Заикание не приговор: как помочь ребенку

Содержание:

Содержание

Так можно ли вылечить заикание?

Главные упражнения для преодоления заикания у ребенка

Упражнения, которые помогают ребенку справиться с заиканием, основаны на развитии правильного речевого дыхания. Упражнения можно выполнять дома, а также на свежем воздухе. Все упражнения выполняет взрослый, а ребенок за ним повторяет. Создайте игровую среду, так ребенок быстрее включится в работу над своим дыханием.

Встаньте с ребенком напротив друг друга и скажите, что вы будете подражать медведю из сказки «Маша и медведь». Выпрямите спину, руки опустите вниз. Затем округляйте спину, голова при этом должна быть опущена, руки и шея расслаблены. Быстро вдохните и начинайте выпрямляться, но не полностью, затем выдохните через рот. Повторите упражнение 5-8 раз. Всего может быть до 12 подходов по 8 вдохов. Но спешить нельзя, лучше начните с 2-3 подходов. Следите за своим ребенком. Если малыш устал, сделайте перерыв.
Расскажите ребенку историю про добрую сову, которая сидит ночью на высоком дереве и крутит головой

Сейчас вы будете показывать сову, а ребенок должен за вами повторять
Обратите внимание малыша, что в игре важно правильно дышать. Встаньте прямо, руки опустите вниз
Поверните голову влево, сделайте вдох через нос

Затем поверните голову вправо и сделайте еще один вдох. Выдыхайте воздух между поворотами, но не останавливайтесь. Во время упражнения шея не должна напрягаться. Сделайте 8 вдохов и отдыхайте.

Эти два упражнения тренируют диафрагму, помогают в образовании и подаче голоса, развивают дыхательную систему ребенка. Делайте эти упражнения регулярно утром и вечером и буквально через месяц вы заметите результат.

Особенности COVID-19 у детей

Статистика гласит, что у 50 % детей, заболевших COVID-19, не отмечалось ярко выраженных симптомов. Температура была субфебрильной или же не повышалась вообще, кашель был несильным, одышки не наблюдалось, пневмония не развивалась. У 39% детей симптоматика была умеренно тяжелой. Им диагностировали воспаление легких, но серьезных проблем с дыханием не было. У 4% детей симптомов не было вообще. Однако у 6% детей болезнь имела тяжелый характер, некоторые из них находились в критическом состоянии, развивалась тяжелейшая пневмония, отказывали органы. В отдельных случаях у таких пациентов были сопутствующие заболевания, однако некоторые из них до этого были совершенно здоровы.

Особенно опасным коронавирус является для детей первого года жизни, потому что иммунная система малышей в принципе еще очень слабая, она не может противостоять большинству бактерий и вирусов. В грудном возрасте возможно одновременное заражение сразу несколькими вирусами, проникающими в организм респираторным путем, а также присоединение бактериальной инфекции.

Возможные последствия

Нервные тики у детей различного возраста, независимо от причины возникновения, являются сигналами о том, что с ребенком не все в порядке, его психическое состояние на пределе возможностей, и он нуждается в безотлагательной помощи. Если вовремя убрать раздражитель, то тикозные проявления уходят самопроизвольно.

А что произойдет, если оставить все как есть? Здесь возможны несколько вариантов развития событий:

  1. Эпилепсия. Тики могут быть симптомами начальной стадии этого тяжелого неврологического заболевания.
  2. Тяжелые неврозы, психоэмоциональные нарушения. Нелеченый гиперкинез прогрессирует в детском организме, подключая новые проявления тикозного состояния. Отсутствие квалифицированной помощи приводит к развитию депрессии и других критических состояний.
  3. Синдром Туретта. Это психическое расстройство хоть и не является последствием родительской бездеятельности, но ее клиническая картина обязательно включает в себя и моторные, и вокальные тики.

Даже если гиперкинез через неделю самостоятельно исчезнет без каких-либо последствий, идти к врачу и проходить диагностические процедуры нужно обязательно. Это – залог здоровья ребенка, и делается с целью исключения вышеперечисленных заболеваний.

Описание

Заикание (логоневроз) — это сложное речевое нарушение, при котором речь теряет плавность, появляются неоправданные заминки, сбивчивость, происходит непроизвольный повтор слов или звуков, человек ощущает затруднения в использовании устной речи.

Вербальное общение занимает одну из главных ролей в коммуникациях между людьми. Часто нарушить взаимопонимание и полноценный обмен информацией способно заикание, которым страдают около 3-5% людей. Сравнительно немного, но для заик и их окружения это становится серьезной проблемой и препятствием в общении. Вопреки расхожему убеждению заикание не недостаток, а болезнь, которая в большинстве случаев успешно лечится.

Заикание бывает двух видов — неврозоподобное и невротическое. 

  1. Невротическая форма заболевания носит функциональный характер, то есть нет нарушения мозговых структур. Поэтому данная форма поддается лечению лучше. Может возникать вследствие стрессовых ситуаций или из-за раненного введения второго языка общения (в 1,5-2 года).
  2. Неврозоподобная форма заболевания поддается лечению намного труднее, так как имеются органические поражения головного мозга. Возникает в том случае, если имелась родовая травма, была угроза выкидыша или беременность матери протекала с тяжелым токсикозом.

Характеристики недуга:

  • Частый повтор либо пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов, слов. 
  • Нарушение ритма, частые паузы, которые ухудшают восприятие речи. 

Это происходит в связи с нарушением работы речевого аппарата, судорогами мышц губ, языка, нижней челюсти либо мягкого неба.

При этом выделяют 3 формы заикания: 

  • Клоническую (повтор отдельных слогов или звуков). Вызывает серия кратковременных сокращений мышц.
  • Тоническую (задержка речи, растягивание гласных звуков). Происходит в связи с длительным сильным мышечным сокращениям. 
  • Смешанную. Развивается, когда сочетаются оба вида нарушения речи.

Иногда заикание осложняется гримасами, нервным тиком, судорогами конечностей. Причины заикания носят различный характер: от наследственных проявлений и родовых травм до психологических барьеров.

Заикание у детей 

Заикание обычно проявляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Девочки страдают недугом в 4 раза реже. В этом возрасте формируются три центра контроля речи — слуховой центр Вернике (отвечает за восприятие собственной речи и речи окружающих), голосовой центр Брока (участвует в образовании устной речи) и ассоциативный. Процесс их слаженной деятельности, называемый речевым кругом, нарушается, если скорость работы речевых центров не совпадает друг с другом. В этом случае возникает заикание. Небольшие его проявления в детском возрасте являются вариантом нормы, но точный вердикт сможет вынести врач-логопед. Он же порекомендует специальные упражнения, способствующие улучшению речи. 

Причиной заикания у детей могут служить: 

  • стрессовые ситуации, перевозбуждение, болезнь, травма; 
  • вызвавшее сильный эмоциональный отклик радостное событие; 
  • стремление походить на заикающегося родственника;
  • часто заикание становится последствием переучивания левшей в правшей;
  • заболевания нервной системы.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых часто переносится из детского возраста при недостаточном лечении и профилактике, но и в этом случае от него возможно избавиться. Рецидив заикания у мужчин и женщин может произойти при сильном стрессе, контузии, болезни. 

Наиболее частые причины развития заикания во взрослом возрасте:

  • стрессовые ситуации (потеря близкого человека, военные действия, катастрофы, землетрясения и т.д.);
  • заболевания центральной нервной системы (черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции).

Важно! Обратите внимание, если у человека, ранее не страдавшего заиканием, во время общения без видимой причины изменилась речь, появились повторы слогов, слов или паузы. Это может служить признаком инфаркта или инсульта!

Лечение COVID-19 у детей

После лабораторного подтверждения диагноза COVID-19 за ребенком ведется наблюдение. Обычно госпитализация не требуется, ведь большинство детей переносят болезнь легко. Препаратов, специально предназначенных для лечения данной инфекции, пока не существует, терапия имеет симптоматический характер. Применяются жаропонижающие средства для нормализации температуры, рекомендуется обильное питье, отдых и сбалансированное питание. Родители ребенка все это время должны находиться в тесном контакте с врачом. Госпитализация показана, если у ребенка долгое время держится высокая температура, усиливается кашель, возникает одышка, резко ухудшается общее состояние, что может свидетельствовать о развитии пневмонии.

При неблагоприятном течении болезни возможно развитие острого респираторного дистресс-синдрома. В этом случае применяется кислородная терапия, предполагающая механическую вентиляцию легких. В еще более сложных случаях используется экстракорпоральная мембранная оксигенация. Это комплексный и дорогостоящий метод поддержки пациентов с острой дыхательной недостаточностью.

Во многих странах медики пытаются использовать для лечения COVID-19 уже известные фармацевтические средства, эффективные при борьбе с другими болезнями. В их число входят препараты, применяемые при терапии малярии и ревматоидного артрита. Они показали неплохой результат в лабораторных тестах, однако к ним есть много вопросов в плане побочных эффектов.

Однако все эти подходы являются экспериментальными и пока не имеют достаточной доказательной базы. Их назначение оправдано только в случае реальной угрозы жизни.

Что происходит?

Заикание это результат периодически возникающих судорог мышц речевого аппарата — языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти. Несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков и слогов ( клоническое заикание ), сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи ( тоническое заикание ); часто имеет место смешанная форма заикания , когда сочетаются оба вида нарушений. Иногда к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей — возникают непроизвольные, насильственные движения.

Почему же появляются эти странные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет? Причины заикания лежит очень глубоко, в головном мозге человека. Именно там расположены особые нервные центры, отвечающие за речь. Чтобы мы могли общаться не только с помощью гримас и жестов, еще в раннем детстве нервные клетки нашего мозга формируют три важные структуры, контролирующие речь. Центр Брока — голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике — слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр — анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: Голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее.

Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания. Как совершенно верно отмечал еще Сикорский, заикание чаще всего возникает у детей. Именно в возрасте 2-5 лет, когда речевые центры и синхронная связь между ними только формируется, спровоцировать заикание легче всего.

Механизм заикания современная медицина представляет примерно так. Вышеперечисленные изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров). Скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по своей частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков,  причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение  детей с тиками нужно с консультации детского невролога.  Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Диагностика.

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у  врача возникнут какие-то вопросы,  он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Лечение.

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное.  Подбор препаратов  осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков — это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии.  Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься

Это всё важно для успешности лечения

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков.  Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики —  пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно  лечить. Если это редкие остаточные  единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется. 

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Насколько эффективно лечение тиков?

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения  сильных препаратов.  Чаще  чередуются периоды ремиссии (выздоровления)  и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог.  Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

Статистика заикания у детей, причины и лечение

Заикание — как понять, что ребенок заикается?

Лечение логоневроза

Необходимо соблюдать четкий режим труда и отдыха, сон не менее 8-9 часов в сутки, создавать благоприятную домашнюю обстановку, постоянное грамотное общение с малышом с повторением трудных для него слов несколько раз. Как можно больше оградить ребенка от стресса, помогать в учебе, снять с него чрезмерную физическую и умственную нагрузку.

Лечение логоневроза проводят в комплексной работе врача педиатра и логопеда. Логопед занимается устранением неправильно произносимых слов, устанавливает правильный ритм речи. Детский логоневроз корректируется дыхательными упражнениями, массажам, проводимым по специальным точкам, методами физиотерапии.

Лечение логоневроза у ребенка должно включать и компьютерные программы, с помощью которых восстанавливается плавность речи.

Детский логоневроз не является приговором для ребенка и его родителей.

Состояние заикания хорошо корректируется при соблюдении всех перечисленных методов. В некоторых случаях, детский логоневроз лечат, включая медикаменты, например противосудорожные лекарственные средства. Заикание это ступень в становлении ребенка, которая требует повышенного внимания не только врачей, но и родителей малыша.

Все наши врачи имеют высшее медицинское образование!

В Центре остеопатии и здоровья осуществляется эффективное лечение нарушений речи у детей.

Остеопатия Мануальная терапия Массаж
Очень важен для детей с задержкой речевого развития остеопат, применение техник которого позволяет скорректировать дисбаланс психомоторных функций. Мануальный терапевт осуществляет лечение логоневроза, устраняя спазмы скелетной мускулатуры и улучшая рефлекторные реакции ребенка. Использование массажа способствует устранению психосоматических причин развития нарушений речи и ускоряет лечение логоневроза у детей.
Неврологическая терапия Рефлексотерапия Психолог
Невролог назначает симптоматическое лечение и ноотропы, повышающие интеллектуальное развитие. Микротоковая рефлексотерапия при задержке речи активизирует кровообращение головного мозга. Если отмечается нарушение экспрессивной речи у детей, лечение включает в себя использование знаний психолога дефектолога. Врач применяет особые методы улучшения развития вербальных и познавательных функций.

Общее понятие о тиках

Это – самая популярная патология детской нервной системы в раннем возрасте. Визуально не заметить проявление тика просто невозможно, хотя некоторые родители умудряются неделями и даже месяцами не видеть никаких странностей в поведении ребенка.

Тики – это непроизвольные, стереотипно повторяющиеся, внезапные или отрывистые движения, являющиеся результатом спонтанного сокращения отдельных мышц или их групп.

На начальном этапе развития расстройства приступы возникают довольно редко, повторяющиеся движения не вызывают особого беспокойства или проблем. Ребенок даже может их сдерживать или контролировать. Однако попытки сдерживания тика доставляют ему:

  • внутренний дискомфорт;
  • чувство тревожности;
  • психическое напряжение.

При ослаблении контроля над собой происходят тикозные проявления, и малыш сразу же  получает явное облегчение.

Нервные тики у детей обычно обнаруживаются в возрасте от двух до пятнадцати лет. В период 6–8 лет наиболее часто развивается тикозный гиперкинез, тогда как в 14–15 примерно в половине случаев он самопроизвольно исчезает.

Интересный факт: мальчики подвержены расстройству в пять раз чаще, чем девочки. С научной точки зрения это объясняется более устойчивой психикой представительниц женского пола.

Причины заикания: стрессы, болезни, травмы

Всегда стоит искать истинные причины заикания, так как подобный невроз может формироваться в результате несоразмерных возможностям психике патологических стрессов. Нередко причинами проблем речи могут стать тяжело переносимые малышами инфекции или соматические болезни, особенно сопровождающиеся приступами кашля. Это могут быть коклюш, пневмония, тяжелые бронхиты или дебют бронхиальной астмы. Подобный физический стресс может привести к формированию очагов застойного возбуждения в мозге, отражающихся и на работе речевого центра. Но подобные причины выявляют нечасто, более вероятен эмоциональный стресс в виде тяжелых условий жизни, насилия в семье, жесткой системы воспитания и наказаний, проблем в общении с коллективом.

Наиболее часто дети начинают заикаться после перенесенного страха или шока — аварий, катастроф, насилия. Нередко у детей может также сформироваться заикание в виде копирования речи взрослых, если подобные явления вовремя не корректируют сами родители. Могут возникать запинки и заминки в речи при торопливости или волнении, принуждении к публичным выступлениям.

Нередко речевой стресс у детей провоцируют сами родители своим чрезмерным усердием в отношении раннего развития. Избыток развивающих центров из занятий может привести к переутомлению и развитию протестной формы — речевых нарушений и заикания. Есть также данные о связи заикания с переучиванием леворуких детей на письмо правой рукой.

Что делать родителям ребенка с заиканием?

Родители могут начать паниковать или же, наоборот, теряются, когда слышат, что ребенок заикается. Что же им делать?

Родители, важно успокоиться самим и успокоить ребенка. Постарайтесь не обращать внимания на запинки в речи и ни в коем случае не делайте замечаний
Родители, не теряйте времени и начинайте искать пути решения проблемы.
Родителям необходимо уделить большое внимание своей речи

С этого момента вы должны говорить медленно, тихо, иногда шепотом
Увидите, как ребенок начнет вам подражать. Во время шепотной речи ребенок не будет заикаться и начнет верить в свои силы.
Знайте, что борьба с заиканием требует комплексного подхода. Необходимо проконсультироваться с разными специалистами: логопедом, психологом, неврологом. Следуйте их рекомендациям.
Устраивайте с ребенком «молчанки». Малыш сможет успокоиться и расслабиться, так как можно просто помолчать. Если же ребенок стремиться говорить много, не одергивайте его, выслушивайте его просьбы до конца. Старайтесь делать паузы, чтобы у ребенка появилось время сформулировать мысль. Будьте всегда готовы слушать и слышать ребенка.
Научите всех членов вашей семьи говорить с ребенком медленно и спокойно. Не стоит командовать, учитесь приглашать и предлагать.
Соблюдайте режим дня ребенка. Укладывайте малыша спать в одно и то же время, не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте добрую сказку. Больше бывайте на свежем воздухе, закаливайте малыша, делайте по утрам зарядку. Дыхательную гимнастику нужно делать утром и вечером.
Исключите шумные мероприятия у ребенка. Хорошие впечатления не меньше, чем плохие могут усугубить ситуацию.
Пойте и танцуйте с ребенком. Прекрасным семейным развлечением может стать караоке. Во время пения никто не заикается. Ребенок почувствует поддержку семьи, что очень важно для заикающегося ребенка.

В жизни взрослых всегда много дел и они никогда не заканчиваются. Постарайтесь расставить приоритеты, найдите время для спокойного общения с вашим малышом. Помните, что заикание не приговор, и вы обязательно найдете «ключик» к плавной речи!

Читаем

  • Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены.

  • Классические генитальные бородавки вызваны одним из типов ВПЧ, который инфицирует именно область половых органов. Инфекция много лет может обитать внутри тела не проявляя своей активности.

  • Синдром короткой кишки является заболеванием, которое включает в себя потерю значительной части тонкой кишки. В связи с этим, дети, у которых есть эта проблема, не могут поглощать пищу и по этой причине должны быть постоянно подключены к аппаратуре.

  • Современные способы диагностика состояния плода позволяют выявить на ранних сроках беременности аномалии развития и наследственные заболевания ребенка.

  • Под воздействием внутренних и внешних факторов структура диска позвоночника может измениться и стать причиной возникновения ряда заболеваний, среди которых одним из наиболее распространенных является грыжа поясничного отдела.

Проверка термостата Ваз 2109

Термостат автомобиля Ваз 2109 предназначен для поддержания температуры охлаждающей жидкости на уровне рабочей температуры 90 градусов.Термостат содержит термоэлемент, который срабатывает при температуре 87 градусов. Термостат Ваз 2109 регулирует циркуляцию охлаждающей жидкости системы охлаждения; как известно система охлаждения состоит из двух контуров: малый круг охлаждения и большой круг охлаждения. Малый круг — циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется в обход радиатора системы охлаждения: помпа гоняет охлаждающую жидкость только через головку блока цилиндров. Большой круг — когда помимо циркуляции через блок цилиндров двигателя, жидкость циркулирует через радиатор системы охлаждения.

Принцип работы термостата Ваз 2109

Другими словами, задача термостата Ваз 2109 — температура тосола меньше 87 градусов, большой круг охлаждения закрыт; температура тосола 87 градусов и более, большой круг охлаждения открывается. Большой круг охлаждения предназначен для исключения перегрева двигателя, когда термостат открыт, тосол циркулирует через радиатор и охлаждается.

Адаптация в обществе

Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него

В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение

А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется

 Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть: 

все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
обеспечить полноценное и разнообразное питание

В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.

Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.

Устранение заикания у детей

Лечение заикания у детей осуществляет логопед. Если патологии вызвали судороги в мышцах артикуляционного аппарата или заболевания нервной системы может понадобиться помощь невропатолога. Если же заикание возникло после психотравмирующей ситуации, может понадобиться работа с психологом.

Суть лечения данной патологии состоит в восстановлении функций речевого круга, включая торможение центра Брока. В коррекции заикания используется лекарственная терапия, гипноз, иглоукалывание, различные расслабляющие процедуры, выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях может понадобиться применение антизаикательных аппаратов и специальных компьютерных программ.

Медикаментозное лечение заикания включает в себя прием противосудорожных, противотревожных, успокоительных и различных гомеопатических препаратов. В некоторых случаях могут использоваться нейрометаболические стимуляторы. Однако такой способ лечения может применяться только для детей старше 3 лет.

Благодаря гипнозу врач сможет выявить истинные причины нарушения. Улучшения состояния можно добиться даже после 1 процедуры. Для остаточного устранения патологии может потребоваться 10-15 сеансов. Таким способом устраняется заикание у подростков. Метод не используется для терапии маленьких детей.

Лечить заикание можно точечным массажем. Благодаря ему значительно улучшается регуляция речи. Во время массажа врач применяет расслабляющий метод воздействия. В ходе сеанса специалист надавливает на особые точки и осуществляет круговые движения.

Хорошие результаты в лечении заикания показала дыхательная гимнастика. Суть метода заключается в нормализации дыхания, удлинении вдоха. Благодаря этому ребенок сможет научиться запасаться воздухом перед тем, как что-либо сказать. Такой способ лечения применяется для детей старше 4 лет.

Кроме этого, для коррекции патологии может применяться логоритмика. Суть данного метода заключается в использовании связанности слова с мелодией и движениями. Благодаря логоритмике ребенок сможет скорректировать дефекты речи, раскрыть свои таланты и улучшить самооценку. Метод используется для лечения детей до 7 лет и старше.

Для устранения заикания врач может порекомендовать использование антизаикательных устройств. Одни аппараты помогают ребенку услышать произносимую им реплику с небольшим обмазыванием, другие — шумами заглушают голос, третьи — воспроизводят скорректированный вариант речи. Наиболее эффективными при этом считаются устройства, понижающие или повышающие громкость голоса.

Этиология нарушений речи

Наш Центр в Санкт-Петербурге успешно осуществляет лечение логоневроза у детей. Чаще всего эти нарушения речи проявляются в виде заикания. Случается и так, что ребенок хорошо слышит, но долго не начинает внятно произносить слова или с большим трудом учится говорить.

Для того, чтобы успешно провести лечение задержки речи и логоневроза у детей, необходимо точно установить его причины. Чаще всего ими становятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • гипоксия головного мозга;
  • побочные эффекты фармакологических средств;
  • родовые травмы и т.д.

В группе риска находятся дети, у которых в анамнезе присутствует:

  1. Органическое поражение головного мозга.
  2. Осложненная беременность у матери.
  3. Появление на свет при трудных родах.
  4. Травма черепа.
  5. Тяжелое инфекционное заболевание и пр.

Поэтому нужно учитывать, что при определенных обстоятельствах у ребенка может развиться задержка речи, тогда остеопат быстро и эффективно ускорит решение проблемы.

Признаки заикания у детей

Заикание у детей важно обнаружить на начальных стадиях. Как правило, заболевание начинается с частых повторений слов

В этот период у ребенка наблюдается гипертонус мышц лица и шеи. Он не желает разговаривать, а если говорит, у него происходят колебания громкости голоса.

Симптомы заикания могут сильно отличатся в зависимости от того, какая клиническая форма заболевания присутствует у ребенка.

Так при невротической форме патология речи возникает внезапно. Обычно она возникает в 2-6 лет в результате психологической травмы. Вначале малыш постоянно молчит, а когда начинает опять произносить слова, произносит их с заиканием. У такого ребенка могут наблюдаться расстройства сна, он раздражается по мелочам, а к 11 годам уходит в себя, так как осознает свой дефект.

Первые симптомы неврозоподобной формы заикания появляются в 3-4 года. Ребенок всегда заикается и со временем начинает употреблять бессмысленные слова и звуки («ну», «э-э»). Такие дети гиперактивны, но быстро устают, у них часто болит голова, снижена память.

Иногда вместе с заиканием у детей во время разговора могут происходить непроизвольные сокращения мышц в разных частях тела. Эти рефлекторные движения возникают как бы для улучшения выговаривания, но, по сути, наоборот — только усложняют ситуацию и создают впечатление неуверенности.

В вашем случае будет применен комплекс методов,определить который может только врач после консультации

Факторы, провоцирующие заикания у детей

Заикание у детей провоцируют 2 фактора.

  1. Генетическая предрасположенность к различным заболеваниям мозга. Она имеется у детей, чьи родственники страдают заболеваниями ЦНС, в том числе, если родители малыша заикались в детском возрасте, при этом патология не исчезла со временем. Заикание достаточно часто встречается среди детей, у которых были нарушения развития мозга в эмбриональный период. Предрасполагающими факторами к развитию заболевания являются инфицирование плода и травмы, полученные в процессе родов или вынашивания малыша, недоношенность, постоянное кислородное голодание плода. На склонность к заиканию оказывает влияние темперамент ребенка, а также его возможность адаптироваться к условиям окружающей среды. Дети, которые быстро приспосабливаются к различным изменениям, менее подвержены заболеванию. К заиканию более предрасположены холерики, особенно в моменты, когда они ссорятся или спорят.
  2. Внешнее воздействие. К таким относятся:
  • поражение ЦНС различными инфекциями (воспаление мозга или его оболочки);
  • черепно-мозговые травмы;
  • поражения мозга, вызванные трофическими болезнями (нарушение толерантности к глюкозе);
  • незрелость мозга. Оба полушария мозга наиболее активно формируются в 5 лет. До этого времени речь должна развиваться постепенно, без рывков. У мальчиков формирование ЦНС начинается позже, чем у девочек. По этой причине у них чаще имеются дефекты речи. До 5 лет у ребенка может наблюдаться итерация, для которой характерно повторение слов и слогов. Такое состояние является вариантом нормы и исчезает самостоятельно без лечения;
  • наличие очагов инфекции в дыхательной системе и слуховом проходе;
  • болезни, которые негативно сказываются на защитных свойствах организма (частые простуды, наличие паразитов в кишечнике, нарушения метаболизма);
  • сопутствующие состояния (недержание мочи, нарушения сна, быстрая утомляемость, фобии);
  • психологические травмы (испуг, длительные стрессы);
  • нарушения правил воспитания ребенка (избалованность, выполнение всех прихотей ребенка);
  • неправильное развитие речи (слишком быстрая и неразборчивая речь).

В некоторых случаях заикание — это не болезнь, а попытка стать похожим на взрослого. Если один родитель заикается, то ребенок может копировать его. В этом случае патология может сформироваться 2 путями: ребенок или непроизвольно заикается во время общения с родителями (с остальными людьми он разговаривает нормально) или в подражательной форме (при этой форме он заикается, разговаривая с любым человеком).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector