Пальчиковые игры для малышей до года + стишки для изучения частей тела и лица
Содержание:
- Цель и задачи пальчиковых игр
- Поросята
- Пальчиковые игры для малышей до года
- Улитка
- Этапы разучивания игр
- Развитие пальцев рук
- КАРТОТЕКА СЧИТАЛОК
- Упражнение «Волшебный шарик» для разогрева кистей рук
- Что дает пальчиковая гимнастика?
- Пальчиковые игры
- Упражнение «Фигуры из пальцев»
- Возрастные рамки
- Стихи для изучения частей тела и лица
- Для чего дочурке ножки?
- Чтобы бегать по дорожке!
- Для чего дочурке ушки?
- Чтобы слушать погремушки!
- Для чего дочурке ротик?
- Чтоб у мамы молоко пить!
- Для чего дочурке глазки?
- Чтоб смотреть на мира краски!
- Для чего дочурке спинка?
- Чтоб валяться на простынке!
- Для чего дочурке попа?
- Чтоб ее ладошкой хлопать!
- Для чего родилась дочка?
- Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
- Ротик мой умеет кушать,
- Нос дышать,
- А ушки слушать
- Глазоньки – моргать, моргать
- Ручки – все хватать, хватать.
- Жил был зайчик
- Длинные ушки,
- Отморозил зайчик
- Носик на опушке.
- Отморозил носик,
- Отморозил хвостик!
- И поехал греться
- К ребятишкам в гости!
- Большие ноги
- Шли по дороге:
- Топ-топ-топ,
- Топ-топ-топ.
- Маленькие ножки
- Бежали по дорожке:
- Топ-топ-топ,
- Топ-топ-топ.
- Куда бежите, ножки?
- Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
- С бугра на бугор
- За ягодой в бор.
- Во зеленом бору
- Тебе наберу
- Черной черники,
- Алой земляники.
- Вот лежат в кроватке
- Розовые пятки
- Чьи это пятки
- Мягки да сладки?
- Прибегут гусятки,
- Ущипнут за пятки.
- Прячь скорей, не зевай,
- Одеяльцем накрывай!
- Это глазки, чтобы видеть.
- Это носик, чтоб дышать.
- Это ушки, чтобы слышать.
- Это ножки, чтоб бежать.
- Это ручки, чтобы маму
- Очень крепко обнимать.
- Котик лапкой умывается
- Видно, в гости собирается
- Вымыл носик.
- Вымыл ротик.
- Вымыл ухо.
- Вытер сухо.
- Пальчиковые игры для детей – видео
- Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше
- Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей
- Основные принципы проведения пальчиковых игр
- Игры для ребят 2-3 лет
- Обзор пальчиковых игр для детей
- Основные выводы
Цель и задачи пальчиковых игр
Основные задачи и цели пальчиковой гимнастики – это развитие мелкой моторики. Хорошо развитая мелкая моторика рук у малыша – это залог правильного и полноценного развития, крепких мышц кисти и рук, способствование развитию речи.
Помимо всего прочего, в будущем ребенок будет крепко держать карандаши, ручки, фломастеры, а также будет иметь красивый, каллиграфичный почерк.
Виды игр разнятся в зависимости от возраста ребенка. Детки до 1 года еще не могут повторять сложные движения и стишки, для них основная гимнастика – это разминка пальчиков руками взрослого и поглаживания ладошек.
С детьми старше 3х лет разнообразие пальчиковой гимнастики становится гораздо больше, ведь в таком возрасте малыши могут не только повторить за вами необходимые движения, но и запоминать и рассказывать стихи, которые проговариваются во время занятий.
Поросята
Дети по очереди «идут» по столу каждым из пальцев обеих рук.
Мизинцы
Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Безымянные
Этот толстый поросёнок
спинку об забор чесал.
Фонарики»
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю
Сжимают и разжимают кулачки
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю.
Средние пальцы
Этот толстый поросёнок
носом землю ковырял,
Указательные пальцы
Этот толстый поросёнок
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля …
Большие пальцы
Этот толстый поросёнок
— лежебока и нахал,
Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается внутрь.
Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.
Пальчиковые игры для малышей до года
В таком раннем возрасте развитие мелкой моторики неотделимо от развития движения вообще. Поэтому, кроме игр непосредственно с пальчиками, не забывайте выполнять простые упражнения и массаж. Если нет никаких особенных указаний от врача, массаж и простые упражнения могут делать родители. В такой массаж обязательно включайте массирование пальчиков на обеих руках, его можно сочетать со знакомыми стишками, например «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», или:
Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Пёсик, пёсик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.
(Легко растираем указанную часть тела.)
Помимо массажа вы можете поиграть с малышом, посадив его себе на колени. Под различные стишки или песни выполняйте определённые действия, такие как в знакомом всем с детства «В ямку бух» или:
Пришёл медведь к броду,
Влез на колоду (сажаем малыша между коленями),
Бултых в воду! (Подкидываем на коленях.)
Уж он мок-мок-мок,
Уж он кис-кис-кис (лёгкие толчки на коленях),
Вылез, выкис, вылез, высох (приподнимаем),
Встал на колоду,
Бултых в воду! (Роняем между коленями.)
Сами пальчиковые игры, безусловно, пока пассивные: вы сами массируете пальцы и ручку ребёнка, например, c известной считалочкой «Мы делили апельсин» или с такими словами:
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький
Этот пальчик толстячок.
Ну а вместе — кулачок.
Улитка
Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
В домике она сидит,
«Улитка» раскачивается из стороны в сторону.
Рожки высунув, молчит.
Ползет вперед по столу.
Вот улиточка ползет
Потихонечку вперёд.
«Улитка» заползает на «цветочек». «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).
На цветочек заползет
Лепесточки погрызет.
Рука «улитка» «втягивает рожки» (сворачивается в кулак).
Рожки в голову втянула,
«Цветочек» (вторая рука) закрывается, пряча «улитку в бутоне».
В домик спряталась, заснула.
Этапы разучивания игр
Для правильного выполнения пальчиковой гимнастики нужно соблюдать последовательность действий, чтобы процесс был максимально интересен и доступен для восприятия ребенка.
В первую очередь, взрослый должен показать игру на своем примере, посадив ребенка рядом. После этого нужно взять ручку ребенка, и помогая ему, показать игру еще раз, самому при этом проводя манипуляции с пальчиками.
Теперь можно перейти к следующему этапу, и вместе, одновременно сыграть в выбранную игру. При этом, взрослый должен четко проговаривать текст.
Далее, ребенок уже сам выполняет упражнение (если необходима помощь – вы ее оказываете), и произносите текст.
И последний этап, самый интересный для ребенка. Малыш сам делает пальчиковую гимнастику и проговаривает стишок, по необходимости вы подсказываете ребенку, и помогаете, если он запутался или сбился.
Развитие пальцев рук
Сегодня уже совершенно точно установлено, что развитие речи ребенка зависит от уровня развития мелкой моторики у ребенка. Чем более совершенны движения пальчиков ребенка, чем более они соответствуют возрастным нормам, тем более правильной будет его речь. Именно поэтому тренировке движений кистей и пальцев рук уделяется в дошкольном возрасте столько внимания. Упражнения для мелкой моторики:
- способствуют развитию артикуляции;
- влияют на готовность руки к письму;
- тренируют мышление ребенка, стимулируя кору головного мозга.
Очень важно начинать такие занятия как можно раньше. Пальчиковые игры для самых маленьких рекомендуется делать с 2-3 месяцев
Сначала взрослый помогает малышу, делая движения за него, а к 3-4 годам дети уже отлично справляются с такими задачами сами.
КАРТОТЕКА СЧИТАЛОК
картинка сайт http://basik.ru
Мы делили апельсин, много нас, а он один.
Эта долька для ежа, эта долька для чижа.
Эта долька для утят, эта долька для котят.
Эта долька для бобра, а для волка кожура!
Он сердит на нас беда! Разбегайтесь кто куда!
Раз у нашего Степана караулил кот сметану.
А когда настал обед, кот сидит-сметаны нет.
Помогите-ка Степану-поищите с ним сметану.
На златом крыльце сидели: царь, царевич, король,
Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?
Говори поскорей не задерживай добрых и честных людей.
Чтобы дом построить новый, запасают тес дубовый.
Кирпичи, железу, краску, гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом, начинают строить дом.
Катилось яблочко по огороду, и упало яблочко прямо в воду-бульк!
За стеклянными горами стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка-дружок, сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три, а водить то будешь ты!
Шла коза по мостику и виляла хвостиком.
Зацепила за перила, прямо в речку угодила.
Кто не верит-это он, выходи из круга вон!
Мы по лесенке бежали и ступенечки считали.
Раз, два, три, четыре, умножаем на четыре.
Делим, делим на четыре — получается четыре.
Первинчики, другинчики, летали голубинчики.
По утренней росе, по зеленой полосе.
Там яблоки, орешки, медок, сахарок, поди вон, в уголок!
Летала кукушка мимо сада. Поклевала всю рассаду.
И кричала «Ку-ку-мак, раскрывай один кулак!»
Конь ретивый с длинной гривой, скачет, скачет по полям,
Тут и там, тут и там! Где проскачет он — выходи из круга вон!
Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети.
И кричали «Кук! Мак! Убирай один кулак!»
Сидит белка на тележке, продает она орешки,
Лисичке-сестричке, воробью, синичке. Мишке толстопятому,
Заиньке усатому, кому в платок, кому в зобок, кому в лопаточку»
Гори, гори. ясно, чтобы не погасло. Стой подоле гляди в поле-
Едут там трубачи да едят калачи.
Погляди на небо — звезды горят, журавли кричат, раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
Бомба взрывается игра начинается. В начале игры: раз,два, три,
Огонь пали!
Курочка-протатурочка. Кукушка-рябушка. Сели, горели, за море летели, за морем горка, на горке дубровка. В дубровке царица,
Красная девица, медок, сахарок, поди вон – королек!
Шел баран по крутым горам, вырвал травку. Положил ее на лавку.
Кто ее возьмет – тот и вон пойдет!
Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох.
Уродился он густой, мы помчались, ты – постой!
Ходит свинка по бору, рвет траву-мураву.
Она рвет и берет и в корзиночки кладет, этот выйдет, вон пойдет!
Эй, Ванюша, посмотри- мы пускаем пузыри: красный, синий, голубой, выбирай себе любой!
Аты-баты шли солдаты, аты-баты на базар.
Аты-баты, что купили, аты-баты самовар.
Белки зайцев угощали, им морковку подавали.
Все орешки сами съели, а тебе водить велели.
Жил в реке один налим, два ерша дружили с ним,
Прилетели к ним три утки по четыре раза в сутки.
И учили их считать-раз, два, три, четыре, пять!
Тили-тили, тили-бом,
Сбил сосну зайчишка лбом.
Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить!
Снова будем мы считать: раз, два, три, четыре, пять!
Петушок, петушок, покажи свой кожушок!
Кожушок горит огнем, сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять, невозможно сосчитать…
Завтра с неба прилетит синий, синий, синий кит.
Если веришь, стой и жди, а не веришь-выходи!
У Литейного моста я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко, съела его кошка.
Помогали два кота-вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу? Выходи из круга!
Раз-два-синева! Три-четыре-солнце в мире!
Пять-шесть-речка есть! Семь-восемь-майки бросим!
Девять-десять-загораем! Целый месяц!
Среди белых голубей скачет шустрый воробей,
Воробушек-пташка, серая рубашка, откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей!
Катилось яблоко мимо сада. Мимо сада, мимо града!
Кто поднимет, тот и выйдет!
Упражнение «Волшебный шарик» для разогрева кистей рук
Познакомимся с методом «Су-джок», который используют специалисты в коррекционной работе.
Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины.
«Су-джок» шары — это маленькие,колючие, массажные шарики с двумя колечками внутри.
Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз.
С помощью такого массажёра происходит:
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Коррекция произношения.
- Развитие звукового и слогового анализа слов.
- Активизация словаря.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие психических процессов.
- Развитие цветовосприятия.
- Развитие пространственно-временных представлений.
Вы представляете, сколько пользы от такого маленького «волшебного шарика» по очень приемлемой цене!
Обязательно попробуйте дома, а чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал:
Что зимой мы любим делать?В снежки играть,На лыжах бегать!На коньках по льду кататьсяИ с горы на санках мчаться!
Что дает пальчиковая гимнастика?
- Развивает мелкую моторику.
- Стимулирует развитие речи ребенка.
- В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
- Выступает отельным видом игрового занятия.
- Объединяет в играх со старшими детьми.
- Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.
Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.
Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.
Пальчиковые игры
Помогает пальцевая гимнастика для развития памяти и речи. В данном случае с малышом можно начать заниматься следующими стишками.
Пример 1
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики малышу, начиная с большого); Будем листья собирать (руки сжимаем и разжимаем в кулачки); Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины (загнуть по одному с большого); Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём (средним и указательным пальцем руки пойти по столу).
Пример 2
Есть игрушки у меня (похлопать в ладоши): Паровоз и два коня (сжать в кулачки и похлопать ими), Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход (загибают пальцы), Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе (повторяют первые движения с хлопками в ладоши и кулачками)? Как узнать? Помогите сосчитать!
Пример 3
Как у нашей кошки (загибать пальчики, начиная с большого) На ногах сапожки (большим и средним идут по столу). Как у нашей свинки (повторяют вышеуказанные движения) – на ногах ботинки. А у пса на лапках – голубые тапки. А козлёнок маленький надевает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки!
Пример 4
Прилетела к нам вчера (помахать руками) Полосатая пчела (загнуть пальчик для каждого насекомого). А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза (большим и остальными пальчиками сомкнуть круг и поднести к глазам). Пожужжали, полетали (помахать кистями рук) От усталости упали (уронить ладони на стол).
Пример 5
Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши), Продаёт она орешки (хлопаем кулачками). Лисичке-сестричке (делаем перечисления загибами), Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок (похлопать в ладоши), Кому в зобок (похлопать в кулачки), Кому в лапочку (похлопать в ладоши).
Пример 6
Раз, два, три, четыре, пять (попеременно ударять по столу указательными пальчиками рук), Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальцами). Шёл неспешно, по привычке (средним и большим пальчиком идут по столу), А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить!» (попеременно по столу бьют ладонями и кулачками) Дождь вздохнут тихонько: «Ох!» И ушёл (хлопать в ладоши). Газон засох (ритмично похлопать по столу).
Пример 7
Выпал снег на порог (медленно опустить кисти ладонями вниз на пол – не менее 2-х раз). Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк (ладонями показать, как печь пирог), Ручейком пирог утёк (убежать по столу, имитируя ноги средним и большим пальцем руки). Пироги себе пеки Не из снега – из муки (еще раз показать, как печь пирог).
Пример 8
Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями из стороны в стороны), Ветер листики считал (загибать пальчики по очереди): Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзы – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку (опустить руки ладонями вниз на стол).
Пример 9
Мы делили апельсин (показать руками, как делят апельсин). Много нас (растопырив пальцы, показать все 10 ладонями от себя), А он один (левую руку опустить, а на правой показать только один палец). Эта долька – для ежа (загибать пальцы по очереди). Эта долька – для стрижа. Эта долька – для утят. Эта долька – для котят. Эта долька – для бобра. А для волка – кожура (сделать рукой бросок). Он сердит на нас – беда (сжатые в кулаки руки прижать к груди)!!! Разбегайтесь – кто куда (разбежаться по столу, хаотично отбивая пальцами)!
Пример 10
Эта птичка – соловей (поочередно загибать пальцы), Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. Эта птичка – злой орлан (скрестить руки, сделать плавные движения полета птиц). Птички, птички, по домам (помахать руками)!
Пальцевая гимнастика для развития памяти и речи играет огромную роль в развитии малышей. Основная задача родителей донести их до крохи, превратив все занятия в интересное времяпрепровождение, забаву, которую можно выполнять в любом месте. Занимайтесь с маленькими и любимыми вам малютками, чтобы они достигли высот быстро и резво.
Упражнение «Фигуры из пальцев»
Самый классный вид упражнений для пальчиков — это театр теней!
Тут идёт сочетание статических упражнений и динамических.
Огромный плюс в том, что не просто объединяются движения, а задействованы именно две руки.
Начните с простых фигур.
- Зайчик — рука в кулачке, указательный и средний палец подняты вверх — знакомо?
- Гусь — большой палец внизу, остальные прижаты вместе, сверху . Усложняйте — собачка, кошка…..
Итак, пальчиковые игры – это уникальный способ развития ребенка. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Так же такие игры влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.
Часто играете со своим ребёнком в пальчиковые игры?
Возрастные рамки
Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.
Общие правила пальчиковых игр:
Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом
Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.
Стихи для изучения частей тела и лица
Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.
Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
***
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.
***
Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
***
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
***
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
Пальчиковые игры для детей – видео
На этом видеоматериале наглядно демонстрируются разные упражнения по пальчиковой гимнастике для деток 1-3 лет. Показано, как малышка повторяет за мамой, как правильно играть моменты из стишков, чтоб ребенку было интересно.
Пальчиковые игры, или пальчиковая гимнастика, – увлекательное занятие для мамы и малыша. Развивается мелкая моторика рук, стимулируется речевой аппарат, малыш смотрит, как мама выговаривает слова, и учится их повторять. Если заниматься с ребенком еще и лепкой, рисованием и другими играми, в которых участвуют маленькие ручонки, походы к логопеду вам не страшны!
Для родителей, которые интересуются методиками раннего развития, не лишним будет прочитать о методиках: Домана, Монтессори или Никитиных.
Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше
Около двух лет дети постепенно начинают сами повторять показанные движения. Существуют потешки, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.
Например:
Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)
И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (трём ладошки).
Вот так, вот так
Надо лапоньки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (прыгаем или трясём кроху на коленях).
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Когда дети начнут повторять за вами движения, переходите к более сложным занятиям. Малышам 2–4 лет начинают нравиться игры не только в исполнении родителей, но и в записи.
Хома-хомка-хомячок (надуваем щёки),
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт (потягиваемся),
Щёчки моет, ушки трёт (трём соответствующие части тела).
Подметает дом, оградку («подметаем»)
И выходит на зарядку.
Раз-два-три-четыре-пять (делаем зарядку).
Хомка хочет сильным стать (показываем бицепсы).
Для осени:
Тихий, тихий, тихий дождик (садимся на пол и стучим по нему ладошками).
Дождик, дождик кап-кап-кап.
А потом сильнее дождик (быстрее стучим).
Дождик, дождик кап-кап-кап.
Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим).
Гром, гром, гром (хлопаем в ладоши).
В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясём ими).
И тишина тс-с-с, тс-с-с (подносим палец ко рту, как будто показываем «тише»).
Вдруг силою ветра сменилась она (поднимаем ручки вверх и качаемся).
И вот снова дождик, тихонько,
Ты слышишь? (Снова стучим ладошками по полу тихо.)
Закапал, закапал, закапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет,
Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро).
Для зимы:
Мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепить (делаем вид, что лепим снежки).
Птичек крошками кормить (пальцы щепоткой, будто крошим хлеб).
А ещё с горы кататься (одной ручкой проводим по другой от плеча вниз),
А потом в снегу валяться (поворачиваем ладони из стороны в сторону).
Все в снегу домой пришли (отряхиваем с себя снег),
Съели суп и спать легли (подкладываем ладони под голову).
Для весны:
Наши алые цветки (ручки соединены в форме тюльпана)
Распускают лепестки (пальчики «распускаются»).
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет (покачиваем кистями).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (пальчики «закрываются»),
Тихо засыпают,
Головой качают (покачиваем сжатыми пальцами).
Для лета:
Пять маленьких рыбок
Играли в реке (сложенные ладони колышутся, как будто плывут),
Лежало большое
Бревно на песке,
И рыбка сказала:
«Нырять здесь легко!» (Переворачиваем ладони с боку на бок.)
Вторая сказала:
«Ведь здесь глубоко». (Качаем соединёнными ладонями.)
А третья сказала:
«Мне хочется спать!» (Поворачиваем ладони на бок.)
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать. (Дрожь в руках.)
А пятая крикнула:
«Здесь крокодил! (Ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.)
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!» (Быстро убираем ладони.)
Не заставляйте ребёнка заучивать слова и движения, ежедневное повторение поможет ему запомнить их без давления.
Пальчиковые упражнения – несколько полезных идей
от победителей конкурса нашей Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!»
Татьяна Смирнова.
1. Игра «Спираль» для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
Игра «Спираль»- носит соревновательный характер — чья бабочка раньше доберётся до цветка. «Не ползёт и не бежит — над цветком она кружит. За витком идёт виток — вот и села на цветок!» Идею этой игры Татьяна взяла из книги «Логопедические игры с мячом» Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.
Игра сделана из ситца с синтепоновым наполнителем. Спираль — из шерстяных ниток крючком. Цветок и бабочка выполнены из клеенки и украшены пуговицами и бисером. По спирали можно катать шарик разными пальчиками.
2. Пособие – дорожка со съемными буквами.
Прокатывая мячик ребёнок читает слова то в одну, то в другую сторону. Примеры слов: казак потоп, мадам, комок, заказ, топот, доход.
Мария Трагарюк. Огородик.
Лепка – это занятие, которое очень хорошо развивает пальчики. Вот какой огородик из самозатвердевающего пластика вылепила Мария с дочкой. Макет – огородик для игр.
Ольга Маханева. Ведерко для пальчиковых игр с прищепками и мозаикой.
С другими работами и идеями участников Мастерской Вы можете познакомиться в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (фотоальбомы группы).
О том, как развить ручную умелость у детей и подготовить руку к письму Вы узнаете из статьи » Подготовка руки к письму» — система упражнений, тесты, задания
Еще интересные идеи для развития мелкой моторики детей Вы найдете в статьях сайта:
Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие»- своими руками
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Основные принципы проведения пальчиковых игр
Все детки за редким исключением очень любят игры, их проведение основывается на том, что ребенок любит повторять все за взрослым. Малыш с интересом будет наблюдать за всем, что вы делаете, и попытается повторить то, что будет слышать во время таких игр.
Чтобы занятия принесли максимум пользы следует соблюдать одно простое условие – это регулярность в их проведении. Сотрудники дошкольных учреждений должны играть с детками в пальчиковые игры каждый день, для этого достаточно пяти минут.
Во время занятий необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не переключался на другую деятельность.
Игры для ребят 2-3 лет
Такие игры задействуют не только пальчики. Участвует запястные, локтевые и плечевые суставы. Делайте упражнения вместе с малышом – и ему приятно, и вы разомнетесь. Мы подобрали пальчиковые игры для детей в картинках.
Совушка-сова, колпак
При выполнении упражнения «Совушка» задействованы руки, плечи и шея. «Колпак» дополнительно развивает координацию, можно попросить малыша проделать это простое упражнение с закрытыми глазами для большей пользы.
Царев двор
Объясните каждое движение малышу, как указано на картинке. Так он будет понимать, что и зачем он делает, и упражнение станет увлекательнее. Тренируются плечевые, локтевые, запястные суставы.
Кулачок
Попробуйте выполнить упражнение с ребенком сначала при помощи одной руки. Потом сделайте его обеими, синхронно. Стимулирует координацию, развивает внимательность.
Обзор пальчиковых игр для детей
Таких игр великое множество, всех не пересчитать. Мы приведем лишь малую долю того, что существует в современном мире, для удобства поделив игры по возрастам.
Игры для деток до года
Человечек
Возьмите ручки ребенка и прикладывайте его пальчики по очереди к глазкам, бровкам, ушкам, щечкам, носику и губкам, сложите вместе ручки, дотроньтесь до ножек.
Можете называть части лица и тела, к которым приложили пальчики, а можете рассказать потешку: Глазки, бровки, ушки, щечки, Носик, ротик, оборотик. Пальцы, ножки, огуречик. Вот и вышел человечек.
Стенка
Все действия выполняйте ручками ребенка. Стенка, стенка (похлопайте по щекам). Потолок (погладьте лобик). Две ступеньки (потрогайте губки). Дзынь – звонок (нажмите на носик).
Пальцы
Все время в такт словам хлопайте в ладоши. Полетела птичка-мать Малышам жуков искать. А птенцы сидят в гнезде, Мамочку зовут весь день.
Игры для годовалых малышей
Сорока-белобока
Как в нее играть, знают все. А вот стишок: Сорока-белобока печку топила. Сорока белобока кашку варила. Сорока-белобока деток кормила: – Этому дам, и этому дам, И этому дам, и тому дам. А вот этому не дам. Он дрова не рубил, И печь не топил, И воды не принес, И получит гулькин нос.
Кузница
Вы можете делать это ручками малыша или предложить ему повторить за вами. Куй, куй сапожок (стучите кулачком по ладони). Подай, мама, молоток (поменяйте руки). А не дашь мне молотка (снова меняем). Не подкую сапожка (опять меняем ручки).
Замок
Сцепите пальцы рук. Малыш должен повторять за вами. На дверях у нас замок (покачать замком из рук). Кто открыть его бы смог? (Пожмите плечами. Малыш вряд ли повторит, но ему будет весело.) Постучали (стучим ладонь о ладонь, не разжимая пальцев). Покрутили (покрутите руками). Растянули и открыли (слово «открыли» нужно выделить, расцепить руки и как можно шире развести их в стороны).
Такие упражнения можно проделать для потехи, позже ребенок сам с удовольствием их повторит, рассказывая стишок про мишку:
Основные выводы
Одно из простых и эффективных средств для развития речи детей – пальчиковые игры. Их можно применять, начиная с первых месяцев от рождения ребенка. Зоны коры головного мозга, отвечающие за речь и движения пальцев, находятся рядом.
Для стимуляции пальчиков используют игры-потешки, игры с резиновыми игрушками, игры с водой и песком, рисование, лепку, аппликацию из крупы и макарон.
Старшие дошкольники стимулируют нервные рецепторы на пальцах, играя с бумагой показывая теневой театр, занимаясь домашним рукоделием, рассказывая стихи руками.
Для коррекции речевого развития можно применять комплексы пальчиковой гимнастики, предназначенные для раннего возраста. Существует простой и удобный тест М. А. Поваляевой для измерения уровня развития мелкой моторики, который можно провести в домашних условиях.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее