-семантический принцип: «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Предложение — минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или отдельное слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли.

Предложение относительно логического суждения — не тождественно ему. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т. д., соотносительные не с двучленным суждением, а с другими формами мышления.

Отражая деятельность интеллекта, предложение служит также для выражения эмоций и волеизъявлений, входящих в сферы чувства и воли.

Восклицательное предложение

Восклицательными называются предложения, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего. Невосклицательные предложения подобной
эмоциональной окраски не имеют.

Восклицательными могут стать различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные:

Вечер такой славный! (А. Чехов);

Пустите меня поглядеть! (М. Горький);

И каких только не бывает чудес на свете! (Э. Казакевич).

Грамматические средства оформления восклицательных предложений следующие:

  • Интонация, передающая разнообразные чувства: радость, досаду, огорчение, гнев, удивление и др. (восклицательные предложения произносятся более высоким тоном,
    с выделением слова, непосредственно выражающего эмоцию):Прощай, письмо любви, прощай! (А . Пушкин);Явись, вдохни восторг и рвенье полкам, оставленным тобой! (А. Пушкин);
  • Междометия:…И, увы, мое шампанское торжествует над силою магнетических ее глазок! (М. Лермонтов);Ух!., хорошо здесь подают! Ахти, хорошо! (М. Горький);
  • Восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску: ну, о, ну и, куда как, как, какой,
    что за и др.:Ну что за шейка! Что за глазки! (И. Крылов);То ль дело Киев! Что за край! (А. Пушкин);

    Как хороши, как свежи были розы! (И. Тургенев);

    Фу ты какая! Слова ей не скажи! (М. Горький).

Побудительные предложения

Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Их цель — побуждение к действию.

В них содержатся различные оттенки волеизъявления:

  • приказ, просьба, мольба, пожелание:«Молчать!., ты!» — злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Горький);«Поезжай, Петр!» — командовал студент (М. Горький);Дяденька Григорий… наклонись-ка ухом (М. Горький);
  • совет, предложение, предостережение, протест, угроза:Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Горький);Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (А. Пушкин);
  • согласие, разрешение:Как хочешь, так и поступай;Можешь идти куда глаза глядят;
  • призыв, приглашение к совместному действию:Ну вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Горький);Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. Пушкин).

Грамматическими средствами оформления побудительных предложений являются:

  • побудительная интонация;
  • сказуемое в форме повелительного наклонения;
  • специальные частицы, вносящие побудительный оттенок в предложение (давай, давайте, ну-ка, да, пусть).Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной… (А. Пушкин);В салон! (А. Чехов);Ну пойдем ко мне (Л. Толстой).

Виды интонаций

Все интонации делятся на три больших категории:

  1. Повествовательная;
  2. Восклицательная;
  3. Вопросительная.

Повествовательная интонация

Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.

В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.

Вопросительная интонация

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.

В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.

Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.

Восклицательная интонация

Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса

Громкая речь всегда обращает на себя внимание

Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.

Ударение в интонации

Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

  • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
  • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

Что такое предложение

Надо заметить, что общепринятое определение предложения, которое используют сейчас лингвисты, появилось далеко не сразу. В прошлом самые разные ученые пытались сформулировать и описать его. Причем с разных точек зрения. Например:

  1. С точки зрения логики. Российский лингвист и литератор Федор Буслаев еще в середине XIX века сказал, что
  2. С точки зрения психологии. Ученый, лингвист и литературовед Дмитрий Овсянико-Куликовский в конце XIX века дал свое определение. По его мнению
  3. С точки зрения грамматики. Еще один известный лингвист Филипп Фортунатов опять же в конце XIX века дал свое, весьма сложное определение –

В конце концов, сейчас уже можно сказать, что все эти люди были правы по-своему. И «предложение» содержит в себе элементы и логики, и психологии, а без грамматики вообще не обойтись.

Что такое интонация: высота звучания

Без смены тональности (модуляции) речь была бы лишена благозвучия и эмоциональности. Радостное возбуждение и рвение можно передать повышением тона, тревогу и грусть — понижением. Эмоции помогают говорящему достичь сердца своих слушателей. А значит, и быстрее побудить их к определенным действиям.

Правда, существуют тональные языки (например, китайский), в которых изменение высоты тона влияет на значение самого слова. Поэтому там иное понятие того, что такое интонация. Русский язык к таким не относится. Но и в нем с помощью модуляции можно выражать разные мысли. Например, чтобы превратить повествовательное предложение в вопросительное, его конечную часть проговаривают с восходящей интонацией. В результате мы по другому воспринимаем сказанную фразу.

Интонация для любого высказывания, будь то повседневный разговор или публичное выступление, — это как специи для блюда. Без них оно безвкусно. Правда, надо использовать ее с умом, чтобы не переборщить. В этом случае речь будет выглядеть наигранной и неискренней.

Общая интонация текста

С помощью интонационных средств можно добавить общего тона звучания тексту. Романтические рассказы всегда напряженные и интригующие. Они вызывают эмоции сопереживания и сочувствия. А вот строгие доклады никак не откликаются на эмоциональном уровне. В них, кроме пауз, нет других существенных интонационных средств.

Конечно, нельзя утверждать, что общее звучание текста полностью зависит от частных интонационных средств. Но общая картина отражается только при условии использования неких элементов мелодики для раскрытия главной мысли. Без этого суть сообщения может быть непонятной людям, которые с ним ознакомились.

Не забывайте о тренировке дикции

Если сравнить речь людей, работа которых не связана с постоянным общением и официальным изложением, с голосом радиоведущего, можно очень сильно удивиться. Как мы произносим согласные, шипящие или букву «г»… Все ли мы делаем правильно? Если с детства и во взрослом возрасте вы этим не занимались – вероятность невелика. Такой навык требует определенной подготовки, разминки лица, чтения скороговорок и так далее. Всему этому нужно учиться, а главное – постоянно за этим следить. Пока навык не закрепится, дикция еще не будет сформирована. В этом случае поговорка «Терпенье и труд все перетрут» – очень актуальна. Иногда, работа со своими речевыми навыками, интонацией голоса и дикцией требует не меньших усилий, чем нужно для создания «кубиков» в области пресса, которые, как известно, достижимы только благодаря усердным тренировкам.

Как не стать проблемным клиентом для колл-центра?

Важные задачи колл-центра

Интонация разных стилей речи

Каждый стиль речи имеет свою интонационную картинку. В зависимости от целей высказывания, она может быть как максимально развитой и разносторонней, так и минимальной, без особых эмоциональных переливов.

Официально-деловой и научный стили в этом плане можно назвать самыми сухими. Они повествуют о конкретных фактах, построенных на сухой информации.

Самыми эмоциональными стилями можно назвать разговорный и художественный. Для передачи всех красок устной речи на письме используются основные элементы интонации, и другие, менее популярные средства. Часто, чтобы читатель представил речь персонажа, авторы прибегают к подробному описанию процесса произношения. Это все дополняется письменными интонационными знаками. Поэтому читатель легко в голове воспроизводит ту интонацию, которую он видит посредством визуального восприятия.

Особенности и примеры типов текста

Описание – это такой тип речи, в котором тема раскрывается с помощью характеристик – характеризуются предметы, явления природы, лица и так далее. Обычно это оформляется как перечисление признаков того, что описывается. Все описываемое происходит в момент речи, так что характерными чертами этого ее типа считаются статичность и определенность. В основном, к описанию относятся пейзаж, рассказ об обстановке или характеристика внешности человека.

Повествование – совсем другое дело. Тема тут развивается как часть действия, события или состояния, то есть отличается динамичностью. Обычно в повествовательном типе текста много глаголов, а также наречий, которые указывают на последовательность происходящего.

Повествование противопоставляется описанию как динамика и статика, то есть антонимичными являются два их главных признака.

Наконец, рассуждение, – это рассказ, основанный на умозаключении, который имеет логическую структуру, состоящую из тезиса (то есть основного посыла), который потом раскрывается с помощью аргументов и завершается выводом.

Для того, чтобы понять тему лучше, стоит рассмотреть примеры типов речи.

Описание:

Она была высокой брюнеткой с глазами, похожими на изумруды. Бледная кожа выгодно оттенялась голубым шелком платья, и вся она становилась будто прозрачной, прекрасной статуэткой из самого тонкого фарфора работы лучшего из мастеров.

Рассуждение:

Нет, не мог он этого сделать – все говорило против: и глаза, и то, как он смотрел на нее на балу, и искренняя улыбка. Маша знала – Николай был честен.

Повествование:

Дорога бежала между холмов, выходя прямо к реке. Бессильный смотреть на открывшийся простор, граф надвинул на лоб шляпу. Созерцание спокойной природы причиняло ему боль.

Примеры

Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:

В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».

Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:

А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:

И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.

Повествование

К первой группе относятся повествовательные предложения. В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.

Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).

На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).

Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:

  • оповещать:
  • обмениваться;
  • объяснять;
  • информировать;
  • объявлять;
  • рапортовать;
  • осведомлять.

Вопросительное предложение

Вопросительное предложение — это предложение, заключающее в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему:

  • Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном? (С. Есенин);
  • Как мне поступить, Петр Егорович? (А . Островский);
  • Печорин! Давно ли здесь? (М. Лермонтов).

Средствами выражения вопроса являются:

1) вопросительная интонация — повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например:

Вы на Западном фронте были? (К. Симонов) (ср.: Вы на Западном
фронте были?; Вы на Западном фронте были?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос):

Хотите воды со льдом? (В. Вересаев);

3) вопросительные слова — вопросительные частицы, наречия, местоимения:

Не лучше ли тебе отстать от них самому? (А . Пушкин);

Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (М . Лермонтов);

Зачем мы здесь стоим? (А. Чехов).

Общевопросительные и частновопросительные предложения

Вопросительные предложения в зависимости от типа заключенного в них вопроса и предполагаемого ответа делятся на общевопросительные и частновопросительные.

Общевопросительные предложения направлены на получение информации о ситуации в целом. Ответом на них будет «да» или «нет»:

Вам хочется скинуть туфли, снять рубашку — и так пройтись по селу? (В. Шукшин);

Есть ли у тебя дома деревья? (Ю. Куранов);

Ты спросишь, как его зовут? (Ю. Куранов).

Частновопросительные предложения требуют ответа о деятеле, о признаке, о тех или иных обстоятельствах, то есть они требуют в ответе сообщения новой информации:

«Ты отчего такой задумчивый?» — спросил мальчик;

Кто по речке плывет? Кто песню поет?;

Хорошее у тебя пиво, Меланья Васильевна. Как ты его варишь? (В. Шукшин).

По своему характеру вопросительные предложения делятся на следующие разряды:

  • Собственно вопросительные предложения. Они заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.
    В этих предложениях выражается стремление говорящего выяснить что-либо для него неизвестное:К чему опять ты мрачный взор мохнатой шапкой закрываешь? (М. Лермонтов);Что же это за люди, что за типы? (В. Белинский);Далеко ли вы отсюда живете? (А. Пушкин);
  • Вопросительно-утвердительные предложения. Будучи обращенными к собеседнику, они требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе:Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был? (С. Есенин);Ну кто из нас весне не рад? (А. Жаров);Не твоих ли звуков сладость вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость окрыляла нас тогда? (А. Блок);
  • Вопросительно-отрицательные предложения. Они заключают в себе отрицание того, о чем спрашивается:Родимая! Ну как заснуть в метель? (С. Есенин);Но тебя я разве позабуду? (С. Есенин);Дак на кой же шут тогда из себя жилы тянуть столько лет? (В. Шукшин);
  • Вопросительно-побудительные предложения. Они заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса:«Вы прекратите орать?» — опять спросила Софья Ивановна (В. Шукшин);«Давай попробуем кровь?» — предложил сын (В. Шукшин);«Молока не выпьете на дорогу?» — сказал Яков (М. Горький);
  • Вопросительно-риторические предложения. Они содержат утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе; употребляются они как средство выразительности:Желанья…Что пользы напрасно и вечно желать? (М. Лермонтов);Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? (М. Лермонтов);Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? (И. Тургенев).По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса):
    «Скажите, Степан, вы женились по любви?» — спросила Маша.«Какая у нас в деревне любовь?» — ответил Степан и усмехнулся (А. Чехов).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector