Ответы на тест нмо “проведение утреннего туалета новорожденным и грудным детям”

МЕТОДЫ ВСКАРМЛИВАНИЯ НЕДОНОШЕННОГО НОВОРОЖДЕННОГО

Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как прави­ло, вскармливание проводится через зонд с целью избежания риска аспирации. Кормление через зонд может быть прерывис­тым, когда зонд используют для введения порции молока, после чего его сразу удаляют (обычно каждые 3 часа). Зонд вводят на длину, равную расстоянию от переносицы до мечевидного от­ростка, что составляет около 10-12 см. На свободном конце зонда имеется отверстие для ввода шприца, по которому отме­ренное количество молока медленно под действием силы тя­жести подается ребенку.

Орогастральное введение зонда лучше, чем назогастральное, т.к. последнее создает дополнительное сопротивление на пути прохождения воздуха, что может способствовать воз­никновению апноэ.

Маловесным недоношенным детям (менее 1500 г) так же, так и более крупным, но вялым, с тенденцией к застою в желудке, необходимо ввести постоянный зонд. Такой зонд может находиться в желудке 3-7 дней. Введение молока осуществляется медленно: либо капельно, с помощью специальной капельницы, либо с заданной скоростью с помощью инфузионного насоса.

Важным условием при нарастающем объеме вскармливания, особенно у детей, находящихся на интенсивном лечении, шляется необходимость аспирации (с помощью шприца с поршнем) содержимого желудка перед каждым кормлением, если оно состоит, в основном, из воздуха и остатков слизи, то кормление следует продолжать по стандартной схеме. Если при этом получают более 10% объема предыдущего кормления, объем молока следует уменьшить и потом очень медленно yвеличивать его.

Срыгивание, рвота, вздутие живота служат показаниям отмене стандартной схемы вскармливания до выяснения причин, вызывавших эти симптомы.

Оптимальным для недоношенных детей является кормление грудным молоком матери (термически необработанным).

Для самых маловесных детей грудное молоко необходимо дополнительно обогащать белком, кальцием, фосфором железом.

КРИТЕРИИ ВЫПИСКИ НЕДОНОШЕННОГО РЕБЕНКА НА ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ УЧАСТОК

1.  Вес при выписке в сельскую местность должен быть .не ме­нее 2500 г, в город — 2300 г и в дом младенца — 3000 г.

2.  Не должно быть острых заболеваний, при наличии энцефало­патии она должна быть в стадии значительного улучшения.

3.  Ребенок должен быть активным, хорошо сосать, прибавлять в весе, иметь нормальную температуру.

4.  Основные клинические анализы должны быть без патологи­ческих отклонений.

5.  Благоприятные  социально-бытовые условия  (желанный ре­бенок,  хорошая  семья,  заботливая  мать,  нет вредных привычек, дома тепло, нет больных и т д.).

6.  Благоприятная обстановка в планетуберкулеза.

•   7, При выписке в сельскую местность: в роддом приглашается фельдшер с ФАПа. в роддоме заводится история развития ребенка, форма № 112 и делается первая запись.

Особенности наблюдения за недоношенными детьми:

— при объективном исследовании обратить особое внимание на признаки морфо-неврологической зрелости, определить ее соответ­ствие гестационному возрасту; выявить клинические признаки не­зрелости органов и систем, особенности течения пограничных со­стояний:

—  максимальная убыль массы тела у детей с массой 1000—1500 г составляет до 10%; 1500—2000 г составляет до 8—9%; 2000—2500 г составляет до 6—8 %. Максимум снижения массы приходится на 4—7 день жизни, отсутствие, динамики массы тела до 10—14 дня, далее постепен­ное восстановление первоначальных показателей к 3 неделе жиз­ни;

—  физиологическая эритема  кожных  покровов  яркая,  сохра­няется до 2-х недель, редко сменяется шелушением;

—  крайне редко отмечаются токсическая эритема и гормональ­ный криз;

—  желтуха достигает максимума к 5—8 дню, исчезновение ее

может затягиваться до 3-х недель;

—  физиологическая    диспепсия    специфических    особенностей не имеет, однако следует помнить о возможности очень быстрого  перехода ее под влиянием неблагоприятных факторов в патологическое состояние;

—  транзиторная лихорадка почти не встречается у недоношен­ных детей, а нарушение терморегуляции в неонатальном периоде направлено в сторону гипотермии.

—  При оценке физического развития антропометрические дан­ные ребенка  сопоставляются  только со  стандартными  показате­лями у недоношенных детей (масса тела, длина, окружность голо­вы, окружность грудной клетки). В динамике наблюдения физи­ческое развитие оценивать по темповым массо – ростовым прибав­кам в зависимости от срока гестации и массы тела при рождении. Учитывая, что до 3—4 мес.  недоношенные дети наблюдаются на дому, необходимо обеспечить их медицинскими весами.

—  При оценке психомоторного развития следует помнить, что дети с I степенью недоношенности не отстают от своих доношен­ных сверстников, дети с II степенью могут отставать на 1—:1,5 мес; а с III—IV степенью недоношенности — на 2—3 мес.

—  Обратить  внимание  на  склонность недоношенных  детей  к развитию  фоновых   заболеваний    (анемия,   рахит,   гипотрофия). Обеспечить раннюю их диагностику, активную профилактику и ле­чение

— Спланировать сроки диспансерного наблюдения педиатром и специалистами, обратив особое внимание на критические перио­ды развития недоношенного ребенка. — Назначить и интерпретировать анализ крови  (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов)

Об анемизации ре­бенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже  180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на  второй   неделе  — Нв  ниже    150  г/л,   эритроциты   ниже. 4,0. 1012/л, после  2-х   недель —   Нв   ниже   110  г/л,   эритроциты   ниже 3,5-1012/л

— Назначить и интерпретировать анализ крови  (1 раз в месяц контроль Н в и количества эритроцитов). Об анемизации ре­бенка свидетельствуют: в первую неделю жизни — Нв в ниже  180 г/л, эритроциты — 4,5.1012/л, на  второй   неделе  — Нв  ниже    150  г/л,   эритроциты   ниже. 4,0 . 1012/л, после  2-х   недель —   Нв   ниже   110  г/л,   эритроциты   ниже 3,5-1012/л.

— Спланировать индивидуальный прививочный календарь. Де­тям, родившимся с массой до 1500 г, профилактические прививки назначаются после 1 года с учетом состояния здоровья.

—  Санпросветработа с родителями об особенностях развития  недоношенных детей, подверженности их заболеваниям.

—  Рекомендовать  индивидуальное   психо-физическое  воспита­ние ребенка в сенье, закаливающие процедуры.

— Информировать родителей о возможных причинах недоно­шенности и о своевременном их устранении при повторной бере­менности.

Уход за недоношенным ребенком на втором этапе выхаживания

Выхаживание недоношенного ребенка на втором этапе строится индивидуально и является логическим продолжением  мероприятий, начатых в отделении патологии новорожденных родильного дома.

Недоношенные дети с массой тела в момент поступления 1700 г и менее обычно нуждаются в дополнительном обогреве, в связи с чем их помещают в кувез-кровать. Необходимость дополнительного согревания таких детей обычно исчезает к концу 2-3 недели жизни. «Экстремально» недоношенные нередко находятся воткрытых кувезах до полугора-двухмесячного воз­раста.

Кувезы закрытого типа на втором этапе выхаживания ис­пользуют чаще всего для больных детей.

Температура воздуха в отделении второго этапа выхажи­вания недоношенных соответствует таковому в отделении пато­логии новорожденных родильного дома, однако в палате, где задерживаются дети с массой выше 2500 г, она должна быть снижена до 23-24 С°.

Антропометрию проводят в день поступления (измеряют окружность головы, груди, плеча, бедра, голени, рост, массу), затем повторяют это исследование ежемесячно.  Исключение представляют определение массы тела и окружности головы. Взвешивают детей ежедневно, а   в случае грудного вскармли­вания – до и после каждого кормления, проводя при необходи­мости  соответствующую  коррекцию  объема  питания.  Окруж­ность головы измеряют не реже одного раза в неделю. Одно­временно определяют темпы нарастания мозговой части черепа (расстояние между верхними точками ушных раковин) при на­ложении сантиметровой ленты через свод черепа.

Один раз в неделю пальпаторно определяют плотность костей черепа для своевременной диагностики краниотабеса. Выкладывание  недоношенных  на  живот  начинают   как можно раньше. Манипуляцию проводят на жесткой поверхности (матрасик) без подушки, так как у некоторых из них даже в ме­сячном возрасте может отсутствовать защитный рефлекс. В последние годы доказана целесообразность выхаживания не­доношенных в положении на животе, так как данная позиция способствует увеличению напряжения кислорода в крови и, кроме того, снижает вероятность срыгиваний.

Массаж передней брюшной стенки проводят ежедневно, начиная с месячного возраста при достижении ребенком массы 1700-1800 г. У недоношенных, страдающих метеоризмом, пе­риодически показано поглаживание живота даже при массе тела 900-1000 г.

Игрушку подвешивают на уровне груди на высоте 60-70 см вне зависимости от возраста, срока гестации и состояния ребен­ка.

Прогулки с недоношенными детьми, длительно находя­щимися в отделении второго этапа выхаживания, осуществляют на прогулочных верандах или на улице в теплый осенне-весенний период и летом. В случае затяжных бронхолегочных заболеваний и тяжелой анемии недоношенных, показаны про­гулки и в зимний период на прогулочной веранде. Прогулки на­чинают с детьми 3-4-недельного возраста при достижении мас­сы тела 1700-1800 г. Прогулки с глубоко недоношенными детьми можно начинать с двухмесячного возраста при массе тела 1500-1600 г.

Использование ЛФК и массажа недоношенным детям

Виды массажа и ЛФК:

1.  Классический массаж общий и локальный (тактильный,   рас­слабляющий, стимулирующий).

2. Точечный массаж (тормозной и возбуждающий).

3. Сегментарный массаж.

4. Физические упражнения:

— рефлекторные;

— пассивные;

—  активные (в соответствии с уровнем психомоторного развития ребенка).

— Упражнения в воде, подводный массаж.

Патофизиология и факторы риска

Есть ряд перинатальных и акушерских факторов, увеличивающих риск возникновения сепсиса новорождённых. Это преждевременный разрыв околоплодных оболочек (или ПРПО), симптомы которого проявляются примерно за 17-18 часов до рождения ребёнка. Также к факторам риска относят и хориоамнионит у матери. Он может начаться как в процессе родов, так и незадолго до них — с симптоматикой материнского лейкоцитоза, болезненностью матки, выделениями с неприятным запахом и тахикардией. При колонизации В-стафилококками риск возникновения сепсиса повышается в несколько раз.

Известно, что у матерей, имеющих низкую плотность колонизации стафилококками группы В, часто рождаются дети, колонизация у которых, наоборот, имеет высокую плотность. В околоплодных водах содержатся меконий и смазка. Их среда провоцирует интенсивный рост и развитие микроорганизмов (в частности, разных видов стрептококков). Если происходит преждевременный разрыв оболочек плода, патогенная микрофлора начинает усиленно размножаться. Аспирация способствует её попаданию в кровоток ребёнка, в результате чего быстро развивается бактериемия.

При позднем начале сепсиса новорождённых в качестве основного фактора риска следует отметить роды, начавшиеся преждевременно. К другим фактором относят использование внутрисосудистых катетеров, наличие ассоциированных патологий, действие некоторых антибактериальных препаратов и длительное нахождение в условиях стационара.

Грамположительные виды стафилококков попадают в организм ребёнка из внешней среды либо с кожных покровов. Грамотрицательная кишечная палочка, как правило, находится в эндогенной микрофлоре и начинает проявлять себя в условиях изменения внутренней среды организма: например, микрофлора может меняться при приёме антибиотиков или попадании резистентных бактерий. Резистентные бактерии могут оказаться внутри организма ребёнка, как минимум, двумя путями:

  • через контаминированное медицинское оборудование;
  • через руки медицинского персонала при некачественной обработке.

Грибковая флора, способствующая развитию сепсиса, попадает в кровь при длительном применении катетеров центрального типа, а также при регулярном перекармливании и применении некоторых антибиотиков цефалоспориновой группы.

Борьба за жизнь

Понимать, из-за чего плачут младенцы, Наталья научилась с годами. В перинатальном центре она работает больше десяти лет. О профессии врача мечтала со школы, а уже в мединституте поняла, что хочет лечить не просто детей, а самых маленьких. С рождения до 28 суток считается неонатальным периодом.

Новорожденные настолько отличаются от младенцев двух-трехмесячного возраста, что им нужен собственный врач. Даже анализ крови новорожденного нельзя «расшифровывать» так, как у месячного малыша – слишком много нюансов.

Ежедневно неонатолог делает все, чтобы ее пациенты поскорее окрепли, набрались сил и здоровья. Фото: pixabay.com

С тех пор, как начали выхаживать младенцев с экстремально низкой массой тела – от 500 граммов, неонатология получила новый виток развития. В практике Натальи тоже были такие крохи. Самая маленькая ее пациентка – Тамара – родилась в 23 недели и весила 530 граммов. Сейчас девочке уже пять лет, и она ничем не отличается от своих сверстниц. Мама Тамары отправляет Наталье Тюриной фотографии дочери, делится с врачом успехами ребенка.

Вопрос-ответ

Можно ли получить выплаты на первенца за предыдущие месяцы?

«С одной стороны, выхаживание таких малышей – тяжелый труд, нередко – борьба за жизнь, – рассказывает неонатолог. – С другой, бывает, что у родителей это последний шанс иметь своего ребенка, и мы вместе с ними радуемся, когда он вырастает здоровым и любознательным на счастье маме и папе. Большинство недоношенных малышей, повзрослев, ничем не отличаются от сверстников. Они так же ходят в детский сад, ведут активный образ жизни. Те, кто не знают, даже не подумают, что перед ними ребенок, родившийся раньше срока и с экстремально низкой массой тела».

Прогноз и профилактика сепсиса новорожденных

Если ребёнок рождается недоношенным и у него низкая масса тела, уровень летальности при сепсисе составляет от 2 до 4 раз выше, чем у доношенных детей. При этом показатель общей летальности при раннем сепсисе — от 3 до 40%, при позднем — от 2 до 20%.

Количество летальных исходов при позднем сепсисе зависит от причины возникновения инфекции. Если сепсис вызван грамотрицательными микроорганизмами или грибком, летальность составляет от 32 до 36%.

При критически низкой массе тела дети с бактериальным сепсисом или кандидозом могут получить серьёзные осложнения в виде неврологических заболеваний.

Профилактические меры, помогающие минимизировать и предотвратить развитие сепсиса у новорождённых, заключаются:

  • в предупреждении внутрибольничных инфекций;
  • в регулярной грамотной обработке рук медицинского персонала (как до контакта с пациентами, так и после контакта с ними);
  • применение одноразового инвентаря медицинского назначения;
  • профилактические курсы антибактериальных препаратов женщинам, находящимся в родах;
  • профилактические курсы противогрибковых средств;
  • минимальные инвазии;
  • сокращение времени использования венозных катетеров;
  • как можно более ранний переход на грудное вскармливание;
  • регулярная проверка знаний медицинского персонала по инфекционному контролю;
  • обучение женщин основным правилам антисептики и уходу за детьми.

Безусловно, в целях борьбы с внутрибольничными инфекциями важны регулярные мероприятия, способствующие их выявлению и предупреждению.

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!

Лечение сепсиса новорожденных

В качестве лечения используют:

  • антибиотики;
  • симптоматическую (поддерживающую) терапию.

Сепсис опасен для жизни ребёнка, так как быстро разрушает его организм, поэтому лечение антибактериальными препаратами следует начинать как можно быстрее, с последующей корректировкой в соответствии с чувствительностью микроорганизмов к ним. Бывает так, что причина инфекции остаётся невыясненной, ребёнок внешне здоров, а анализы показывают отрицательные результаты бакпосевов. В таких случаях антибиотики вводят согласно установленным схемам в течение 48 часов, после чего лечение можно прекратить. Если масса тела ребёнка низкая, длительность лечения должна составлять 72 часа.

Обычно стартовую терапию лечения сепсиса начинают с аминогликозида и ампициллина, применяемых совместно. Иногда целесообразно добавление цефотаксима или его полная замена аминогликозидами в случае подозрения менингита, вызываемого грамотрицательными микроорганизмами. Замену антибиотиков, если она необходима, проводят после точного выявления возбудителя инфекции.

Здоровым детям из группы новорождённых, где находился больной ребёнок, тоже назначают антибиотики в виде комбинации гентамицина с ампициллином либо ампициллина с цефотаксимом. Если речь идёт о позднем варианте внутрибольничного сепсиса, в рамках стартовой терапии детям назначают ванкомицин.

Если ребёнок раньше уже прошёл курс лечения аминогликозидами от 7 дней до 2-х недель и нуждается в повторной терапии, нужно рассматривать другие антибактериальные препараты, относящиеся к аминогликозидам или цефалоспоринам третьего поколения.

При применении постоянных венозных катетеров есть риск инфицирования коагулазонегативным стафилококком. В данной ситуации стартовую терапию сепсиса следует начинать с ванкомицина, но если обнаружена чувствительность микроорганизма к нафциллину, препарат заменяют нафциллином либо цефазолином. Безусловно, катетер необходимо удалить. Также следует учитывать то, что при взятии анализа на бакпосев грибковые структуры проявляют себя в течение двух-трёх дней. Нужно быстро начать эмпирическое лечение амфотерицином В ещё до того как будет получен результат анализа, так как именно это может спасти жизнь новорождённого.

Анатомо-физиологические особенности

В процессах обмена веществ у грудных детей существенную роль играют внутриклеточные ферменты, активность которых с возрастом изменяется. Все виды обмена веществ у грудных детей отличаются нек-рыми особенностями (см. Обмен веществ и энергии, у детей).

Ребенок постепенно адаптируется к условиям окружающей среды. Неизбежный случайный контакт с различными инфекциями ведет к выработке специфических антител (см.), обеспечивающих ребенку некоторый приобретенный иммунитет (см.) и сенсибилизацию его организма к различным бактерийным факторам; наряду с этим у ребенка постепенно ослабевает первоначальный пассивный иммунитет, полученный внутриутробно от матери.

Морфол, незаконченность строения ц. н. с., своеобразие ее функциональных особенностей (склонность к разлитым реакциям) и повышенная проницаемость гематоэнцефалического барьера для инфекции и токсинов объясняют склонность Г. р. к судорогам, к менингизму и истинным менингоэнцефалитическим процессам. Сочетание недостаточности активно приобретенных иммунных свойств, снижения пассивного иммунитета и сенсибилизации к различным факторам с морфол, особенностями тканей и органов детей раннего возраста создает у них предрасположение к различным гноеродным и другим инфекциям, принимающим нередко тяжелое течение. Для детей грудного возраста характерна склонность к диффузным реакциям и неспособность к отграничению патол, процессов лишь определенным органом или одной тканью; так, местный процесс часто принимает у них бурное течение с массивной генерализацией. Наиболее частыми входными воротами инфекции оказываются кожа и слизистая оболочка дыхательных и пищеварительных путей.

В возрасте 4—5 мес. грудные дети могут инфицироваться возбудителями детских болезней (корь, краснуха, ветряная оспа и др.). Течение обычно тяжелое.

Врожденный сифилис дает характерные клин, проявления (см. Сифилис, врожденный).

Уже в грудном возрасте у некоторых детей отчетливо выявляются наследственные отягощения и так наз. аномалии конституции — экссудативный и лимф, диатезы (см. Экссудативно-катаральный диатез, Status thymicolymphaticus).

Потребность ребенка первого года жизни в пище с относительно высокой калорийностью при наличии относительной функциональной недостаточности жел.-киш. тракта способствует возникновению у него острых и хрон, расстройств питания и пищеварения (см. Гастроэнтерит, Диспепсия).

Интенсивный рост скелета, повышенная ранимость процессов пищеварения и обмена веществ создают у Г. р. предрасположенность к рахиту (см.), спазмофилии (см.). Лабильность кроветворного аппарата даже при незначительных погрешностях в питании и уходе могут привести к анемии (см. Анемия, у детей).

Для Г. р. характерно интенсивное, но постепенно снижающееся нарастание показателей физ. развития, а также относительная (по сравнению с более старшими детьми и взрослыми) функциональная неполноценность некоторых систем, особенно в первые месяцы жизни. У детей первого года жизни резко выражена термолабильность. Температура тела у них, как правило, на 0,3—0,4° выше, чем у взрослых.

Основные события в развитии мозга новорожденного

У новорожденного ребенка — менее интенсивно, чем у плода — происходит рождение новых нервных клеток и их перемещение к местам своего назначения в глубинных структурах и коре головного мозга. За счет этого у новорожденных в мозге продолжает увеличиваться объем серого вещества. Наиболее интенсивно увеличиваются затылочная и теменная области коры, принимающие участие в обработке зрительной и тактильной информации. Очень активно формируются контакты между нервными клетками. Это необходимо для формирования сложных мозговых систем, способных к обработке различной информации. Некоторые нервные клетки и их контакты отмирают. Это – нормальный процесс, цель которого – избавиться от дефектных и неиспользуемых нервных элементов.

Длинные окончания нервных клеток (аксоны) активно покрываются специальным веществом – миелином, благодаря которому увеличивается скорость проведения нервного импульса по нерву. Миелин составляет основу белого вещества головного мозга. Первыми миелинизируются сенсорные пути (нервы, идущие от рецепторов глаза, уха, кожи и т.д. к мозгу), потом двигательные нервы. Глубинные структуры миелинизируются раньше, чем кора головного мозга. На уровне глубинных структур происходит первичная обработка всей информации, поступающей к человеку извне и изнутри, регулируются многие движения. Глубинные структуры принимают непосредственное участие в обеспечении мотивации, эмоций, уровня бодрствования и важных видов памяти.

На 2-4 неделе жизни размер мозга младенца составляет 36% от размера мозга взрослого.

Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от рождения до 1 месяца .

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки / Действия с предметами

Движения общие

Речь

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Вздрагивает и мигает при резком звуке

Хватательный рефлекс

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

Если плакал, то успокаивается (прекращает плакать) при резком звуке

Возможно появление первых признаков «комплекса оживления» — ответной улыбки, двигательного возбуждения в присутствии взрослого

1 месяц

Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета

Прислушивается к звуку, к голосу взрослого

Комплекс оживления в ответ на обращение взрослого

Захватывает одной рукой другую руку.

Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу. В вертикальном положении не удерживает голову. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

Что делать взрослому для предупреждения нарушений последующего развития, если есть симптомы неблагополучия?

Обратиться к врачу: неонатологу, педиатру, детскому невропатологу, остеопату.

Полезно сделать следующие исследования: нейросонография (НСГ), эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шеи.

В профилактических целях имеет смысл сделать скрининг новорожденного, который позволяет выявить множество наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, ведущих к отставанию в физическом и психическом развитии. Развитие большинства этих заболеваний можно предотвратить без особых усилий.

Важно не игнорировать рекомендации невропатолога и быть внимательными к таким диагнозам как «перинатальная энцефалопатия (ПЭП)», «синдром мышечной дистонии», «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «постгипоксическое поражение центральной нервной системы». К сожалению, это не пустые слова, которые пишет в карточке врач просто для того, чтобы что-то написать

Это факторы риска развития последующих проблем в поведении и обучении.

Литература:

  1. Би Х. Развитие ребенка. СПб.: Питер. 2004. 768 с.

  2. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М.: Медицина, 1983. – 67 с.

Ответы на частые вопросы

Желтуха у новорожденных сколько длится?

Неонатальная желтуха лечение требует в сложных случаях. В зависимости от разновидности длительность заболевания может составлять от нескольких дней до полугода. В среднем от 96 часов до 14-30 дней.

Чем опасна желтуха у новорожденного ребенка?

Опасность заболевания состоит в токсичности билирубина относительно внутренних органов. Самым тяжелым осложнением желтухи является поражение головного мозга. Лечение желтухи у новорожденных дает положительные результаты при своевременно поставленном диагнозе.

Почему у новорожденных желтуха?

Заболевания у младенцев провоцируется разными факторами. Один из них – резус-фактор Rh- матери, когда у нее в крови нет антигена Rho(D), инфекционные поражения печени, врожденный гепатит, реакция на грудное молоко и др. Если печень у новорожденного работает неправильно, этот фактор также провоцирует желтуху. Детский организм борется с избытком билирубина посредством связывания его с белком крови альбумином, но не всегда этот процесс эффективен. Это и становится причиной возникновения желтушности склер глаз и кожи.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ТАКТИКИ У НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

1. Строгое соблюдение дозировок,  кратности  и сроков введения антибиотиков.

2.  Тщательный выбор лекарственных средств при терапии не­доношенных детей с желтухой.

3.  Обеспечение оптимального питьевого режима.

4.  Профилактика и лечение дисбактерноза.

5. Проведение заместительной иммунотерапии с учетом особен­ностей питания и иммунитета.

6

Медленное,  очень осторожное внутривенное введение  жид­костей (2—4 мл/час)

Прогнозирование рождения недоношенного ребенка. Прогнозирование риска преждевременного рождения ребенка включает анализ большого числа факторов и возможности их раннего выявления до наступления беременности или на ранних ее сроках. Это потребовало разработкипрогностических систем, основанных на оценке комбинации и информативной значимости отдельных факторов риска.

Многие стандартизированные системы оценки риска касаются не только преждевременных родов, но и широкого спектра неблагоприятных исходов беременности (Фролова О. Г., 1978).

Оценочная таблица, информативность применения которой подтверждена в проспективных исследованиях, представлена в табл. 4 (Creasy R.K. et al., 1980).

Оценка 10 баллов и больше соответствует высокому риску, б—9 баллов – умеренному, до 6 баллов – низкому риску.

Значение          оценочно-прогностических          таблиц заключается как в выявлении женщин с повышенной вероятностью преждевременных родов и установлении наблюдения за ними, так и в определении приоритетного направления профилактики недонашивания в каждом конкретном регионе.Поэтому более целесообразными следует признать системы, разработанные с учетом частоты преждевременных родов в данной популяции или территории.

Все предлагаемые формализованные системы оценивают риск преждевременных родов в баллах, как рекомендовано ВОЗ. Однако внедрение в практику этих систем с подсчетом риска в баллах оказалось пока недостаточно успешным, так как математическое баллирование не выявило преимуществ перед учетом опытными клиницистами нескольких наиболее значимых факторов (Chenoweth J.N. et al., 1983; Papiernik E., 1984).

В последние годы предпринимаются попытки разработки альтернативных по отношению к формализованным системам подходов к прогнозированию преждевременных родов. В их основе лежит установление таких показателей, которые более тесно связаны с процессами, происходящими в матке. Изучается возможность использования для прогнозирования недоношенности такого признака, как самопроизвольная антенатальная активность матки (которая, по данным специальных исследований, может повышаться за несколько недель до родов), а также характеристики релаксированной шейки матки.

Специалисты считают, что регистрация таких признаков позволит улучшить прогноз и уменьшить частоту недостаточно обоснованных серьезных вмешательств. Эти показатели и признаки     уже     включены     в     некоторые     программы профилактики недоношенности.

Задачи взрослого

Новорожденного еще очень мало чему можно научить. От взрослых полностью зависит запуск систем, связанных с эмоциональной регуляцией поведения. Речевое общение с новорожденным, телесный контакт, взгляд «глаза в глаза» и улыбка — то без чего не «заработают» механизмы привязанности и, соответственно, ребенок не приобретет одного из мощнейших механизмов мотивации поведения, когда человек соглашается на что-то ради ценности отношений. Показано, что заботливое поведение матери по отношению к новорожденному кардинальным образом сказывается на последующем физическом и интеллектуальном развитии ребенка (см. статью «Занятия или объятия»).

Взрослый должен стараться находиться с ребенком в телесном контакте. Даже если мама не кормит новорожденного грудью, кормить из бутылочки нужно, удерживая младенца на руках, прижимая его к себе. Нужно стараться делать младенцу массаж, мягко поглаживая его, избегая резких, неприятных для него прикосновений

Важно говорить с ребенком, петь ему песенки, начиная с первых дней жизни. Важно при общении смотреть ему в глаза, потому что младенцы более внимательны к лицу матери, если ее взор направлен прямо на них

Важно улыбаться младенцу, потому что это «запускает» работу лимбической системы мозга – системы, играющей принципиальную роль во всем последующем эмоциональном и социальном развитии ребенка.

Взрослый может помогать новорожденному, создавая условия для развития у него тех движений, которые должны появиться в этот период: подтягивать его за ручки, когда он лежит на спине, используя его хватательный рефлекс, выкладывать его на животик, чтобы он старался приподнимать голову, помогать ему фиксировать взор на игрушке и следить за ее движением, когда его глаза смогут двигаться содружественно (игрушка должна быть достаточно крупной и яркой), перекладывать его в кроватке так, чтобы он не поворачивался к источнику света только одной стороной

Очень важно не ограничивать ребенка в движениях, если к этому нет специальных медицинских показаний.. Взрослый может ставить новорожденному музыку

Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.

Взрослый может ставить новорожденному музыку. Это будет способствовать развитию у него системы слухового восприятия. Ни в коем случае не нужно ограждать ребенка от разных видов информации, когда он бодрствует.

Многих родителей интересует вопрос, нужно ли создавать новорожденному жесткий режим жизни (кормить, класть спать, выгуливать строго по часам). В настоящее время врачи склоняются к тому, что ребенок должен сам устанавливать режим своей жизни. Отчасти это объясняется тем, что навязывая ребенку определенный режим, взрослый перестает быть чувствительным к его потребностям, что дезориентирует малыша и может привести к формированию его личности по тревожному типу (см. статью «Тревожный ребенок»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector