Автоматизация звука [ж] в словах и предложениях

Секреты успешной автоматизации

Чтобы автоматизация звука Ж проходила правильно, необходимо организовать процесс, опираясь на советы профессионалов. В первую очередь следует проверить, насколько отработана проблемная буква, как произносится в словах, предложениях, тексте. Для этого можно использовать различные упражнения по возрастам. У дошкольников логопеды советуют применять работу с карточками. Когда взрослый показывает малышу картинку, обозначающую предмет, профессию, явление природы, дошкольнику нужно угадать и произнести правильно слова (жук, жало, пожар, дождь и т. д.).

Младшим школьникам предлагают составлять слова из слогов, прочитать текст. Нравится ребятам игра в «Пропавший звук», когда в словах или тексте пропущена нужная буква. Если упражнение выполнено и произносится Ж с правильной артикуляционной позицией, можно приступать к автоматизации. У подростков проверить произношение можно, предлагая прочесть стихотворение, текст, чистоговорку, фразу. Взрослые еще до автоматизации должны правильно определять позицию Ж при произношении. Если возникают трудности с постановкой, лучше пройти курс логопедических занятий, что позволит самостоятельно заниматься закреплением.

Секрет успешной автоматизации состоит в выполнении артикуляционной разминки перед каждым занятием. Упражнения позволяют закрепить правильность произношения, разогреть речевой аппарат перед занятием. Использовать артикуляционную разминку нужно, опираясь на коррекцию отдельного звука.

  • «Блинчик». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, прикасаясь к уголкам губ. Продержать в таком положении 10 секунд. Верхние зубы при выполнении упражнения должны быть видны.
  • «Маляр». Вытянутым языком, при широко открытом рте, провести сначала вверху рта, касаясь неба, после внизу, не выходя за пределы зубов.
  • «Парус». Поднять язык, закрепить за передними зубами сзади, расслабить, продержать 10 секунд.

Автоматизация звука Ж проходит по принципу от простого к сложному. Сначала необходимо закреплять звук отдельно от слогов и слов − изолированно, после переходить на слоги, слова, предложения, тексты, повседневную речь.

Во время работы нужно отвлекать ребенка от зацикленности на правильности произношения отдельного звука. Сделать это можно, если использовать в занятиях дополнительные методики:

  • элементы театрализации;
  • зрительные образы (наглядный материал);
  • биоэнергопластику (произнесение с одновременным движением рук);
  • тактильно-мышечные методы (включение пальчиковой гимнастики).

Работа с предложениями и текстом

На первых занятиях речевой материал должен быть максимально насыщен Ш или Ж, чтобы органы артикуляции отработали правильное положение, а ребенок запомнил их правильное звучание. На этом этапе ученику предоставляется больше самостоятельности – нужно закрепить навык не повторения за взрослым, а осознанного употребления в речи правильного варианта фонемы.

Задача взрослого на поздних этапах автоматизации – не просто указать на ошибки в произношении, но создать такие условия, чтобы ребенок сам их слышал и мог себя поправить. Не стоит предлагать сразу длинные предложения – их объем увеличивают постепенно. На этом этапе начинается автоматизация Ш, Ж в стихах, которые предлагают выучить малышу.

Примеры заданий

  • Повторение предложений.
    • На звук Ш: У Саши шапка. У Яши шуба. Маша кушает пшенную кашу. Бабушка шьет штанишки. Шахматы и шашки у Даши в шкафу.
    • На звук Ж: На улице жужжит жук. Женя поймал жабу. Жанна живет на втором этаже. После дождя на лужайке лужи.
  • Путаница. Ребенку называют набор слов и ему из них нужно составить предложение. Это задание направлено и на развитие грамматического строя, а именно навыков согласования и подчинения в предложении.
  • Повторение скороговорок. Темп постепенно ускоряют, но все слова нужно проговаривать четко и делать упор на шипящие:
    • На Ш: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
    • Кошка на окошке шьет рубашку для Ермошки.
    • На Ж: У ежа – ежата, у ужа – ужата.
    • Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

Постепенно следует предлагать менее насыщенный шипящими речевой материал. В предложении может быть одно-два слова, имеющих в составе Ш или Ж. Затем следует переходить к работе над небольшими текстами и стихотворениями.

Задания со стихотворениями

Дети могут не только их заучивать, но и сами добавлять рифму. Взрослый говорит начало предложения – ребятам предлагают придумать окончание:

«В кладовой играла мышка,

Под сосной лежала…(шишка)»;

«В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский…(жук)».

Чтобы было проще подобрать рифму, логопед показывает картинку зарифмованного слова. Это задание не только автоматизирует звук, но и развивает творческое мышление.

Заучивание стихов не только тренирует память, но и воспитывает навык самоконтроля за речью и слуховое внимание. Обычно такие задания логопед дает на дом

Эффективнее будет выучить заранее, а потом в течение нескольких дней до логопедического занятия просить ребенка его рассказать. Тогда у него будет не механически отработанное произношение, а его сознательное употребление в связной речи.

Начинают с коротких стишков:

«Две букашки на опушке

Отдыхают на подушке».

«Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет».

Постепенно в работу включают более объемные стихотворения:

«Мышонку шепчет мышь:

− Ты все шумишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши:

− Шуметь я буду тише».

«Жук жужжит: Жу-жу-жу!

Я живу и не тужу,

Я на веточке сижу,

И жужжу, жужжу, жужжу!».

Во время повторения стихотворения логопед обращает внимание на правильное произношение Ш и Ж. А также на интонационную составляющую и использование мимики и жестов во время выступления

Задания для работы с текстом

Начинают автоматизировать звук с коротких текстов, содержащих большое количество слов с шипящими. Постепенно речевой материал приближают к обычной речи. Все рассказы лучше сопровождать иллюстрациями, потому что детям дошкольного возраста проще понимать содержание текста.

  • Повтор за взрослым рассказа. Сначала логопед или родитель читает текст, потом он проговаривает предложение, а ребенок за ним повторяет.
  • Какое слово прочитано неправильно. Это задание на тренировку слухового внимания. Во время чтения слов с шипящими, в некоторых из них взрослый искажает произношение. Ребенок должен не только услышать ошибку, но и сказать правильный вариант.
  • Пересказ – сложный вариант работы. Сначала логопед несколько раз читает текст, а ученик потом пересказывает. Обязательно используют сюжетные картинки; если возникли затруднения можно помочь наводящими вопросами.

Лучше выбирать рассказы, которые знакомы детям. Можно придумать их самостоятельно, героями в которых были бы любимые малышами персонажи. Когда малыш уверенно произносит шипящие в тексте и отличает правильный образ звука среди большого количества слов, логопед переходит к самому сложному этапу – работе со связной речью.

Автоматизация в слогах

Когда звук поставлен, его нужно ввести в речь. После отработки артикуляционных движений при изолированном произнесении звук автоматизируется в слогах. Начинать нужно с прямых слогов, в которых гласный идет посл согласного.

  1. Жук хочет найти на полянке самые красивые цветы. Поможем ему? Педагог называет слоги. Если ребенок слышит слог со звуком , кладет цветочек в свою корзинку. Ча, жа, ша, ра, жо, со, зы, жу, са, ру, жи, су, шу, жо, шо.
  2. Ребенку предлагают найти и прочитать слог, который находится в определенной точке на слоговой таблице (например, на пересечении 5 строки сверху и первого столбика справа).
  3. Дидактическая игра «Запасливый ёжик». Заранее нужно подготовить картинку ежа и изображения грибов и яблок с написанными на них гласными. Жука попросил друг Ежик помочь ему собрать припасы к зиме. Давай и мы присоединимся. Ставим звук перед гласным, который написан на грибочке или яблочке, после этого отдаем ежу (крепим к спинке).
  4. Дидактическая игра «Заплатки». Дается изображение жилета с белыми кружками на нем. Вокруг разбросаны круги с написанными слогами. Задание: жилет прохудился. Помоги побрать к нему подходящие заплатки. Подбирать нужно только заплатки со звуком Ж.
  5. Игра «Пропущенные слоги». Даются карточки с кружками. Рядом с каждым кружком написано по 1 слогу (-на, -вот, мы-, но-, у-). Нужно подставить слог ЖИ только в те кружки, с которыми получится слово. Должны получиться слова: живот, ножи, ужи.

Автоматизация звука

Начинать автоматизацию нужно с правильной постановки и артикуляционной гимнастики, после переходить на закрепление произношения. Занятие должно проходить в дошкольном возрасте не более 10 минут, в младшем школьном до 15, в среднем школьном 20, взрослые могут уделять автоматизации звука до 30 минут. В полное время входит подготовка (гимнастика) и основная часть (автоматизация).

Работа со слогами и словами

Переходить сразу к автоматизации не стоит. Начинать закрепление нужно с изолированного произношения. Несколько раз проговорить Ж, пока не будет выработана правильная позиция. Ребенку самостоятельно тяжело определить, как произносится звук, следить за переходом от одного задания к другому стоит педагогу или родителю.

Начать работу нужно с изолированного произношения: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Затем подключать слоги, сначала с закрытой позицией, после с открытой: жа-жо-жу-жи, ож-аж-уж-иж.

Для малышей-дошкольников можно проводить упражнение «Хлопни, как услышишь Ж». Педагог или родитель произносит слова, ребенок должен услышать звук Ж и хлопнуть в ладоши. После упражнения предлагают ребенку вспомнить, какие слова были, произнести их.

Младшему школьнику можно предложить раскрасить жирафа, и закрашивать места, где он увидит букву Ж.

Взрослому и подростку можно читать слова с буквой Ж, от простых к сложным. Используют упражнения «Найди слово», «Буквы перемешались». Нужно соотнести слова с картинками, составить слово из слогов.

Работа с предложением и текстом

При работе с дошкольниками важно делать упор на составление предложений, так как дети не умеют читать. Помогут в работе специальные карточки, индивидуальные мнемотаблицы

Они позволяют отточить навык произношения при составлении предложений, в разговорной речи

Работая по мнемотаблицам, одновременно развивают психические процессы: внимание, воображение, память, мышление, речь. Таблицы можно подбирать по возрастам

При работе с дошкольниками и школьниками над закреплением произношения звука активно используют скороговорки и чистоговорки. Перед их выполнением можно предложить малышу составить самостоятельно по карточкам словосочетания с буквой Ж: жираф жует, кожа жирная, желтый цветок.

Важно подбирать интересный материал по возрасту, по степени сложности начинать всегда с простого, и переходить на более тяжелое задание. Чистоговорки предназначены для оттачивания артикуляционной позиции и правильного, четкого произношения звука

Ребенку или взрослому предлагается говорить, повторять за логопедом или читать предложения, утрируя и выделяя интонационно звук Ж.

При переходе к скороговоркам следует проговаривать слова быстро, не обращая внимание на проблемную букву, так, как человек говорит в обыденной жизни. Работать со скороговорками нужно правильно:

произнести медленно, четко выделяя каждый звук;
артикуляционные органы активно работают (утрировано), ребенок или взрослый должен на каждой букве сохранять нужную артикуляционную позицию, следить за речевым аппаратом;
после медленного прочтения или повторения попытаться проговорить быстрее скороговорку, заостряя внимание на проблемном звуке;
когда получится произнести четко слова с Ж в предложении, ускорить речь, читать скороговорку в быстром темпе, не обращая внимание на проблемный звук.

Жу-жу-жу я на лавочке сижу

Жи-жи-жи, ну-ка сказку расскажи

Жо-жо-жо мне живется хорошо

Жа-жа-жа, а на улице жара.

Автоматизация в связной речи

Закрепление звука Ж в связной речи подразумевает его оттачивание с помощью стихов, текстов, чтобы человек при чтении или повторении не заострял внимание на проблемной букве, произносил слова легко, не задумываясь над прочитанным или сказанным. Когда ребенок или взрослый научится говорить правильно Ж в разговоре и не обращать внимание на верность произнесенных слов, автоматизация считается успешной

Применять для автоматизации слов, где встречается буква Ж можно различные стихотворения по возрастам. Ребенку от 7 лет предлагают прочитать текст, дошкольнику повторить за взрослым.

Стихотворения можно заучивать, ставить по ним сценки, применяя элемент театрализации. Нужно сочинять самостоятельно по картинкам рассказ, нарисовать рисунок по заданной теме и попросить малыша проговорить, что изображено на картинке в форме рассказа, составить сказку совместно со взрослым. Младшим школьникам нравится читать рассказы, где пропущены слова, либо зашифрованы в картинках. Это отвлекает малыша от концентрированности на нужной букве, делает процесс автоматизации более легким и интересным.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Мы занятие начнем.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

Какие бывают звуки?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Какой он, опишите?

Назовите слова со звуком .

3. Введение в тему.

-Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по сказочной стране, где мы с вами познакомимся с еще одной тайной страны Азбуки.

В этой стране нас ожидает много нового, интересные встречи с таинственным новым звуком и буквой, загадки, задания и конечно игры.

Но чтобы путешествии удалось, сначала нужно разгадать загадки.

Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку. (показ картинки)

Вы согласны?

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Узнать его непросто,

Узнать его легко,

Высокого он роста

И видит далеко.

Черный, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Летит-воет,

Сядет-землю роет.

*Как можно назвать всех одним словом?

*Произнесите все слова хором и подумайте, что объединяет эти слова?

-Сегодня мы с вами поговорим о таинственном звуке и букве Жж.

4.Изучение нового материала:

-Картинка, где изображено, как жужжит жук, обозначает звук.

а)характеристика звука .

-Давайте потренируемся в произношении звука , но для этого повернитесь друг к другу произнесите звук .

*Что происходит с губами, с зубами и языком (губы чуть вытянуты вперед, зубы слегка сближены, кончик языка приподнят и касается верхнего неба)

-А теперь вместе со мной произнесем звук.

*Какой это звук?Почему?

*Как звучит звук , твердо или мягко?

-Правильно, звук произносится всегда твердо, независимо от того, какая гласная рядом. Это одна из тайн звука .

-Надеваем наушники, закрываем уши руками и произносим звук еще раз.

*Что вы слышите шум или голос?

*Звук — звонкий или глухой?

*Охарактеризуйте звук .(согласный, всегда твердый, звонкий)

б)игра «Поймай звук» (я называю слова, если в слове есть звук , дети хлопают в ладоши, если нет этого звука — подносят палец к губам.

УЖИ ЖИЗНЬ ЖЕЛЕЗО

ШАР ЖЁЛТЫЙ ДЖИНСЫ

ПИДЖАК ШИНА ЖЕНЯ

-Мы с вами можем произносить слоги, слова со звуком , а мы можем увидеть этот звук (нет, звук -невидим).

*Что мы еще знаем о звуках (звуки мы произносим и слышим)

в) игра «Услышь звук» — работа со схемами №3, №4

г) знакомство с буквой Ж

-Давайте станем волшебниками и превратим звук в букву.

Но для этого надо с закрытыми глазами произнести волшебное заклинание, хором.

Эни, бени, рики, тайся

Звук в букву превращайся (появляются на доске печатные буквы Жж)

*Почему их две?

*Где и когда пишется большая буква?

*Чем похожи и чем отличаются эти буквы?

-Эта буква живет на ленте букв на улице звонких согласных.

*Есть ли у нее парная согласная?

5.Закрепление нового материала:

а)упражнение для запоминания зрительного образа — буквы Ж.

-Выложите букву из палочек.

*На что похожа буква Ж?

-Эта буква широка и похожа на жука.

Потому что у нее 6 жучиных ножек.

И при этом точно жук, издает жужжащий звук.

*Каким цветом мы закрасим букву Ж?

б) чтение слогов и слов хором, цепочкой, индивидуально. (таблицы на доске)

в) игра «Превращение слов»

-Вот слог ЖИ превратите в слово УЖИ

*Что для этого нужно сделать?

-Слово УЖИ — в слово ЛУЖИ

г) игра «Рассыпалось слово» — работа в парах (детям раздаются макеты букв определенного слова, каждая пара составляет самостоятельно свое слово)

Ж А Э Т — ЭТАЖ

Ж Б А А — ЖАБА

Ж О К А — КОЖА

Ж И К У — ЖУКИ

Ч Ж ИИ — ЧИЖИ

-Читаем составленные слова

д) обобщение.

А сейчас я вам открою еще и тайну природы. В мире существуют несколько тысяч видов жуков. Среди них есть вредные полезные.

Но самый большой жук-олень, он занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (п. ч. Жук находится на грани исчезновения). А чтобы этого не случилось, мы с вами должны защищать и охранять их. Верно?

Жук-олень не просто красавец,он приносит большую пользу: личинки этого жука перерабатывают гниющую древесину и тем самым удобряют почву. Поэтому, берегите и охраняйте природу!

6. Итог занятия, домашнее задание.

На память жук дарит вам свой портрет. Он черно-белый, если есть желание то закрасте его.

*С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?

Звук [Ж] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука .

Материал для автоматизации звука в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопеда и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Звук в прямых слогах:

ЖА – ЖА – ЖА     ЖИ – ЖИ – ЖИ

ЖЕ – ЖЕ – ЖЕ     ЖО – ЖО – ЖО

ЖУ – ЖУ – ЖУ  АЖА – АЖА – АЖА

ИЖИ – ИЖИ – ИЖИ     ЕЖЕ – ЕЖЕ – ЕЖЕ

ОЖО – ОЖО – ОЖО УЖУ – УЖУ – УЖУ

Звук в начале слова и словах с прямым слогом:

* Жаба, жабры, жадный, жатва, жаль, жало, жарко, жареный, жаворонок, жар, жалоба, жалко, Жанна, жив, жила, жир, жиденький, жирный, житель, живопись, жердь, Женя, жёлоб, Жора, жёлудь, жёваный, жёлтый, жёсткий, жук, жуткий.

*  Жакет, жалеть, жасмин, жара, живот, живёт, живьём, живой, животные,  жильё, жилет,  жираф, желе, желудок,  желание, желток, жетон, жокей, жонглёр, жуёт, журавль, журнал.

* Дрожат,  пожар, ужата, ежата, медвежата, пижама, уважать, вожатый, вожак, пожарник, урожай, бежал, лежал, ужи, ножи, лежи,  этажи, покажи, наживка, дружина, пружина, драже, уважение, этажерка, тужурка, абажур, ажур, брожу, лежу, хожу, покажу, ежовый, крыжовник, ежонок, ножовка, ожог, лужок, бережок, рожок, флажок, сапожок, пирожок, дружок, снежок.

* Кожа, кожаный, лужа, сажа, стужа, ножик, ёжик, ожидание, оружие, ужин, дюжина, лыжи, ухаживать, уже, хуже, ниже, тоже, ближе, ежевика, мороженое, ожерелье, ежегодно, бежевый, вижу, мажу.

Повтори словосочетания и предложения со звуком в прямых слогах:

* Жёлтая кожа, спелый жёлудь, столовые ножи, вожатый Женя, жёсткий стул, желе из ежевики, дюжина ежей, оживлённая улица, лёгкий снежок, Женина пижама, жидкий кисель, сильный ожог, глубокая лужа, кожаный жилет, жёлтый желток

* Женя на ужин ест ежевику. В лесу живёт ежиха с ежатами. Женя ухаживает за животными. У Жени много животных: ежиха с ежатами, два ужа и весёлый чижик в клетке. Женя похожа на маму. Жаба поймала жука. Жираф — дикое животное. Жанна бежала на лыжах по лыжне. Жанна лежала на пляже. Галя сажала жасмин и жимолость. Жуки жужжат над жасмином. Женя любит спать на жёстком. На ужин дали жидкий кисель. Женя живёт на пятом этаже. Дети сажали жёлуди. Женя жаловался на боль в животе. Мама уложила Женю в постель. Поток воды бежит по жестяному жёлобу. В саду растёт крыжовник. Медвежонок бежит и от холода дрожит.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук :

Жа – жа – жа — иголки у ежа.

Жу – жу – жу —  флаг в руке держу.

Жи – жи – жи —  в воде моржи.

Же – же – же — живём на пятом этаже.

Ход занятия

Организационный момент.

Повторить за логопедом

За-за-за – зя-зя-зя

Зу-зу-зу –зю-зю-зю

Зы –зы-зы – зи-зи-зи.

Развитие мимических мышц.

У Валюши и Ванюши Щеки, словно шар воздушный. Надуть щеки.

А у Пети и у Гали — Худенькими щеки стали. Втянуть щеки.

Рассердились Петя, Галя, Сильно брови хмурить стали. Нахмурить брови.

Развитие артикуляционной моторики.

Имитация жевания.

«Поцелуй» (5 раз).

«Лопаточка».

«Вкусное варенье».

«Маляры».

Работа над развитием дыхания и голоса.

Упражнение «Дровосек»: ноги на ширине плеч,

руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох. Повторить 3 раза.

Работа над голосом: произносить предложение, используя повествовательную,вопросительную и восклицательную интонацию:

Увидали мы ежа.

Увидали мы ежа?

Увидали мы ежа!

Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет картинку для звукоподражания):К нам летит веселый жук и поет веселую песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Он будет гостем на нашем занятии.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука Ж с наблюдением за положением артикуляции в зеркале. Характеристика артикуляции звука Ж:

губы вытянуты бубликом, рупором;

кончик языка поднят за верхние зубы, к альвеолам;

боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

горлышко дрожит, вибрирует.

Звук Ж — согласный, всегда твёрдый, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

Связь звука и буквы.

Ребята, а как вы думаете на кого похожа буква Ж….

Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа,

Потому что у нее Шесть жучиных ножек.

В. Кожевников

Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Руки вверх мы поднимаем —

Раз, примерно, целых пять.

А подняв, не забываем Опускать их вниз опять.

Поворачиваем тело То направо, то налево.

Развитие фонематического слуха.

Давайте поиграем в игру: «Внимательные ушки».

— Приготовьте свои ладошки, я буду называть слова, а когда вы услышите в слове звук «ж», хлопните в ладоши. Будьте внимательны.

Ножницы, шкаф, кружок, вершок, петушок, творожок, пирожок щука, чижик, шажок, железо, зонт, желудь, кошка, кожа, мороженое, пассажир.

Закрепление звука в словах.

Игра: «Поезд»

Работа в парах Ребята давайте разделимся на пары и послушаем внимательно задание.

На столе лежат картинки, дети должны определить, где находится звук «ж», в начале в середине или в конце слова и распределить по вагонам поезда (жук, жираф, морж, медвежата, уж, ежата).

Определение места звука Ж в словах: выбираются капитаны команд, один из капитанов должен отобрать картинки, в названии которых звук Ж находится в начале слов, а другой — в середине.

Закрепление звука в предложениях.

Составьте предложение со своими картинками.

Закрепление звука в тексте.

ребята, рассмотрите картинку и послушайте внимательно рассказ

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

Закрепление произнесения звука в слогах

Музыка с видиорядом

Итог занятия.

Логопед: Какой звук повторяли вслед за жуком? Какой это звук? Где находится звук Ж в слове журнал, а где — в слове пожар?

— Чем мы сегодня занимались?

— А в чем были трудности?

Оценка работы детей.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

— Спасибо ребята вы все сегодня хорошо работали.

Домашнее задание.

К занятию 30 (альбом 2, с. 24-25).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 20-21)

Игра «Прибавляй слог».Прибавить слог ЖОК и назвать все слово: фла., сне., дру., утю., сто., пиро., кру.

Звуковой анализ слов жук, жать с выкладыванием схемы.

Игра «Хлопай, не зевай». Произносится ряд слов, хлопать на слова со звуком Ж.

Подобрать картинки к слоговым схемам.Картинки: жук, жаба, жакет, жилет, моржи. Педагог выкладывает на магнитной доске слоговую схему. Дети должны подобрать соответствующую картинку.

Составить предложения со словами моржи и жакет. Проанализировать и выложить схему.

Автоматизация звука [Ж] в начале слов:

ЖАЖаба, жабо, жадина, жадность, жадный, жакет, жалейка, жалить, жалкий, жалко, жало, жалоба, жалобный, жаловать, жалость, жандарм, жанр, жар, жаргон, жарить, жариться, жаркий, жаркое, жаровня, жарок, жар-птица, жасмин, жатва, жаться, жахнуть, жокей, жонглёр, жаворонок.ЖОжёванный, жёлтый, жёлчь, жёрнов, жёсткий, жжёный, жом, жор, жох, жёлудь, жжённая, жёлоб, жёрдочка, жёсткий.ЖУжук, жулик, жулик, жульничать, журавль, журнал, журналист, журить, жуткий, жуть, жухлый, жухнуть, жучить, жучка, жучок, жужелица.ЖИ (ЖЫ)Жив, живить, живодёр, живой, живопись, живот, животина, живучий, животное, живчик, живьём, жидкий, жидкокристаллический, жидкость, жизнелюбие, жизнь, жила, жилетка, жилец, жилистый, жилище, жилка, жилой, жилплощадь, жильё, жим, жимолость, жир, жиреть, житный, жировать, жировик, житель, житие, жито, жить, житьё, Житомир.ЖЕЖе, жевать, жезл, желать, желание, желатин, желвак, желе, железо, железный, железняк, железяка, жена, желтеть, желтизна, желток, желтуха, желтяк, желудок, жеманный, жеманство, жемчуг, жемчужина, жена, женатик, женатый, женить, жениться, жених, женский, женщина, женьшень, жердь, жеребец, жерех, жерло, жертва, жест, жестокий, жесть, жетон, жечь, жечься, желоб, жжение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector