Нарушения поведения и психические расстройства у детей

Содержание:

Диагностика Расстройства поведения у детей:

При диагностике информацию важно получать из нескольких источников. Поскольку поведенческие проблемы могут возникать только в одной среде – дома или в школе

Дифференциальный диагноз требует отличать расстройство поведения у детей от таких диагнозов:

Расстройство адаптации

Симптомы при данном диагнозе появляются сразу после пережитого ребенком стресса, такого как тяжелая утрата (смерть родственника, например), развод родителей, усыновление/удочерение, жестокое обращение или нанесение тяжелых увечий. Симптомы при этом длятся менее полугода после окончания стрессовой ситуации или ее последствий.

Гиперактивность

Гиперактивность часто путают с расстройством поведения у ребенка. Гиперактивные дети не проявляют открытого неповиновения, намеренного антисоциального поведения, агрессии по отношению к окружающим людям и предметам.

Нормальность

Небольшие отклонения от принятых в обществе норм – показатели нормального развития ребенка. Просто у воспитателей и родителей могут быть завышенные ожидания по отношению к малышу.

Субкультурное отклонение

Некоторые дети и подростки считаются антисоциальными, но не сильно проявляют агрессию, поведение не слишком вызывающе. В субкультурах (например, группках молодых людей, где одобряют курение или ношение оружия) адаптированы хорошо.

Аутистические расстройства

Часто данные расстройства проходят с проявлением деструктивного поведения и вспышек гнева.

Оценка

Специалисты детально выясняют тяжесть и частоту вызывающих, агрессивных и антисоциальных поступков приблизительно за 30 последних дней. Также выясняют у родителей о внимании и активности ребенка, а также о его импульсивности. Хотя импульсивность может указывать также на гиперактивность или обычные проблемы с поведением при нормальности ребенка. Собирают данные об эмоциональных симптомах, в особенности таких как печаль и несчастное состояние. Часто печаль может быть обусловлена обстоятельствами, что часто повторяются – такими как недостаточная оценка ребенка матерью, например. Потому до причин можно добраться при интервьюировании ребенка с глазу на глаз.

Следует учитывать чуткость мамы и папы по отношению к настроениям и потребностям ребенка, учитывают ли они их, и насколько учитывают. Также фиксируют эмоциональный настрой родителей и их отношение к ребенку. Также важна оценка от учителей: способен ли ребенок концентрировать ребенок, насколько он усидчив, какие отношения с одноклассниками и другими детьми и пр.

Поведенческие расстройства

подросткового возраста отличаются особой вариативностью и полиморфизмом проявлений. Наиболее распространенным вариантом ПР, в особенности дезадаптирующий подростков на социальном и образовательном уровне, выступает так называемый гебоидный синдром, характеризующийся болезненным заострением и искажением эмоционально-волевых особенностей личности, свойственных пубертатному возрасту (патологический пубертатный криз).

Клиническая картина гебоидного синдрома определяется грубыми расстройствами поведения, несоответствующими врожденному характеру подростка, с появлением грубости, враждебности, нетерпимости, склонности к асоциальным и антисоциальным поступкам, выраженным расторможением и извращением примитивных влечений (сексуальная раскрепощенность, алкоголизм, наркомания и т.д), утратой или ослаблением высших нравственных установок (утрата табу, социальной дистанции, извращение понимания границ добра и зла).

Гебоидный синдром приоритетно встречается в инициальном или манифестном периодах шизофрении и расстройства шизофренического спектра, вследствие чего требует обязательного наблюдения и лечения у врача психиатра.

Симптомы по возрастам

Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам

Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.

Общие симптомы дислексии:

проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
нежелание читать вслух, писать и т.д

Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.

Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией

При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.

Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.

В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.

В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.

Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.

У вас появились симптомы дислексии?
Точно диагностировать заболевание может только врач.
Не откладывайте консультацию — позвоните по телефону

+7 (495) 775-73-60

Нарушения и их причины по алфавиту:

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

нарушение психическое у детей —

Гораздо более часто встречающаяся проблема, чем олигофрения или другие психические проблемы.
При психическом нарушении дети не испытывают стойкого и необратимого процесса нормального развития, но у них проявляются задержки и отставание в развитии.
Большинство случаев психического нарушения у детей обнаруживают в возрасте 7-8 лет – при поступлении в школу проявляется недостаток обычных для сверстников знаний, быстрой истощаемости интеллектуальной деятельности и предпочтение игровых интересов у ребенка.
Дети с психическими нарушениями отличаются хорошей сообразительность в рамках уже имеющихся у них знаний, они эффективно используют помощь взрослых – в этом их отличие от детей, страдающих олигофренией.

При каких заболеваниях возникает нарушение психическое у детей:

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи).
Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:
1) ошибками воспитания;
2) определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Зачастую оба эти фактора действуют одновременно, поскольку взрослые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе не знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями

Очень важно поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно с психологом не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.
Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше

Своевременность психологической помощи – главное условие ее успешности и эффективности.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение психическое у детей:

ПсихиатрПсихологПеринатолог

Вы заметили психическое нарушение у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Другие виды нарушений на букву «п»:

  • нарушение памяти
  • нарушение памяти у детей
  • нарушение патопсихологическое
  • нарушение пигментации
  • нарушение пигментации кожи
  • нарушение питания
  • нарушение пищеварения
  • нарушение плацентарного кровотока
  • нарушение плацентарное
  • нарушение плодово плацентарного кровотока
  • нарушение плодового кровотока
  • нарушение поведения
  • нарушение поведения у детей
  • нарушение познавательных процессов
  • нарушение потенции
  • нарушение походки
  • нарушение проводимости сердца
  • нарушение процессов реполяризации
  • нарушение процессов реполяризации желудочков
  • нарушение психики
  • нарушение психических процессов
  • нарушение психического здоровья
  • нарушение психического развития
  • нарушение психического развития у детей
  • нарушение психическое
  • нарушение психосоматическое
  • нарушение пуринового обмена

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Психопатии и их причины

Что происходит с детьми в возрасте 12-16 лет, почему иногда ранее спокойные дети начинают себя вести неадекватно?

– Изменения в психике подростка связаны, прежде всего, с гормональной перестройкой организма, с наступлением периода полового созревания. Перестройка нервной системы ребенка вызывает личностные расстройства, которые называются психопатиями. Психопатии бывают трех видов:

  • Шизоидные, шизотипические, параноидные;

  • Пограничные, антисоциальные, нарцисстические, истерические;

  • Зависимости по типу уходов (замыкание в себе, алко и наркозависимости, дромомания), одержимость какой-то идеей, пассивно-агрессивные, когда ребенок подавляет в себе эмоции.

Причин таких расстройств несколько.

Первая группа причин конституционального характера (психогенные), то есть главную генетическую роль играют биологические факторы. В то же время «дурная» наследственность может проявить себя только в определенных ситуациях. Если жизненный кризис продолжается длительное время, то вероятность возникновения конституциональной психопатии наиболее высока.

Вторая группа причин – так называемые, органические психопатии. Их основой является приобретенная после рождения вследствие травм или инфекционных заболеваний органическая недостаточность, минимальная мозговая дисфункция (ММД). Это локальное повреждение головного мозга, которое выражается в незрелости высших психических функций в том или ином возрасте и проявляется в поведенческих, речевых и двигательных реакциях ребенка. Распространенным примером ММД является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка речевого развития (ЗРР), дисграфия (нарушение письма), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение навыков счета).

Третья группа – «краевая», определяется влиянием среды на развитие ребенка. К этой группе относятся типы воспитания: гиперопека, гипоопека, педагогическая и социальная запущенность, безконтрольность и безнадзорность ребенка. Также причиной возникновения психопатии в подростковом возрасте может стать травмирующая ситуация в семье, например, жесткое воспитание, развод родителей, смерть близкого.

Чаще всего возникновение той или иной психопатии обусловлено рядом вышеперечисленных причин. Например, у ребеночка были наследственные предпосылки, к ним присоединилась ММД и негативное влияние среды по типу педагогической запущенности.

Можно ли «перерасти» психические расстройства

Почему многие подростки, которые в детстве бунтовали против произвола родителей, во взрослом возрасте признают свои прошлые действия бессмысленным бунтом? Правда ли, что психическое здоровье таких взрослых начинает нормализоваться само по себе?

Далеко не все готовы разбирать свои детские травмы, более того: в нашей культуре силен культ семьи. Многие люди, отрицающие семейные ценности, — это люди, которые сталкивались с домашним насилием в своей семье.

Мысли о негативном детском и подростковом опыте могут вытесняться, а неприятные чувства — отрицаться. Но психические заболевания, появившиеся в детстве, не исчезают без последствий: длительное нахождение в небезопасной среде может привести к гормональному сбою и увеличивает вероятность возникновения подобных заболеваний в будущем, а так называемое улучшение может оказаться следствием посттравматического стрессового расстройства.

Очень часто пережитые в детстве психические травмы влияют на характер человека, делая его более импульсивным и раздражительным или, наоборот, вялым и безразличным к происходящему.

Рискованные формы поведения

Многие формы поведения, связанные с риском для здоровья, такие как употребление психоактивных веществ или рискованное сексуальное поведение, берут свое начало в подростковом возрасте. Рискованные формы поведения могут быть как неудачными попытками справиться с проблемами психического здоровья, так и негативным фактором, имеющим тяжелые последствия для психического и физического благополучия подростка.

В 2016 г. распространенность тяжелого эпизодического употребления алкоголя среди подростков в возрасте 15-19 лет во всем мире составляла 13,6%, представляя наибольшую угрозу для мальчиков и юношей.

Особую обеспокоенность вызывает также употребление табака и конопли. Конопля – наиболее распространенный наркотик среди молодежи, который хотя бы раз употребляли 4,7% молодых людей в возрасте 15-16 лет в 2018 году. Многие взрослые курильщики попробовали свою первую сигарету в возрасте до 18 лет. 

Совершение насилия представляет собой рискованную форму поведения, которая может повышать вероятность низкого уровня образования, травматизма, вовлечения в противоправную деятельность или смерти. В 2016 г. межличностное насилие было признано второй по значимости причиной смертности юношей старшего подросткового возраста. 

Причины возникновения заболевания у ребенка, подростка

Нервно-психические расстройства у детей могут возникать в результате воздействия многих внешних и внутренних факторов. Поспособствовать появлению проблемы могут биологические, психологические, физиологические, социопсихологические и другие причины.

Генетическая предрасположенность

Психические заболевания детей, обусловленные генетическим сбоем, являются наиболее опасными, т.к. из-за невозможности устранения первопричины нельзя вылечить имеющуюся патологию. Нередко генетические заболевания, способные вызвать нарушение психического и умственного развития, передаются по наследству.

Возможно появление поврежденных генов через несколько поколений, поэтому даже если у родителей нет никаких симптомов, они могут выступать носителями и передать болезнь своему ребенку. Опасность генетически обусловленных патологий кроется в том, что они могут проявиться даже в дошкольном возрасте.

Ограниченность умственных способностей

Дети, имеющие ограниченные умственные способности с рождения, требуют большего внимания со стороны взрослых для усвоения учебного материала. При отсутствии должного внимания на изначально ограниченные умственные возможности накладывается еще и педагогическая запущенность.

Повреждения головного мозга

Часто детские психические расстройства являются результатом врожденных или приобретенных повреждений головного мозга. Патология структуры тканей мозга может быть результатом перенесенных внутриутробных инфекций, а также родовых травм. Кроме того, спровоцировать повреждение головного мозга у ребенка могут:

  • энцефалит;
  • менингит;
  • ВИЧ;
  • краснуха;
  • интоксикация ртутью;
  • отравление растительными ядами и т.д.

Нередко повреждения мозга у детей проходят бесследно при направленном лечении, но возможны и остаточные явления в виде нарушений психики.

Вредные привычки у родителей

Если у одного или обоих родителей на время зачатия было патологическое пристрастие к алкоголю, табакокурению или наркотическим веществам, это может негативно отразиться на здоровье ребенка. Особенно опасно наличие вредных привычек у женщин, вынашивающих младенца.

Постоянные конфликты

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье может негативным образом отразиться на психике ребенка. Многие дети стараются не показывать взрослым своих истинных эмоций и отношения к происходящему, таким образом часто переживая и виня себя во всех конфликтах. Эмоциональное выяснение отношений между родителями опасно для детей всех возрастов.

Поспособствовать появлению психических нарушений у детей может проживание в социально-неблагоприятных условиях, в т.ч. если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами.

Детская психика может быть сильно нарушена, если у родителей наблюдается тяжелый развод. Взрослые нередко вовлекают своих детей в имеющиеся проблемы. В такой обстановке ребенок находится в постоянном эмоциональном напряжении, что может негативным образом отразиться на его развитии.



Лечение расстройства психики у мужчин

Среди мужчин чаще всего встречаются острые и органические виды расстройства психики, которые требуют более серьезного и длительного подхода к лечению. Психозы, шизофрения, зависимость от запрещенных препаратов и маниакальные припадка – с этими болезнями встречается более 40% мужского населения. По статистике ВОЗ мужчины гораздо реже признают наличие у них психических расстройств, нежели женщины.

Лечение расстройства психики у мужчин происходит под постоянным наблюдением у профессионального психотерапевта. Наиболее эффективное лечение достигается только при его комплексности, то есть сочетания медицинских препаратов с техниками и упражнениями, которые построены на прямой беседе больного и доктора.

Что провоцирует / Причины Расстройства поведения у детей:

Влияние биологических родителей, согласно исследованиям, меньше, чем влияние приемных. Среди факторов риска – природная склонность к трудному темпераменту и неблагоприятная окружающая среда. В развитии антисоциальной личности и преступности у взрослых генетические влияния играют большую роль.

Провоцирует расстройство поведения у детей ближайшая окружающая среда и более широкая среда.

Ближайшая окружающая среда

  1. Психическое расстройство отца или матери
  2. Родители-преступники
  3. Воспитание ребенка

На формирование расстройства поведения у ребенка влияют разлады между родителями, враждебность, направленная на малыша, недостаток теплого отношения, внимания и участия. Это может быть как ответом на поведение ребенка, которое не нравится родителям, так и причиной такого поведения. Также имеют роль непоследовательная дисциплина и недостаточный надзор, которые влияют на то, что ребенок не может выучить социальные правила и подчиняться им. Важен также противоположный аспект – слишком суровая дисциплина – когда ребенку не дают права голоса и права выбора, наказывают за малейшие проступки.

Образцы взаимодействия родитель-ребенок

Мелкозернистый анализ Паттерсона (1994 год) выявил, что деструктивное поведение ребенка усугубляется, если оно дает ему возможность получить больше внимания, избежать неприятных требований или чаще поступать по-своему.

Сексуальное насилие

Более широкая среда

Школьное влияние

Негативно на ребенка влияют, вызывая расстройство поведения, плохо организованные и недружественные коллективы, низкие моральные принципы преподавателей, высокая текучесть кадров.

Более широкие социальные влияния

До сих пор точно не выяснено, являются ли перенаселенность, плохое жилье и бедность района факторами причины или маркерами других семейных или социально-экономических переменных. Расстройства поведения у детей и подростков возникают чаще в районах, где они получают почет и славу за воровство, ношение оружие, прогуливание уроков, где котируется насилие, применяемое к более слабым и младшим.

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Побочные действия

Почему важно психическое здоровье?

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), например, только в 2012 году покончили жизнь самоубийством около 804000 человек. Уровень смертности от самоубийств увеличился в период с 2000 по 2012 год на 9%. Начиная с этого момента, с каждым годом эта цифра растет в среднем на 100000 человек. На каждую смерть приходится несколько попыток самоубийства. По данным ВОЗ, значительная часть самоубийств является результатом депрессии или тревожных расстройств, число которых также неуклонно растет за последние годы.

Увеличивается также употребление психоактивных веществ. 5,9% всех смертей в 2012 году были связаны с употреблением алкоголя. Кроме того, по оценкам исследователей, в 2013 году 27 млн человек страдали психическими расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами, почти половина из которых была наркоманией.

Наркомания

В свете приведенных выше данных очевидно, насколько важно психическое здоровье. К сожалению, иногда мы все еще можем столкнуться с информацией о том, что психические расстройства – это фантастика и с ними не следует бороться, потому что это пустая трата времени

Такой подход рискует недооценить растущую проблему, которая имеет далеко идущие последствия не только для здоровья отдельных людей, но, и следовательно, для всего общества.

Симптомы Расстройства поведения у детей:

Симптомы синдрома расстройства поведения у детей меняются по мере взросления. У тех, кто помладше, проявляются признаки оппозиционно-вызывающего расстройства. Эти признаки крайне редко проявляются у детей, не подверженных расстройству поведения.

Критерии оппозиционно-вызывающего расстройства по DSM-IV

На протяжении полугода должно проявляться минимум 4 признака из ниже описанных:

  1. Ребенок часто спорит со взрослыми
  2. Ребенок часто «выходит из себя»
  3. Ребенок часто переносит вину на другого человека
  4. Ребенок часто обижается
  5. Ребенок часто отказывается подчиняться правилам и выполнять требования взрослых
  6. Ребенок часто выявляет негодование или гнев
  7. Ребенок часто целенаправленно досаждает окружающим
  8. Ребенок часто мстительный или злобный

Критерии расстройства поведения по DSM-IV

На протяжении года у ребенка с расстройством поведения выявляются минимум 3 признака из тех, что указаны ниже:

  1. Уничтожает чужие вещи или любую другую собственность
  2. Угрожает, задирается или запугивает других детей и взрослых
  3. Часто провоцирует драки и потасовки
  4. Проникал в чужие жилища или автомобили
  5. Применял в драках серьезное оружие
  6. Лжет и обманывает других
  7. Проявляет физическую жестокость по отношению к людям
  8. Проявляет физическую жестокость по отношению к животным
  9. Часто не появляется ночью дома, никого не предупредив
  10. Участвует в кражах с применением физической силы
  11. Убегал из дома с ночевкой дважды
  12. Склонял кого-либо к действиям сексуального характера
  13. Часто прогуливает школу, начиная с возраста до 13 лет
  14. Поджигал что-либо, имея цель причинить ущерб другому человеку

Сопутствующие признаки

Психиатрические симптомы:

— гиперактивность

Комбинация невнимательности, беспокойства, общей чрезмерной активности, импульсивности.

— сниженное настроение

У 1/3 детей с расстройством поведения фиксируют несчастливость, печаль и подобные эмоциональные симптомы. Часто это приводит к депрессии, умышленному нанесению вреда самому себе, попыткам суицида.

Неудачи в учебе

У многих детей с расстройством поведения низкие оценки в школе, низкие оценки их уровня работы. Часто имеются специфические дефициты обучения. Тестирование показало, что у 1/3 детей с расстройством поведения имеется специфическое расстройство чтения. И наоборот – примерно у 1/3 детей со специфическим расстройством чтения обнаруживают расстройство поведения. Обнаружено три причины таких закономерностей:

  • деструктивное поведение может негативно связываться на процессе обучения
  • дети, что неспособны понимать поставленные задачи и участвовать в занятиях, могут стать деструктивными в результате фрустрации.
  • как деструктивность у ребенка, так и проблемы с чтение, могут стать результатом гиперактивности или неподдерживающего недоброжелательного воспитания или других третьих факторов.

Плохие межличностные отношения

Деструктивные дети часто имеют низкую популярность в группах одногодок, часто они не имеют постоянных друзей. Такие дети проявляют плохие социальные навыки – не только с одногодками, но и и со взрослыми людьми. Им трудно стать полноценными участниками игры и принять все её правила. Плохие взаимоотношения со сверстниками указывают на неблагоприятный исход. согласно Международной классификации болезней МКБ-10, расстройство поведения может быть двух типов: социализированный и несоциализированный. Их делят в зависимости от того, есть у ребенка отношения с другими детьми или нет.

Существует небольшой процент детей с расстройством поведения, у которых бывают постоянные друзья, у них присутствуют альтруистические мысли и поступки, они способны ощущать раскаяние и вину, могут заботиться о других детях и взрослых. Таких детей относят к социализированному расстройству поведения, они меньше участвуют в антисоциальных поступках: приеме алкогольных напитков, прогулах, кражах, драках и проч.

Дети: наследственные психические расстройства

Для начала стоит перечислить психические заболевания предположительно генетического происхождения, среди которых:

  • Дисграфия, дислексия, дискалькулия (специфическая неспособность к обучению или специфическое расстройство развития учебных навыков)
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
  • Аутизм
  • Маниакально-депрессивный психоз
  • Шизофрения

Вся сложность выявления того или иного заболевания состоит в определении отвечающего за него гена и участка хромосомы. Но это не единственная сложность. Каждый ген сопровождают эпигенетические единицы, которые также несут определенную информацию, но не меняют сам ген. Эпигенетические изменения также могут передаваться из поколение в поколение, и иногда (при определенном стечении обстоятельств) могут проявиться на биохимическом уровне, и стать причиной тех же психических отклонений.

Способ, которым пользуются генетики для выявления «гена-нарушителя», а именно молекулярно-генетический анализ, тоже несовершенен. В лучшем случае он позволит выявить гены-мутанты, возможно влияющие на психические отклонения

Именно поэтому с большой осторожностью стоит относиться к очередным открытиям гена алкоголизма, агрессии, асоциального поведения, гениальности.

Дети выступают в качестве относительно подходящего объекта для исследований генетиков, выявить нарушения психических факторов немного легче, чем у взрослых.

Причины неврастении

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы. 

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector