Минимальная мозговая дисфункция у ребенка

Load LearnMMD.com’s own accessories!

LearnMMD hosts a load of items made by its creators and team for you to try and play with.

LearnMMD Stage… the official stage of LearnMMD.com!

LearnMMD.com is proud to offer our LearnMMD Stage … created especially for the readers of LearnMMD.com and for MMDers everywhere, by Deviant Art’s “trackdancer“.

You will love this stage; it has a mirrored floor, “lights” that work when you engage the AutoLuminous effect, a custom dark skydome with distant soft “stars”/spotlights, an optional “meter” that displays VMDSpectrum data … and, what could be a “world-first”: a tinted motion capture screen! … or you can use the included “standard” screen. See The Demonstration Video on YouTube.

See “The Full Instructions” to learn how to setup your new stage!

.

Instructions are included in the ReadMe file and the included “comic” image.

Enjoy the LearnMMD Stage!

Советы родителям

&nbsp &nbspЕсли невропатолог поставил вашему ребёнку диагноз ММД, то следует прислушаться к следующим советам:

&nbsp &nbsp1. Не стоит пугать себя тем, что написано про детей в статьях про ММД и гиперактивность. Помните: организм ребёнка способен компенсировать очень многие дисфункции.

&nbsp &nbsp2. Не ругайте ребёнка за то, что он не может исправить в себе – чрезмерную подвижность, невнимательность и так далее. Это ничего не изменит, только понизит его самооценку.

&nbsp &nbsp3. Вы очень поможете малышу, если не будете создавать дополнительные трудности для его мозга. Как этого избежать, подскажет психолог с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

&nbsp &nbsp4. Помните, что ребёнок с ММД любит стабильность и предсказуемость.

&nbsp &nbsp5. Такие дети больше подвержены риску получения травм. Им сложно вовремя принимать те или иные решения.

&nbsp &nbspИнтересные материалы: Задержка внутриутробного развития плода. Режим дня ребёнка. Правильный режим дня. Детский режим дня. Семья и здоровье ребёнка. Что вылечить членам семьи до рождения ребёнка. Прививки малышам. Календарь прививок. Диспансеризация детей. Диспансеризация детей первого года жизни. Шкала Апгар. Оценки по шкале Апгар. Шкала Апгар баллы. Развитие воображения. Как развить воображение. Вербализм. Говорливость. Детские эмоции. Психологическая травма. Детская психологическая травма. Детская психика. Здоровая психика ваших детей. Микроклимат в семье. Психологический микроклимат семьи.

&nbsp &nbspНайти дополнительную информацию о здоровье ребёнка, о развитии ребёнка, узнать всё о беременности и родах, а также много другой полезной информации вы можете на портале cunepmama.ru.

&nbsp &nbsp вперёд>>>

Нравится статья? Поделись с подругами и друзьями!

Что делать, если на МРТ органических изменений в мозге не выявлено?

Необходимо определить степень недостаточности кровотока головного мозга  и его характер. Такая диагностика проводится с использованием современных сосудистых программ МРТ чаще без использования контрастного вещества. Также используют дуплексное ультразвуковое сканирование сосудов головы и шеи с определенными функциональными пробами, учесть состояние ликвородинамики, объемного кровотока мозга и ряд других важных показателей. Определяются сосудистые бассейны с врожденно сниженным кровотоком и сниженным объемом компенсации. Стабилизация выявленных отклонений позволит уменьшить или устранить мозговую дисфункцию у ребенка.

Следует отметить, что недостаточно общепринятого УЗИ определения только проходимости магистральных сосудов. Более того, РЭГ – старый метод и не отвечает на основные вопросы диагностики.

Тактика лечения должна строиться с учетом четко выявленных особенностей мозгового кровотока, ликвородинамики, состояния тканей головного мозга, особенностей их строения, состояния ликворных пространств, соотношения сосудов и позвоночника с учетом спазма сосудов, показателей объемного кровотока головного мозга.  Улучшение кровотока с использованием внутривенных инъекций (капельницы) полезно, но не всегда оправдано и должно назначаться с учетом индивидуальных особенностей кровотока ребенка. В ряде случаев инфузионная терапия может вызвать ухудшение состояния, например — при повышенном внутричерепном давлении.

Главное. Лечению должна предшествовать достаточная по объему диагностика.

Пусть ваши – наши детки и внуки всегда будут здоровы!

Лещенко Алена 

31 декабря 2014

Киев

Хочу выразить особую благодарность Владимиру Владимировичу Гонгальскому за его профессионализм и внимательное отношение к своим пациентам, особенно к деткам. Буду рада, если мой отзыв (рекомендация) позволит вернуть хотя бы одного больного ребенка к полноценной жизни. Моему ребенку 6 лет. Диагноз с которым мы обратились к Гонгальскому В.В.: «мозгова дисфункція, загальній недорозвиток мовлення II-III рівня, затримка психічного розвитку». Пройдя районную комиссию (для логопедического детского учреждения) к нашему диагнозу добавили (выдержка из карточки): «обмеженість навчальних знань та умінь внаслідок педагогічної занедбаності. Взаємодія з дорослими обтяжена відволіканням, уповільнений темп мислення, недостатня сформованість узагальнення, швидка втомлюваність, знижена працездатність». Все ввышеперечисленное, как последствия гипоксического поражения ЦНС в родах. Ребенком занимались в течении 6 лет психологи, логопеды, неврологи, мануальный терапевт. Назначали большое количество лекарств и процедур. Но ничего не давало желаемого результата. Руки совсем опустились после того, как в саду предупредили о том, что надо готовиться к спец. школе. Мне посоветовали обратиться к Владимиру Владимировичу. Это был наш последний шанс вернуть ребенка к полноценной жизни. Главное достоинство Владимира Владимировича как врача – это умение поставить правильный диагноз и назначить правильное лечение. В нашем случае это сработало на 100%. Как оказалось, все наши проблемы были из-за серьезного смешения позвонков, ключицы во время родов. С головой же у нас все в порядке, и память у нас хорошая, и интеллект у нас есть, только вот проблема, не к тем докторам мы столько лет ходили!!! Чудеса в нашей жизни случаются, если в них верить, уж я это теперь точно знаю! С Наступающим Вас Новым Годом!

Преимущества лечения в центре остеопатии и неврологии «Неонатус Санус»

Наша клиника остеопатии и неврологии на Васильевском острове «Неонатус Санус » — здоровье с рождения, имеет большой практический опыт профилактики и лечении новорожденных детей, младенцев и детей.

Мы умеем и любим работать с детьми!

В нашей клинике работают опытные врачи-остеопаты, неврологи. Каждому малышу уделяется много внимания, чтобы понять ребенка, точно оценить его состояние, дать рекомендации родителям и при необходимости провести эффективное остеопатическое лечение.

В нашем центре вы можете получить лучшее обследование, лечение и рекомендации от ведущих специалистов Санкт-Петербурга.

Краткая характеристика

Другие названия — гиперкинетический хронический мозговой синдром либо детская энцефалопатия в легкой форме.

Это патология, вызванная небольшими нарушениями в структуре центральной нервной системы или мозга, а также их работе.

Чтобы понять схему развития ММД, нужно вернуться на ранний срок беременности. В это время (1 триместр) плод в утробе очень чувствителен к действиям любых раздражителей. Это могут быть сильные лекарства и неправильное питание матери, перенесенные ею стрессы или инфекционные болезни в острой форме.

Действия одного из таких факторов достаточно, чтобы ЦНС плода развивалась с некоторыми отклонениями. Ситуация усугубляется, если роженица проживает в экологически неблагополучном регионе.

Гинекологи, акушеры и невропатологи отмечают еще одну опасную черту данной болезни. Дело в том, что она может «стартовать» уже в первые дни беременности, когда будущая мама еще только догадывается о своем положении.

Важно! Многие родители делают типичную ошибку, принимая повышенную активность своих (до этого спокойных) детей за «возрастное». Присмотритесь внимательнее к тому, как малыш спит и насколько быстро устает — нарушения такого плана могут послужить сигналом для визита к педиатру.

Еще одной отличительной чертой считается ее неровный ход во времени: расстройства могут проявиться как у едва родившейся крохи, так и у 6-, а то и 7-летнего ребенка, состояние которого до этого не вызывало опасений

Но статистика указывает, что в группу риска чаще всего попадают именно дошколята

Еще одной отличительной чертой считается ее неровный ход во времени: расстройства могут проявиться как у едва родившейся крохи, так и у 6-, а то и 7-летнего ребенка, состояние которого до этого не вызывало опасений. Но статистика указывает, что в группу риска чаще всего попадают именно дошколята.

ММД: памятка для родителей

Еще раз остановимся на том, что дети с ММД иначе, чем остальные малыши воспринимают и усваивают информацию, они чуть по другому мыслят. Потому такие дети требуют к себе особенного отношения. И, конечно, важная роль здесь отводится родителям:

  • Самое главное – соблюдать режим дня. Постарайтесь следить за тем, чтобы малыш вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и тоже время. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
  • Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повторяйте, возвращайтесь к пройденному. Малыш фиксирует информацию (даже если вам кажется, что это не так!), накапливает и однажды обязательно выдаст её на-гора.
  • Во время занятий давайте короткие, четкие и наглядные инструкции. Например, чем говорить: «Отступи четыре клеточки», лучше просто покажите пальцем.
  • Если ребенок требует вашего присутствия при выполнений каких-либо заданий – посидите рядом. Зачастую малышу нужна даже не помощь, а просто ваша поддержка. Не переживайте: со временем его самостоятельность обязательно проявится.
  • Не заставляйте кроху сидеть неподвижно всё время занятий, чаще устраивайте физкультминутки. У детей с ММД нарушена подвижность диафрагмы: чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться! Если же во время занятий ребенок перевозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Старайтесь, чтобы ребенок спал не меньше 10 часов в сутки. Желательно сохранить и дневной сон. Если малыш плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в течении дня (но не вечером!). Не перегружайте ребенка занятиями, особенно по вечерам. Помните, что умственное переутомление вызывает бессонницу, а вот если ваш малыш устанет физически, то заснет без проблем.
  • Почаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, мозаику, паззлы, конструктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, пространственную ориентировку и усидчивость.
  • Следите за тем, чтобы рацион ребенка включал продукты с повышенным содержанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, тахинная халва, свежие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка). Недостаток магния в крови усугубляет течение ММД.
  • Из спортивных занятий вашему малышу полезны плавание, хореография, художественная гимнастика, танцы и гармонизирующие восточные единоборства – ушу, айкидо (но не каратэ!).
  • Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Если замечаете, что ребенок устал от общения с товарищем, аккуратно предложите детям на сегодня игры закончить. Перевозбуждение вашему малышу ни к чему.
  • Договаривайтесь заранее обо всех волнительных мероприятиях (походу к врачу, примерном поведении в театре и т.д.).
  • Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером! (не более 30 минут в день!)
  • Скорректировать состояние малыша помогут лечебные ванны: солевые (2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды – 37-39 °. После процедуры малыша следует ополоснуть водой на 1° прохладнее, надеть пижаму и уложить в постель.
  • Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружала доброжелательная атмосфера, терпение и мягкое руководство. И никаких семейных ссор при малыше!

Причины

Синдром развивается по причине дисфункции головного мозга. В свою очередь на это влияют возможные травмы коры головного мозга или аномалии развития нервной системы ребенка.

В возрасте от 3 до 6 лет в большинстве случаев причиной становится неправильное воспитание ребенка с социальной и педагогической точки зрения его родителями и педагогами, то есть ребенком никто не занимается.

К провоцирующим факторам также относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • дефицит витаминов и минералов;
  • неправильное питание;
  • перенесенные внутриутробные заболевания;
  • гемолитическая болезнь у плода (отторжение плода организмом матери);
  • недоношенность и преждевременные роды;
  • асфиксия и гипоксия во время родов;
  • повреждения спинного мозга;
  • токсикоз;
  • порок сердца;
  • сахарный диабет;
  • инфекционные заболевания.

Большинство детей с ММД воспитывались в неблагополучных семьях.

Что характерно для детей с ММД? Данное заболевание может развиваться уже с младенчества, однако первые заметные симптомы появляются в дошкольный период, когда происходит подготовка в детском саду.

У ребенка наблюдается слабая концентрация внимания, плохая память и другие проблемы, несмотря на нормальный уровень интеллекта.

Рассмотрим различные виды синдрома подробнее:

Эмоции — наблюдаются резкие перепады настроения от эйфории до депрессивного состояния. Возможны внезапные вспышки ярости и агрессии, повышенная раздражительность, капризность и истеричность

Такой ребенок может нанести вред не только окружающим, но и самому себе.

Внимание — концентрация и объем внимания минимальны. Ребенок практически ничего не запоминает самопроизвольно — приходится обращать его внимание на каждую мелочь. Он очень рассеянный и не может сосредоточиться на чем-то одном, особенно если это требует напрягать умственные способности

Он очень рассеянный и не может сосредоточиться на чем-то одном, особенно если это требует напрягать умственные способности.

Память — слабое усваивание новой информации. Необходимо многократно повторять одно и то же действие, чтобы это отложилось у ребенка в памяти.
Речь — у ребенка плохая артикуляция и дикция, маленький словарный запас. Замечено, что речь других людей плохо усваивается на слух. Дети с ММД не могут пересказать услышанную историю или какое-то событие, они путаются в словах и фактах.

Пространственная ориентация — дети часто путают лево-право, а также могут начать писать зеркальным образом, то есть буквы наоборот.

Письмо — почерк нечеткий и корявый. Дети часто путают буквы и цифры.

Моторика — проблемы в обращении с мелкими предметами (пальцы «не слушаются»). Такой ребенок не может научиться завязывать шнурки или ровно держать карандаш.

У младенцев можно заметить следующие признаки ММД:

  • повышенное потоотделение;
  • учащенное дыхание и сердцебиение;
  • повышенная капризность;
  • частые срыгивания и диарея;
  • проблемы со сном;
  • тревожность.

У школьников появляются дополнительные симптомы:

  • гиперактивность;
  • конфликтность;
  • рассеянность (часто теряются вещи);
  • низкая успеваемость;
  • плохая память;
  • повышенная раздражительность.

Лечение и коррекция

Лечение ММД комплексное и включает в себя психотерапию, медикаментозную и физическую терапию. К лекарственным препаратам прибегают редко, так как с ММД можно справиться при помощи психолога и создания соответствующей обстановки в семье. Ребенку необходимо обеспечить «выход» его энергии в виде ходьбы на спортивную секцию. Если он малоподвижный и вялый, то также назначаются физические нагрузки, но в умеренном количестве для поддержания жизненного тонуса. С родителями должна быть проведена беседа о том, как правильно нужно относиться к своему ребенку. Ему нельзя излишне потакать, но и применять грубую силу не стоит. Необходимо помочь ему выработать правильный режим дня, ограничить времяпрепровождение за компьютером и телефоном, больше проводить с ребенком времени и играть с ним развивающие игры. Если у него наблюдаются проблемы с речью – нужно обратиться к логопеду. Причем чем раньше родители обратились к специалисту, тем быстрее восстановится речевое развитие. К сожалению, диагностируют ММД редко, хотя встречается она довольно часто. Последствия нелеченой дисфункции выливаются в невротические расстройства, психозы, депрессии. И уже при таком запущенном ММД применяют нормотимики, седативные, антидепрессанты, транквилизаторы и нейролептики в зависимости от клинической картины заболевания. Прогноз, как правило, благоприятный.

Основные симптомы

Синдром мозговой дисфункции с минимальными проявлениями сопровождается задержкой развития отделов мозга, которые отвечают у детей за память, речевые навыки, внимание, восприятие. Интеллектуальное развитие общего плана остается в пределах нормы, ухудшаются способности к обучению и адаптации в социуме

Очаговое поражение корковых структур выражается в типичных нарушениях:

  1. Дисграфия. Сложности при освоении навыков письма.
  2. Дислексия. Затруднения при чтении.
  3. Дискалькулия. Неспособность к счету, выполнению простых арифметических действий – вычитание, сложение.

Признаки выявленной у детей мозговой дисфункции с малыми отклонениями полностью исчезают к 18-летнему возрасту в 40% случаев.

Признаки у детей

Синдром ММД у младенцев проявляется повышенной возбудимостью. Невзирая на правильно организованный режим ухода и питания, ребенок остается беспокойным, беспричинно плачет, кричит. Патологическое состояние сопровождается характерными признаками: избыточной моторной активностью и реакцией со стороны вегетативной нервной системы (повышенное потоотделение, синюшный оттенок или гиперемия кожных покровов, тахикардия, неровное, частое дыхание).

Когда ребенок кричит, повышается тонус мышц. Нередко наблюдается тремор (дрожание) рук и подбородка, клонус (быстрые, судорожные движения) стоп, спонтанно возникающий рефлекс Моро – разведение рук в стороны с открытыми ладонями. Другие признаки – затруднения при засыпании, вздрагивание во сне, спонтанное пробуждение, вялый сосательный рефлекс, склонность к срыгиванию.

У ребенка с выявленной минимальной мозговой дисфункцией замедляется психофизическое развитие. В возрасте 1-3 года наблюдается интенсивная моторно-двигательная активность, повышенная возбудимость, расстройства сна, снижение аппетита, малая прибавка в весе. Одновременно происходит незначительное отставание в двигательно-психическом развитии.

ММД у детей старше 3 лет проявляется девиантным поведением, нарушением речевой функции и артикуляции, снижением способностей к усвоению информации. Когда ребенок начинает ходить в школу, ему сложно наладить психологический контакт со сверстниками и учителями. Синдром дезадаптации – типичное нарушение, которое представляет собой утрату способности приспосабливаться к условиям окружающей среды. Патологическое состояние сопровождается признаками вегето-сосудистой дистонии и отклонениями психосоматической этиологии. Основные общие симптомы ММД:

Моторная дисфункция в легкой форме.
Гиперактивность

Чрезмерная подвижность, неусидчивость, неспособность сконцентрировать внимание на одном занятии. У ребенка нет терпения долго сидеть на одном месте

Во время урока в школе или занятия в детском саду он может без разрешения преподавателя встать с места и прогуливаться по классу.
Повышенная потребность в произвольном внимании. Дефицит внимания выражается в неосознанном желании его привлечь всеми доступными средствами – ребенок с громким шумом выполняет любые действия, прерывает монолог учителя, делает ненужные движения.
Быстрая утомляемость в процессе обучения. Он не может воспринимать новый материал дольше 10-15 минут.
Трудности при запоминании новой информации.
Непереносимость внешних раздражающих факторов: интенсивного света, шума, духоты, повышенной температуры воздуха.
Укачивание в транспортном средстве с появлением тошноты и приступов рвоты.

Дисфункция мозга у пациентов флегматического типа темперамента приводит к состоянию заторможенности к концу активного дня, у пациентов с холерическим типом темперамента – к перевозбуждению. Их отличает от сверстников психоэмоциональная неустойчивость в случае неудачи, низкая самооценка, неуверенность в собственных силах. Нередко возникают неврозы, которые часто принимают форму фобий.

Проявление у взрослых

Статистика показывает, неврологический статус у 25% детей с ММД в старшем подростковом возрасте меняется, становится нормальным. У других симптомы частично продолжают наблюдаться без признаков психической патологии. Мозговая дисфункция, выявленная в детском возрасте, у взрослого человека после снятия диагноза может проявляться неврологическими нарушениями.

Для таких людей характерны признаки: импульсивность, неадекватное поведение в социуме, низкая самооценка. Они подвержены возникновению алкогольной и наркотической зависимости, часто меняют место работы, испытывают затруднения в построении длительных взаимоотношений с представителями противоположного пола.

Как можно заподозрить у ребенка ММД?

Искать приметы ММД следует не только в плохом поведении и неуспеваемости малыша. Известно, что нервная система вместе с мышечной, костной и системой кровообращения — это единое целое. И нарушение функции со стороны одной из них всегда вызывает сбой в других. Поэтому ММД — всегда комплекс симптомов, набор проблем, причем у каждого ребенка – индивидуальный. Как можно заподозрить у ребенка ММД ?

В младенческом возрасте он был очень беспокойным, много плакал, кричал без видимых на то причин, у него был нарушен мышечный тонус.
Малыш чуть позже стал переворачиваться, ползать (или вообще не ползал), самостоятельно сидеть, вставать, говорить первые слова, простые предложения. Долго ходил на цыпочках.
У него чересчур вытянутая, слишком большая или нестандартной формы голова, не несимметричное лицо, слишком оттопыренны уши (избыточная лопоухость)
Кроха носит очки, чтобы исправить косоглазие или прогрессирующую близорукость, дальнозоркость или астигматизм.
Малыш непоседлив, раздражителен, неуправляем, все время торопится, суетится, капризничает по пустякам. Или наоборот, излишне «гиподинамичен», тихий и незаметный всегда и во всем.
На развивающих занятиях он приступает к заданию, не дослушав инструкции. Делает много ошибок и не исправляет их. Ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.
Кроха просыпается несколько раз за ночь, крутится в постели, вскрикивает во сне и дергает ногами. Вечером с трудом засыпает, а утром прячется под одеяло, отказываясь вставать

Скорее всего, вы считаете его «совенком».
Часто подхватывает вирусные инфекции, круглый год ходит с насморком, у него случаются отиты, аллергодерматозы, носовые кровотечения.
Он склонен к проблемам с пищеварением: дисбактериозу, запорам, болям в животе, метеоризму.
Ребенок слишком быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит, врачи диагностируют у него плоскостопие, нарушение осанки или Х- образную форму ног.
Он периодически жалуется на головные боли, головокружения, у него бывают немотивированные обморочные состояния.
Малыш страдает энурезом (ночное недержание мочи)
Он неважно чувствует себя при перемене погоды и магнитных бурях.
Заикается или неправильно произносит слова, плохо запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.
Ему плохо удаются спортивные игры, он никак не может обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстаёт от сверстников.
Он испытывает затруднения при выполнении мелких движений: застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами.

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визиты к специалистам. Лечение ребенка с ММД всегда должно быть комплексным: наблюдаться придется у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. Не пренебрегайте назначениями врачей — иначе симптоматика может усиливаться. Но в то же время, имейте в виду, что главное в процессе лечения ММД — благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша.

Прогноз

Прогнозы довольно оптимистичны — до 50 % детей с таким диагнозом попросту «перерастают» этот недуг уже в подростковом или более зрелом возрасте. При этом медикаментозное лечение сводится к минимуму, а основной упор делается на физиотерапию и физкультуру.

Еще один частый вариант — болезнь «утихла», но отдельные признаки периодически проявляются. Это может выражаться в резкой смене настроения, неуверенности в своих силах или отсутствии контакта с другими людьми. Все это неприятно, но сотрудничество с врачами иди психологами поможет избавиться от подобных проблем.

«Остаточные» проблемы с психикой после лечения дисфункции — большая редкость (единичные случаи отмечаются только у взрослых людей, не брезгующих вредными привычками).

Не забываем и о профилактике.

Узнайте больше, о таких патологических заболеваниях у детей как: синдром Эдвардса, аутизм, лейкоз, синдром Патау, синдром Рея, алалия, гемангиома, синдром Дауна, дизартрия, сахарный диабет

Виды патологии

В зависимости от преобладающих симптомов, выделяют несколько видов НЦД.

  • Кардиальная. На первый план выходят симптомы, связанные с сердцем. Человек испытывает колющие или давящие боли в грудной клетке, которые сопровождаются повышенным или пониженным пульсом, ощущением перебоев в работе сердца. Болевой синдром нередко распространяется на левую руку, полностью имитируя серьезную патологию. На высоте приступа человек нередко ощущает слабость, головокружение, страх.
  • НЦД по гипотоническому типу. Этот вид дистонии проявляется периодическим снижением артериального давления. Недостаточное поступление кислорода к головному мозгу приводит к сильным головокружениям или даже обмороку. На фоне низкого давления происходит спазм капилляров, в результате чего кожа бледнеет, кисти и стопы становятся очень холодными. Нехватка кислорода приводит к субъективному ощущению духоты и одышке.
  • НЦД по гипертоническому типу. Проявляет себя периодическими повышениями артериального давления. В момент приступа человек чувствует жар, у него краснеет лицо, появляется сильная головная боль. Нередко на высоте приступа случается рвота. Нередко провоцирующим фактором выступает перемена погоды. Больные быстро утомляются, отмечают перепады настроения.
  • НЦД по смешанному типу. Этот тип патологии наименее предсказуем. Артериальное давление то повышается, то падает, что сопровождается соответствующей симптоматикой. Нередко появляются сбои в работе желудочно-кишечного тракта (диарея, метеоризм, рвота), почек (частые мочеиспускания). Человек становится эмоционально нестабильным, плохо спит ночью.

В зависимости от типа течения, выделяют следующие виды НЦД:

  • легкая: симптомы заболевания проявляются крайне редко, человек ведет привычный образ жизни;
  • средней степени: проявляется единичными кризами, частота приступов оказывает влияние на повседневную жизнь;
  • тяжелая: человек испытывает симптомы НЦД практически постоянно, на их фоне регулярно случаются вегетативные кризы.

Диагностика

В процессе диагностики нейроциркуляторной дистонии, особенно протекающей по смешанному типу, врачу важно исключить иные причины появления сходных симптомов. Пациента ждет тщательное обследование, включающее:

  • сбор жалоб и анамнеза, уточнение всех деталей течения заболевания;
  • стандартный осмотр, включающий оценку работы основных систем организма, включая оба отдела ВНС;
  • общий анализ крови для исключения воспалительных проявлений;
  • общий анализ мочи для исключения почечных патологий;
  • биохимический анализ крови, в обязательном порядке включающий исследование уровня глюкозы и холестерина, гормонального статуса, свертываемости крови и маркеров аутоиммунных процессов;
  • ЭКГ, УЗИ сердца;
  • суточный мониторинг ЭКГ и артериального давления;
  • функциональные нагрузочные тесты (велоэргометрия, тредмил) для оценки реакции сердца на нагрузку и определение «запаса прочности»;
  • рентген органов грудной клетки, спирометрия при необходимости (если пациент жалуется на одышку и ощущение нехватки воздуха);
  • реоэнцефалография, УЗДГ сосудов головы и шеи: для оценки качества кровоснабжения головного мозга и его структур;
  • МРТ головы, рентген турецкого седла для визуализации или исключения объемных образований;
  • электроэнцефалография при подозрении на ту или иную форму эпилепсии.

В процессе обследования пациент также консультируется терапевтом, неврологом и кардиологом. При необходимости привлекаются врачи других специальностей: психиатр, эндокринолог, пульмонолог, гинеколог, нефролог и т.п.

Клиническая картина у взрослых

Если ММД не было вовремя диагностировано или же лечение было проведено, но под воздействием факторов внешней среды человек снова впал в стрессовое состояние, клиническая картина будет представлять собой развернутое невротическое расстройство:

  • Ухудшение памяти;
  • Трудность в усвоении информации;
  • Неусидчивость;
  • Чрезмерная раздражительность;
  • Лабильность настроения;
  • Импульсивность поведения;
  • Агрессивность;
  • Усталость;
  • Неловкость движений;
  • Рассеянность.

У взрослых может наблюдаться ПНМК (преходящее нарушение мозгового кровообращения), которое представляет собой транзиторную ишемическую атаку. Она часто является следствием сопутствующих системных заболеваний (сахарный диабет, атеросклероз), наличием ЧМТ или травмы позвоночника (что может быть из-за патологии родовой деятельности). Приступ длится от нескольких секунд до нескольких часов и сопровождается нарушением зрения, головной болью, головокружением, онемением. При неврологическом осмотре – патологические рефлексы Бабинского, Россолимо.

Необходимо различать ПМНК от ОНМК (острого нарушения мозгового кровоснабжения). При ОНМК симптоматика имеет стойкий характер и не проходит в течение суток, будут характерные изменения на МРТ и КТ – картине.

Лечение

У детей старшего школьного возраста на фоне ММД возникает агрессия, сложности в построении отношений в семье и школе, снижается успеваемость, появляется желание устранить текущие проблемы при помощи алкогольных напитков и наркотиков. Необходима своевременная коррекция патологии, чтобы исключить усугубление ситуации. Медикаментозное лечение ММД у детей предполагает назначение препаратов:

  • Снотворные средства. Нормализуют сон.
  • Седативные средства. Регулируют двигательную активность, уменьшают нервную возбудимость, устраняют чувство тревожности и напряжение.
  • Антагонисты дофаминовых рецепторов (Галоперидол, Галоприл, Сенорм). Для коррекции гиперактивности, беспокойства, отклонений поведения, лечения неврозов и фобий.

Одновременно показаны другие методы терапии: лечебная физкультура, массаж, физиотерапия

Важно организовать ребенку правильное питание и режим дня, дозировать учебные нагрузки, создать в семье доброжелательную психологическую атмосферу

ММД – небольшая дисфункция мозга, которая ухудшает способности ребенка к обучению и адаптации в социальной среде. Своевременная диагностика и коррекция помогут предотвратить негативные последствия.

Просмотров: 1 864

Симптомы

Симптомы нейроциркуляторной дистонии очень разнообразны и лежат в основе классификации патологии. Тем не менее, можно выделить ряд общих признаков, которые характерны для большинства видов НЦД:

  • частая смена настроения;
  • постоянная усталость и сонливость;
  • отсутствие сил, слабость;
  • ощущение комка в горле;
  • повышенное потоотделение;
  • метеочувствительность;
  • тревожность;
  • ощущение нехватки воздуха и т.п.

Обострение заболевания может быть спровоцировано любой стрессовой ситуацией: избыток позитивных или негативных эмоций, недосыпом или даже простой сменой часовых поясов.

Вегетососудистая дистония и минимальная мозговая дисфункция

Дословный перевод понятия «вегетососудистая дистония», или ВСД – это изменение тонуса сосудов ввиду нарушения их регуляции вегетативным отделом нервной системы.  Вегетативный отдел нервной системы имеет непосредственное отношение к головному мозгу, в частности – к гипоталамусу. Это небольшая, но очень важная область мозга.  Гипоталамус — одна из наиболее древних частей головного мозга, которая обеспечивает практически все приспособительные реакции организма. В первую очередь гипоталамус контролирует функцию сердечнососудистой системы, в частности – поддерживает тонус сосудов.

Например, приспособление к теплу сопровождается вегетативной реакций в виде расширения сосудов кожи. При этом происходит интенсивное потение. Это является вегетативной реакцией.

Или другой пример: повышение артериального давления при стрессе, когда сосуды спазмируются. Спазм сосудов — это подготовка организма к возможной кровопотере. Вообще, стресс – это реакция на опасность, активизация организма и настраивание его на предстоящую борьбу.

Или, например, бытовой и производственный стрессы, которые естественны, и от которых не уходит никто.  Это нормальное явление. Например, реакция на визит к шефу…

Вопрос только в том, как человек выходит из такого рода постоянных мелких стрессов. В состоянии ли мозг дать «отбой»? Или стресс накапливается?

При стрессе спазм сосудов кожи уменьшает кровопотерю. При этом повышается артериальное давление. Если стресс хронический, артериальное давление может оставаться высоким длительное время. Это состояние называется гипертонией, или гипертонической болезнью

Такое случается (это важно!), когда не срабатывают механизмы выхода из стресса

Механизм стрессовой реакции, равно как  и механизмы выхода из стресса заложены в работе головного мозга. Центром такой регуляции, напомним, есть гипоталамус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector