Аутизм у ребенка: как распознать и что делать

Самые частые симптомы расстройства

Типичные симптомы для синдрома Ретта – мышечные и двигательные нарушения. Мышцы находятся в гипертонусе или же, наоборот, теряют его. В этом случае у ребенка развивается неправильное положение тела, прогрессирует частичные параличи и нарушение координации. Например, девочки скрещивают ноги во время ходьбы.

Синкинезии – патологические сокращения мышц, возникают вслед за произвольным движением: простая улыбка способна вызвать резкий взмах ногой. Такое явление постепенно приводит к повреждению суставов, сухожилий и связок, провоцирует ортопедические нарушения. Последние проявляются во всевозможных деформациях и также очень часто сопровождают таких детей. Среди них выделяют вывих тазобедренного сустава, провоцируемый малой подвижностью.

Статическая деформация стопы чаще развивается из-за нарушенного мышечного тонуса. Распространенной считается патология под названием «конская стопа», связанная со снижением подвижности голеностопного сустава. Ее можно узнать по пятке, которая не достигает земли, стопа при этом смещается кнаружи или вовнутрь. Причина патологии – гипертонус икроножной мышцы.

Сколиоз – боковое искривление позвоночника, который провоцирует массу проблем у таких пациентов: деформации суставов и костей, боли во время ходьбы, в стоячем или сидячем положении, утрата способности передвигаться. Сколиоз грудного отдела вызывает легочную недостаточность. Появляются также проблемы с пищеварением.

У детей с синдромом Ретта наблюдается повышенное слюнотечение. Но это происходит не из-за избытка количества слюны, а потери способности сглатывать ее.

Нарушение питания может развиваться из-за частых приступов тошноты. Она появляется на любые аспекты питания: на определенный продукт, его температуру, на способ приготовления. Так, ребенок способен отрицательно реагировать на пищу, поданную кусочками, или на комочки в блюде.

Постоянная тошнота провоцирует отказ от питания, а значит, потерю в весе.

Плохое сглатывание слюны, которая регулирует кислотность в желудке, и повышенное внутрибрюшное давление вызывают желудочно-пищеводный рефлюкс, то есть забрасывание содержимого желудка в пищевод. Это чревато такими последствиями, как воспаление стенки пищевода, респираторные инфекции.

Малоподвижный образ жизни, неврологические расстройства, неправильное питание провоцируют возникновение запоров у детей с синдромом Ретта. Они носят тяжелый характер, поскольку способны вызывать закупорку кишечника и сильные боли.

Повышенное слюнотечение, тошнота, рефлюкс снижают потребление ребенком пищи и даже развивают на нее негативную реакцию. В результате этого ребенок теряет в весе. Этот процесс стоит строго контролировать, поскольку он чреват истощением.

Другое тяжелое расстройство связано с работой дыхательной системы, развивающееся вплоть до приступов апноэ. Это явление настолько часто среди детей с синдромом, что нередко стает причиной их гибели.

Важными патогномоничными признаками синдрома считаются проявления аутизма. Именно из-за них заболевание изначально считали одной из форм этого расстройства, а в настоящее время относят к болезням аутистического спектра.

Аутистические признаки проявляются в отстранении от окружающего мира, в том числе и от родственников. Ребенок замыкается в себе, может не откликаться, когда его зовут. Предпочитает одиночество. Дети боятся чужих людей и непривычных ситуаций.

Лицо такого ребенка становится похожим на каменное. Взгляд блуждающий или устремлен в одну точку. Поведение часто непредсказуемо: случаются приступы неутомимого смеха или плача. Склонны к самоповреждениям: царапают кожу, кусают пальцы, вырывают волосы.

Как лечат нарушения слуха у детей

Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.

Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.

При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.

Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.

При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.

Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.

Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.

Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать

Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.

Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка

Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.

Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог

Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.

Степени и формы детского аутизма

Головной мозг постоянно получает и анализирует информацию, поступающую от органов чувств. При аутизме восприятие этих сигналов мозгом нарушено. Одни из них воспринимаются, как слишком интенсивные, другие остаются практически не замеченными. Из-за нарушения сенсорного восприятия, дети с аутизмом не могут полноценно взаимодействовать с внешней средой.

Все поведенческие навыки ребенок получает через общение со взрослыми. Поэтому аутизм у детей неизбежно приводит к отставанию в развитии даже при его легкой степени, когда интеллектуальные и речевые способности не нарушены. Еще большее отставание наблюдается при тяжелых формах аутизма.

По степени тяжести детский аутизм условно можно поделить на 4 группы:

1. Полная отрешенность от окружения и отсутствие любых интересов. Отсутствие речи (невербальность). Неуправляемое поведение. Это самая тяжелая форма аутизма.

2. Активный уход от внешней среды, общение только с близкими, приверженность к строгому распорядку и стереотипному поведению. Попытка нарушения привычного распорядка вызывает агрессию и аутоагрессию — причинение себе физических повреждений.

3. Погруженность в аутистические интересы. Аутизм у ребенка выражается в зацикленности на узких интересах, игнорированию другой информации. Такие дети повторяют один сюжет в играх, склонны к стереотипному поведению.

4. Сильные затруднения во взаимодействии с внешним миром, особенно в социальных навыках. Это самая легкая степень аутизма. Такие дети отличаются высокой уязвимостью, зависимостью от чужих оценок, они избегают общения при ощущении малейшего дискомфорта.

Своевременная диагностика аутизма и систематическая грамотная коррекция детского аутизма позволяют улучшать состояние любого ребенка, помогая ему продвинуться от тяжелых стадий аутизма к более легким.

Сложности отцовства

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

Причины появления аутизма

Вопрос о причинах развития этой патологии у детей вообще и у каждого больного ребенка в частности на консультативных приемах задают чаще всего. Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются.

Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса. Отвечать же на вопрос о причинах аутизма в каждом конкретном случае значительно сложнее. Права родителей на максимально полную информацию по этому поводу никто не оспаривает, но что это даст с практической точки зрения? Знание о том, что в одном из предшествующих поколений произошло изменение (мутация) определенного гена, ничего не изменит. И не поможет малышу. Не лучше ли отбросить прошлое и направить все усилия в настоящее и будущее, на более полную социальную адаптацию ребенка?

Симптомы аутизма у детей 4 лет

РАС встречается примерно у 1 из 54 детей и в четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Многие дети с аутизмом проявляют симптомы к 12-18 месяцам, в то время как некоторые симптомы становятся более очевидными с возрастом. 

Различия в вербальном общении

У детей с аутизмом может быть иной стиль вербального общения, чем у их сверстников. Например, ребенок с аутизмом в 4 года может:

  • не откликаться на свое имя
  • говорить монотонным голосом
  • постоянно повторять слова или фразы
  • иметь трудности с двусторонней связью
  • быть склонным интерпретировать информацию буквально, не неспособен понять шутки или сарказм

Различия в невербальной коммуникации

Дети с аутизмом участвуют в невербальном общении иначе, чем сверстники. 

  • Им трудно установить зрительный контакт
  • Не склонны указывать на примечательные вещи 
  • Не любят объятий и других видов физического контакта

Различия в игре

  • У 4-летнего ребенка с аутизмом может отмечаться стиль игры, который отличается от сверстников 
  • Ребенок предпочитают проводить время в одиночестве
  • Проявляет сильный интерес и привязанность к определенной игре, игрушке, предмету или теме
  • Имеет сильную склонность к организации и ритуалам, таким как размещение игрушек в определенном порядке или их повторный подсчет
  • Имеет проблемы с игрой воображения
  • Имеет трудности с пониманием общепринятых правил поведения, что может привести к неадекватному поведению
  • Трудно поддерживает дружеские отношения

Другие поведенческие различия

Повторяющиеся формы поведения, такие как:

  • качание
  • вращение
  • царапание
  • включения и выключения
  • гиперактивность
  • импульсивность

Могут наблюдаться эмоциональные всплески, особенно в ответ на:

  • сенсорную перегрузку
  • вторжение в личное пространство
  • изменение в распорядке дня

Аутизм у детей: признаки, которые должны насторожить

Как было сказано выше, при постановке диагноза РАС учитывается совокупность признаков поведенческих реакций. Родители должны обратиться за врачебной консультацией, если они заметили, что:

  • ребенок избегает какого-либо контакта – не смотрит в глаза, отторгает телесные прикосновения, избегает объятий и поцелуев. Его эмоции скупы или не адекватны происходящему, а взаимодействие с окружающими людьми практически отсутствует. Характерно, что на значительные внешние раздражители реакций почти не бывает, а на мелкие – возможны неадекватные, вплоть до агрессии;
  • речевое развитие происходит с задержкой или с нарушениями. С одной стороны, аутизм может сопровождаться задержкой появления речи, когда ребенок с трудом осваивает даже слоговые слова. С другой стороны, нередки ситуации, когда малыш вполне может связно выражать мысли, повторять длинные тексты, при этом отказываясь от вербального общения. Однако существуют общие признаки, присущие и тем и другим: использование других местоимений вместо «я», повторяющееся воспроизведение услышанных словосочетаний (эхолалии);
  • при посещении детского клуба или даже на уличной площадке малыш испытывает трудности социального общения. Ребенок не нуждается в компании, прекрасно себя чувствует наедине с собой. Обычно происходит изоляция его в коллективе, поскольку трудности с выражением собственных эмоций и распознавание чужих не дают ему контактировать со сверстниками;
  • ребенок повторяет и повторяет одни и те же движения. Стереотипность поведения проявляется в повторе действий от самых простых до сложных. Он может раскачиваться, прыгать или кружиться на месте, включать и выключать кран с водой, расставлять предметы в определенном порядке. 

Пройдите тестТревожность ребенка
Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Характерные черты

Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.

Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности — иногда просто гениальные — к рисованию, музыке, конструированию. Они носят название «островков знания», а тех, кто ими обладает, называют «учеными аутистами». Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе и не интересуют ребенка.

Коррекционная работа

Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить. Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей.

В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности. Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:

Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе

Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.

Детям-аутистам трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям

Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.

Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем, именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.

Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда в образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но «коррекцию всей жизнью». Это, прежде всего, касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).
Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.

Из практики специалистов

Конечно же, никакие глубокие теоретические выкладки и советы не сравнятся по силе убеждения с конкретным случаем из реальной жизни. Поэтому в заключение хочется привести такой вот показательный пример. Мальчика Алешу привели на консультацию в возрасте 1 год и 11 месяцев с подозрением на детский аутизм. Речи у него фактически не было (1-2 нечетких слова без обращения), обращенную речь он не понимал, навыками опрятности не владел, в поведении отмечалось много различных стереотипных действий. При этом у некоторых родственников ребенка отмечены аутистические черты.

Вначале было проведено несколько диагностических занятий, в ходе которых постоянно уточнялись как особенности нервно-психического развития, так и общее состояние здоровья: в частности, мальчика консультировали детский психиатр и невролог. Консультация показала наличие признаков органического поражения мозга, что было подтверждено специальным исследованием — магнито-резонансной томографией, позволяющей сканировать и выявлять органическую патологию органов и систем организма. У ребенка была обнаружена киста (полое образование с жидким содержимым) в ткани мозга.

Электроэнцефалография (графическая регистрация нервных импульсов мозга) выявила наличие очага патологических импульсов в мозге, провоцирующих судороги. Была назначена противосудорожная терапия. Индивидуальная коррекционная программа была ориентирована в первую очередь на формирование навыков опрятности, далее — на развитие понимания речи и звучащей речи, и организацию поведения.

По окончании диагностического периода (около двух месяцев) родителям была дана соответствующая программа и инструкции по ее выполнению. Родители выполняли ее очень тщательно, при необходимости получали дополнительные консультации. Уже через месяц у ребенка сформировались навыки опрятности, в настоящее время он хорошо понимает обращенную речь (в близком возрастной норме объеме), появились обращение, простые фразы.

Мальчик стал более контактным и активным, любит заниматься. Проблем остается еще много, но прорыв уже произошел, и специалисты считают, что это, прежде всего, заслуга родителей

Комментируя этот случай, хочется обратить внимание, что работать с малышом начали достаточно рано, не дожидаясь уточнения диагноза, и родители активно, тщательно и последовательно выполняли все рекомендации специалистов. Хотя коррекционную работу с ребенком проводила в основном, только мама (папа очень занят на работе), положительный эффект — налицо

Всем родителям аутичных малышей хочется пожелать: не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления от болезни. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, — это вера в успех терпение, целеустремленность и, конечно же, любовь к своему ребенку.

Общее описание

Аутизм — это психическое расстройство, характеризующееся недостатком социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Часто данное состояние манифестируется ещё до достижения ребенком 3-х лет. Если же симптоматика выражена в «стертой» форме, то данный вид нарушений рассматривают как расстройства аутистического спектра.

Статистика аутизма свидетельствует, что в популяции примерно один из каждых 170 жителей планеты имеет те или иные признаки аутизма, безотносительно страны проживания и социального статуса. У мальчиков расстройства аутистического спектра наблюдаются вчетверо чаще, нежели у девочек, однако у последних чаще сопровождаются умственной отсталостью. Аутизму сопутствуют органические изменения в головном мозге, он неизлечим и служит причиной снижения уровня интеллектуального развития. Какие-то характерные поведенческие особенности для этих людей нетипичны, так как определяются конкретной формой данной патологии у каждого больного.

Причины возникновения диспраксии

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.

Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:

  • Задержки физического развития.
  • Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
  • Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
  • Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
  • Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
  • Ребенок плохо играет в мяч.
  • Имеются трудности в письме и рисовании.
  • Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
  • Нестабильная и вялая осанка.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Причины развития детского аутизма

Аутистическим расстройствам больше подвержены мальчики — у них эти нарушения встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. По последним данным, расстройство аутистического спектра в среднем диагностируется у каждого 50-го мальчика и 250-ой девочки. Существует мнение, что предрасположенность к аутизму может наследоваться. Совпадение этого диагноза у однояйцовых близнецов составляет 90%. У родных братьев и сестер аутиста вероятность развития этого заболевания в детстве составляет 15-20%.

Ученым пока не удалось установить причины аутизма у детей. Среди предполагаемых причин чаще встречаются следующие факторы:

  • наследственность или вновь образовавшиеся генные мутации;
  • органические повреждения центральной нервной системы;
  • негативное влияние загрязненной окружающей среды тяжелыми металлами, пестицидами, фенолами, электромагнитным излучением и т. п;
  • болезни и приемы запрещенных веществ матерью на ранних сроках беременности;
  • травмы головы, в том числе родовые;
  • осложнения после вирусных и бактериологических инфекций.

Известны случаи, когда родители начали замечать признаки аутизма у ребенка 2-3 лет после прививки вакциной КПК (корь, паротит, краснуха). Однако зависимость развития аутизма от вакцинации не нашла подтверждения в исследованиях. Ученые связывают такие случаи либо со случайными совпадениями, либо с тем, что прививка лишь ускорила развитие аутизма у детей, у которых он проявился бы в любом случае.

Типы и тяжесть аутизма

Существуют различные типы и степени тяжести РАС, и это может повлиять на ребенка по-разному.

Расстройство аутистического спектра — это термин, который включает в себя:

Аутистическое расстройство, распространенные симптомы которого включают в себя:

  • языковые задержки
  • необычные интересы и поведение
  • умственную отсталость

Синдром Аспергера отличается от аутистического расстройства тем, что не вызывает задержки в речевом и когнитивном развитии. Вместо этого состояние может проявляться неуклюжестью и трудностями в невербальном общении и социальном взаимодействии. В то время как синдром Аспергера теперь классифицируется как часть РАС, некоторые предпочитают идентифицировать себя как имеющих синдром Аспергера, а не как аутистов.

Обычно лечение ведется одновременно по трем направлениям:

1. Коррекция нарушений поведения. В зависимости от того, какие аутизм симптомы имеет в конкретном случае, с ребенком могут заниматься специальные педагоги, дефектологи и другие специалисты.

2. Медицинская и психологическая помощь.

3. Семейная терапия. Совместные психологические беседы помогают родителям лучше понять своего ребенка.

Родителям детей аутистов необходимо также посещать психотерапевта, поскольку лечение больного ребенка очень тяжелый труд, который не прекращается на протяжении всей жизни ребенка. При своевременном обращении к специалистам больше шансов адаптировать аутиста к жизни в обществе. Успешность социальной адаптации во много зависит от тяжести аутистического расстройства и наличия сопутствующих заболеваний, но при правильном психолого-педагогическом подходе можно значительно улучшить состояние ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector