Как помочь гиперактивному ребенку?

Лечение синдрома дефицита внимания

Наибольшего эффекта лечения удаётся достичь при сочетании разнообразных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями).

Психотерапевтические методики

Психотерапевтическое лечение заключается в системной семейной и групповой игровой психотерапии, индивидуальной патогенетической психотерапии и различных методах суггестии (прямой, косвенной, гипнотерапии).

Управление поведением. Когнитивно-поведенческая терапия способствует социализации детей с СДВГ. С помощью игровых методик детей обучают самоконтролю и целеполаганию. Поведение ребёнка часто нормализуется при контроле окружающего шума и визуальной стимуляции, новизне или индивидуальных занятиях с репетитором .

Медикаментозная терапия 

Медикаментозная терапия целесообразна, если немедикаментозные методы коррекции не оказали должного эффекта: возможно назначение психостимуляторов, транквилизаторов, трициклических антидепрессантов и ноотропных препаратов.

Стимулирующие лекарственные препараты

Наиболее популярный во всём мире препарат для лечения детей и подростков c СДВГ — метилфенидат (известный как «Риталин») . После приёма препарата увеличивается уровень дофамина и норадреналина в ЦНС. Это увеличение приводит к повышению активности в префронтальной коре и подавлению импульсивности, характерной для СДВГ . Препарат разрешён в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Швеции и ряде других европейских стран. В России метилфенидат запрещён как психостимулятор.

Нестимулирующие препараты

При лечении СДВГ используется атомоксетин («Страттера») — селективный ингибитор обратного захвата норадреналина. Препарат эффективен, но в некоторых случаях может приводить к развитию побочных эффектов: тошноте, сонливости, раздражительности, приступам гнева, реже — токсическому поражению печени и суицидальным мыслям.

Антидепрессанты (бупропион, клонидин и гуанфацин) и другие психоактивные препараты иногда применяют в случае неэффективности стимуляторов или тяжести побочных эффектов при их приёме, но они менее эффективны и не рекомендуются как препараты первой линии .

БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

БОС-терапия позволяет безопасно и мягко скорректировать неврологические нарушения. Выполняя специальные задания в игровой форме, ребёнок учится регулировать свою активность и поведение.

Физиотерапия и массаж при СДВГ

Физическими методами реабилитации являются:

  • массаж;
  • физические упражнения;
  • упражнения в воде — рефлекторные, пассивные, активные, подводный массаж, ванны с травяными настоями и отварами);
  • кинезиотерапия;
  • физиотерапевтические процедуры — тепловые процедуры, электрофорез шейного отдела или позвоночника (чаще всего со спазмолитиками) по методике А.Ю. Ратнера;
  • общее ультрафиолетовое облучение;
  • электросон.

Также многочисленными исследованиями доказан лечебный эффект акупунктуры (иглоукалывания). Китайская чжень-цзю терапия в западной медицине используется сравнительно недавно (несколько десятилетий), но уже зарекомендовала себя как действенный метод в лечении различных заболеваний, в том числе и СДВГ.

Массаж активных точек вызывает релаксацию мышц и усиливает эффективность других лечебных методов.

Педагогические меры

Педагогам следует учитывать индивидуальные особенности детей со СДВГ и уделять особое внимание гиперактивному ребёнку с самого начала обучения

Важно подобрать подходящую длительность заданий и по возможности контролировать окружающий шум. В некоторых случаях могут потребоваться индивидуальные занятия с репетитором

В некоторых случаях могут потребоваться индивидуальные занятия с репетитором.

Советы родителям

При СДВГ необходим строгий распорядок дня, также важно оберегать ребёнка от переутомления. Родителям следует чаще хвалить ребёнка и подчёркивать его успехи, чтобы укрепить уверенность в собственных силах

Можно ли вылечить СДВГ полностью

Вылечить СДВГ полностью невозможно. Системный подход к лечению позволит устранить ведущий синдром и предотвратить рецидив в будущем.

Лечение СДВГ

Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).

В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.

Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?

Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.

Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным

Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно

Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ

Каким должно быть лечение?

Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.

А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.

Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)

Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.

Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.

Проявления синдрома

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. Гиперактивность и импульсивность приводит к тому, что ребенок испытывает постоянную потребность в движении.

Кроме этого, у ребенка появляется:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство, не способность ждать
  • невнимательность, не способность выполнить домашнюю работу
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость
  • игнорирование правил и норм поведения; эти дети постоянно вмешивается в деятельность других людей
  • наличие проблем со сном
  • задержка речевого развития и т.д

Самая большая беда гиперактивного ребенка – это отвлекаемость

Все привлекает его внимание, но оно ни на чем не задерживается, скользит с одного на другое: вот он смотрит телевизионную передачу, тут же переводит взгляд на муху на потолке, чтобы еще через секунду отвлечься разговором матери с бабушкой

На уроке в школе ему не сосредоточиться. В простейших примерах он допускает нелепые ошибки, но не из-за отсутствия способностей, а чаще всего из-за крайней невнимательности и торопливости.

Такой ребенок при умственной нагрузке быстро утомляется, испытывает затруднения с выполнением и завершением заданий, уделяет избыточное внимание деталям, или наоборот, не обращает на них никакого внимания.  

СДВГ у взрослых — диагностика

Диагностируют взрослых людей с СДВГ на основе критериев, приведенных в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5), в котором описываются симптомы психических заболеваний.

Основываясь на симптомах, врач решит, какой у пациента из трех типов СДВГ. Три типа СДВГ

  1. СДВГ комбинированного типа — это наиболее распространенный тип СДВГ. Человек проявляет импульсивное и гиперактивное поведение, легко отвлекается и не может сосредоточиться.
  2. СДВГ импульсивного / гиперактивного типа — это наименее распространенный тип. Человек проявляет признаки гиперактивности и постоянно двигается. У него нет признаков невнимательности.
  3. СДВГ с невнимательностью — люди с этим типом СДВГ не проявляют признаков гиперактивности и импульсивности. Вместо этого человек легко отвлекается и ему тяжело сосредоточиться. В основном “невнимательный тип” — это тип, который часто упоминается как СДВ, поскольку термин не содержит слова «гиперактивность». 

Чтобы поставить диагноз СДВГ взрослому человеку, у него должно быть более пяти следующих признаков, которые продолжаются в течение 6 месяцев. 

Невнимательность 

Человек зачастую:

не обращает внимания на детали или допускает ошибки в работе или другой деятельности
имеет трудности с вниманием на задачи и действия
не слушает, когда с ним говорят 
не заканчивает работу по дому или обязанности на рабочем месте
иметь трудности с организацией мероприятий и заданий
избегает или неохотно выполняет задачи, требующие умственных усилий в течение длительного периода времени
теряет вещи, необходимые для выполнения задач и деятельности
легко отвлекается
забывчив в повседневной деятельности

Гиперактивная импульсивность 

Человек зачастую:

  • ерзает ногами или руками или не умеет сидеть спокойно
  • встает, когда должен сидеть
  • становится беспокойным
  • бывает очень активен 
  • много говорит 
  • прерывает вопросами
  • с трудом дожидается своей очереди
  • перебивает других

Прочие критерии

Помимо того, что отмечаются некоторые из вышеперечисленных симптомов, имеются:

  • невнимательность или гиперактивно-импульсивные симптомы до 12 лет
  • симптомы как дома, так и на работе
  • доказательства того, что симптомы мешают повседневной деятельности
  • симптомы не должны являться результатом другого состояния психического здоровья, такого как тревога или депрессия

Диагностика: как проходит, какие процедуры проводятся

Диагностика при синдроме гиперактивного мочевого пузыря начинается с информирования доктора о жалобах и анамнезе пациента. Одним из ключевых элементов диагностики становится анализирование числа мочеиспусканий днем и в ночное время. Выполняется контроль при помощи дневника больного, в который необходимо вносить данные о мочеиспусканиях на протяжении трех дней.

Диагноз по установлению патологии в мочевом пузыре фиксируется, если больной мочится более 8 раз в сутки, при этом неконтролируемые позывы наблюдаются в сутки от двух раз. Также доктор назначает лабораторные анализы, которые включают следующие исследования для установления причин патологического состояния:

  • бактериологические анализы для выявления наличия инфекции в мочеполовой системе;
  • цистоскопия и уретроскопия;
  • УЗИ, при котором обследуются почки, мочевой пузырь, предстательная железа.

Посредством данных процедур в процессе амбулаторного обследования доктор определяет различные патологии мочеполовой системы, которые возникают вместе с симптомами, которыми характеризуется гиперактивный мочевой пузырь. Чтобы полностью утвердиться в диагнозе и назначить соответствующее лечение, проводится уродинамический анализ с цистометрией наполненности. То есть Доктор фиксирует увеличение давления детрузора при ургентных позывах в случае наполненности мочевого пузыря.

Также специалисту необходимо сообщить о принимаемых медикаментах, поскольку некоторые из них могут провоцировать усугубление симптомов недержания.

Приходить на диагностику необходимо с немного наполненным мочевым пузырем, поскольку так можно провести более детальное УЗИ-исследование, на основании которого будет назначено действенное лечение. Также рекомендуется предварительно в течение трех дней заполнять дневник мочеиспусканий, что позволит врачу составить полную картину анамнеза пациента. В дневник необходимо вносить следующие данные: объем мочи, напряженность мышц при мочеиспускании, степень подтекания и нестерпимости позывов, объем выпитой жидкости.

Лечение гиперактивности

Что следует делать родителям, чтобы облегчить воспитание гиперактивного ребёнка:

Настройтесь на то, что вам будут часто говорить о поведении вашего ребёнка. В любом случае поддерживайте позитивную установку по отношению к нему, верьте сами и внушайте это ребёнку, что постепенно вы справитесь со всеми трудностями. Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил. Это укрепит его веру в себя и собственных силах.
Находитесь в постоянном контакте с неврологом. Ребёнку могут потребоваться и медицинские рекомендации, медикаментозная поддержка.
Оставайтесь спокойными в любой ситуации и научитесь понимать своего ребёнка, ему нужен действительно индивидуальный подход.
Помогайте ребёнку организовать свою деятельность. Настраивайте его на предстоящую работу: «Сейчас мы с тобой сделаем это, а потом вот это». Полезно перед глазами иметь расписание режима дня и уроков, список того, что нужно собрать в школу. Если ребёнок чем-то занят, не обрывайте его резко, вы нарвётесь на бурный протест. Лучше предупредите, что через 10 минут у вас ужин и ему пора заканчивать игру. По истечении этого времени, если он сам не выполнил вашу просьбу, спокойно и уверенно помогите ему это сделать.
Гиперактивный ребёнок быстро устаёт, поэтому работать с ним лучше в начале дня, не давая больших дополнительных нагрузок в виде продлённого дня, нескольких кружков и секций. Как только он устаёт, он теряет контроль над своим поведением со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Работу следует делить на короткие, но частые периоды в зависимости от возраста ребёнка

Если он может удерживать внимание 10 минут, значит, через это время делать короткую паузу в виде упражнения или подвижной игры (не шумной). Младшие школьники могут работать, не отвлекаясь около 20-25 минут

Побудьте рядом во время выполнения задания.
Чтобы лучше удерживать внимание учите ребёнка ставить цель своей деятельности и двигаться поэтапно к ней, постоянно мотивируя его на дальнейшую работу: «Сейчас мы будем с тобой лепить вот такого зайца. Давай его внимательно рассмотрим. Что нам нужно будет сделать вначале, а потом? Пора начинать работу … Вот, мы уже слепили голову, туловище, нам остались … Посмотри какой зайка у нас получается. Давай проверим всё ли мы сделали… Вот мы какие молодцы! А как мы его назовём?».
Не давайте больше одной инструкции или одного задания одновременно, он всё равно их не запомнит.
У гиперактивных детей слабая мелкая моторика, им сложно аккуратно выполнять свою деятельность. Поэтому снизьте требования к аккуратности, хвалите его за усилия и старания. Уборка своей комнаты или стола тоже не должна быть слишком тщательной.
Гиперактивные дети лучше запоминают зрительную и тактильную информацию, поэтому речевые инструкции подкрепляйте зрительно и с помощью конкретных действий. Чаще используйте тактильный контакт в виде поглаживаний.
Избегайте скопления людей, шумных компаний. Пребывание ребёнка в больших магазинах, участие в многолюдных мероприятиях слишком возбуждает его и приводит к эмоциональным и поведенческим проблемам.
Во время игр лучше обойтись одним партнёром, избегайте беспокойных приятелей.
Гиперактивному ребёнку необходим здоровый образ жизни, ежедневные прогулки, физическая активность в виде бега и плавания.

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

— Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
— Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
— Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
— Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
— При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
— Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
— Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

Материал предоставлен команией Eli Lilly.

Диагностика Гиперактивности у детей:

Оценка симптомов

Внимание

Оценивают по тому, какое время ребенок продолжает чем-либо заниматься, включая рисование, чтение, игры в одиночестве или с другом

Обращают внимание на частоту переключения с одной задачи на другую или между разными деятельностями. Гиперактивные дети не могут длительное время заниматься даже интересными делами

Двигательная активность

Оценивают по тому, как долго ребенок может сидеть во время занятий, которые указаны выше в первом пункте. А также учитывают, какую долю времени он ерзает и пытается встать; как часто убегает во время семейных прогулок или в магазине.

Дифференциальная диагностика

Нормальность

Родители могут считать ненормальными невнимательность и беспокойность, которые на самом деле лежат в пределах нормы.

Ситуационная гиперактивность

Некоторые малыши гиперактивны только дома или только в детсаду. Им нельзя диагностировать гиперактивность. Некоторые исследователи всё же считают, что ситуационная гиперактивность является более легким вариантом устойчивой гиперактивности.

Поведенческие расстройства

Часто сочетаются с настоящей гиперактивностью, но иногда могут лишь имитировать ее

Дети могут проявлять отклонения только в одном месте, потому важно, сохраняются ли беспокойность и невнимательность во время выбранных занятий, таких как чтение, рисование, игры с одногодками, постройки лего. Если да, то подозревают смешанное расстройство гиперактивности/поведения

Эмоциональное расстройство

К беспокойности и невнимательности могут привести тяжелая тревога, мания, депрессия. Есть ребенок гиперактивен и у него есть эмоциональные симптомы, более тщательно собирают историю с целью установить, что началось первым. Если сначала проявились эмоциональные симптомы, то у ребенка подозревают эмоциональное расстройство. Но если сначала были симптомы гиперактивности, то это может оказаться острым эмоциональным расстройством поверх гиперактивности.

Тики, хорея и другие дискинезии

Их можно по ошибке спутать с ерзаньем. Следует внимательно следить за движениями. Дети с тикозными расстройствами могут быть также гиперактивными, и гиперактивность может проявиться задолго до появления тиков в принципе.

Расстройства аутистического спектра

Их подозревают в случаях, когда невнимательность и беспокойность сопровождаются социальными нарушениями, ригидным и повторяющимся поведением аутистического характера, отклонениями общения, отсутствием спонтанной символической игры.

Генерализованная недостаточная обучаемость

У такого ребенка внимание и регуляция могут быть адекватными умственному возрасту, но снижены относительно его хронологического возраста. Дети с генерализованной недостаточной обучаемостью еще и гиперактивны (многие из них)

Проявления СДВГ

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Говоря о невнимательности, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания. При этом чем-то интересным лично им (компьютерные игры, просмотр телепередач, социальные сети) такие люди могут заниматься часами. Кроме этого у них наблюдается дефицит избирательного внимания, что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные. Зачастую также снижается переключаемость внимания.

Под гиперактивностью обычно понимают повышенную двигательную активность. Такие люди непрерывно вертят в руках какие-либо предметы, ходят по комнате и так далее. Необходимо отметить, что гиперактивность у взрослых выражена значительно меньше, чем у детей.

Импульсивность проявляется в невозможности контроля над своими импульсами, эмоциональными и поведенческими реакциями. Такие люди часто отвечают, не дослушав вопроса, постоянно перебивают собеседника. Настоящая проблема для таких людей — отказ, пускай даже небольшой. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций).

Нарушение внимания у взрослых пациентов с СДВГ приводит к снижению продуктивности. При анализе академической успеваемости студентов выявлено, что учащиеся с СДВГ имеют более низкий средний балл, а также чаще испытывают трудности при подготовке к занятиям по сравнению со сверстниками без признаков СДВГ. В целом пациенты с СДВГ реже получают высшее образование. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда, очень частыми переменами мест работы и увольнениями. Однако уровень безработицы среди них значимо не отличается от уровня контрольной группы [].

Как можно ожидать, взрослые люди, страдающие СДВГ, занимают более низкие профессиональные должности и их доходы меньше, чем у здоровых сверстников. Кроме этого, молодые люди с СДВГ чаще нуждаются в финансовой помощи от членов семьи и социальных служб, по сравнению своими здоровыми сверстниками []. Необходимо сказать о том, что пациенты с СДВГ значительно чаще совершают компульсивные покупки, то есть страдают от шопоголизма []. Пациенты с СДВГ чаще становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий, так как характеризуются агрессивным стилем вождения []. Такие водители часто перестраиваются, не обращая внимания на другие автомобили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector