Мастер-класс «деление слов на слоги. перенос слов»

Содержание:

Правила деления на слоги в русском языке

В нашем языке делить слова на слоги значительно проще, чем в английском, так как нет непроизносимых гласных. Главным принципом является: сколько гласных букв в слове – столько и слогов. Например, деление на слоги «язык», происходит так «я-зык», в слове два слога, но при переносе слово станет неразрывным слогом и его нельзя будет переносить.

Слог может состоять из одной (если это гласная) и больше букв. Если в нем более одной буквы, то начинаться он будет обязательно с согласной, то есть будет прикрытым. Например, имя «Юлия» делится «Ю-ли-я», а не «Юл-и-я».

Когда в слове подряд стоят несколько согласных (не имеет значения парные это или нет), они будут относиться к следующему слогу — будут создавать прикрытый слог. Например, «о-бре-че-нный», первая буква «е» притянула к себе сочетание «бр», однако следующая «е» смогла притянуть к себе «ч», чтобы получился прикрытый слог, а «ы» досталось парное буквосочетание «нн».

Однако если буквосочетание начинается с сонорного (мь, м, ль, л, нь, н, рь, р, й), то данный звук относится к предыдущими гласному («ва-лерь-ян-ка»). Кроме случаев с парными сонорными («ка-пи-лляр»), которые, как и любые парные согласные, не разделяются.

Если в слове попадаются сочетания согласных, которые звучат как один звук (например, «тс»/«тьс», который произносится как или «зж» — длинное ), то разъединять их нельзя, они целиком относятся к следующему слогу: «мы-ться». Но стоит заметить, что в данном случае деление на слоги и правила переноса слов будут кардинально отличаться. Тот же пример «мыться» при делении для переноса будет выглядеть таким образом «мыть-ся».

В русском языке большинство слогов открытые и, как правило, находятся в средине слова («Ма-ри-на» ). Закрытые слоги почти всегда находятся в окончании («Вла-ди-мир»). Исключением являются закрытые, которые заканчиваются на непарный сонорный звук («Я-май-ка»), они могут находиться в средине слова.

Что такое слог?

Прежде, чем приступать к решению вопроса, как объяснить ребенку деление на слоги, прежде всего, нужно в доступной форме дать ему само понятие слога. Нужно сказать, что весь процесс обучения желательно организовать в игровом формате, и при этом изначально длительность занятий не должна превышать 10 минут. Позже их можно постепенно увеличивать, доведя до получасового периода.

Слог — это минимальная произносительная единица в языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков. Объясняя малышу, что такое слог, спросите у него, можно ли поделить печеньку или шоколадку на кусочки. Скажите, что слова так же можно делить на небольшие кусочки, разделяя их небольшими паузами. А из этого следует, что слог – это кусочек слова, складывая которые можно легко научиться читать.

Для наглядности ребенку можно предложить потренироваться делить слова на части, используя одно несложное упражнение, которое называется «Ладошка под подбородком». Проговаривая громко и четко слова, они быстро овладеют навыками беглого деления на слоги.

Сочетания гласных (диграфы)

Диграфом называется сочетание двух букв, которые произносятся как один звук. В случае гласных это может быть долгий, краткий звук или дифтонг. Во многих старых англо-саксонских словах, произношение которых менялось в течение сотен лет, сохранились такие диграфы: thief, boil, hay, boat, straw. Например, у слова thief такая история:

  • Древнеанглийский язык: thēof
  • Древнефризский язык: thiāf
  • Древнесаксонский язык: thiof
  • Древневерхненемецкий язык: diob
  • Древнескандинавский язык: thjōfr
  • Готский язык: thiufs

В таких словах множество исключений, поэтому единственный способ — заучивать их постепенно и систематически.

Слог вида «гласная + r» (III тип)

Особенности:

  • Последние буквы слога: (согласная) + гласная + «r».
  • В данном виде английского слога все звуки долгие и в транскрипции имеют особое обозначение в виде «:».

Примеры чтения третьего типа:

Буква «A» – barge – баржа, bazar – ярмарка-маскарад под восточный базар, guitar – гитара.

Буква «O» – pork — свинина, torque – крученое металлическое ожерелье, orc – орк.

Буква «E» – erne – орлан-белохвост, therm – единица теплоты, fern – папоротник.

Буква «I» – pirn – катушка, smirch –грязное пятно, kirn – праздник урожая.

Буква «Y» – myrrh – ароматическая смола, myrtle – мирт, Mr. Byrd – господин Бёрд.

Буква «U» – spur – шпора (на обуви), blur – пятно, concur – происходить одновременно.

Образование слогов

Слово состо­ит из зву­ков, при­чём эти зву­ки все раз­ные. Самыми звуч­ны­ми явля­ют­ся глас­ные, кото­рые на пись­ме обо­зна­ча­ют­ся буквами:

а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я

Каждый глас­ный звук мож­но про­из­не­сти на выдо­хе одним толч­ком воз­ду­ха. В силу сво­ей звуч­но­сти глас­ные явля­ют­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они обла­да­ют спо­соб­но­стью обра­зо­вать слог в оди­ноч­ку, напри­мер в нача­ле мно­гих слов:

  • а-ир
  • о-кно
  • у-хо
  • е-нот
  • я-щик

Согласные зву­ки менее звуч­ные. Они состо­ят из шума или из мини­маль­ной доли голо­са и шума. Согласные при­со­еди­ня­ют­ся к глас­ным и вме­сте с ними обра­зу­ют зву­ко­вой отре­зок сло­ва, кото­рый про­из­но­сит­ся на одном выдо­хе, — слог.

Произнесём сло­ва по слогам:

  • до-мик
  • са-лат
  • ру-ка
  • ли-цо
  • кры-са

Запомним!
Гласные явля­ют­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щи­ми в сло­ве. Не быва­ет сло­га без глас­но­го звука.

Если обобщить правило более доходчиво:

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл … , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Иногда возможно несколько вариантов деления на слоги, если выполняется правило восходящей звучности для неначальных слогов. Пример: паль-ма, па-льма, ведь-ма, ве-дьма.

Еще момент

При слогоразделе обращайте внимание, как слово произносится, а не как пишется, потому что зачастую звонкие согласные в речи произносятся глухо, и наоборот, и это повлияет на согораздел. Тут же станет понятно, почему ь не влияет на слогораздел

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Как тренировать ребенка

Итак, дошкольник научился читать

Пришло время обратить внимание на скорость словосложения, чтобы укладываться в нормативы техники чтения в школе. Используйте следующие упражнения для повышения темпа воспроизведения отрывков вслух

Чтение слоговых таблиц

Таблицу можно распечатать в большом размере, нажмите на картинку и скачайте её:

Эффективное средство перехода от слогового к пословному чтению. Если проводить тренировки регулярно, будущий первоклассник будет складывать слова из слогов автоматически.

Читайте таблицы столбиками (вертикально), на каждую по 30 секунд на начальном этапе. Записывайте потраченное время в дневник, отмечайте прогресс. Через 7–10 дней дошкольник должен подойти к такому результату: 3 таблицы за 30 секунд, то есть практически выучит их наизусть. Тренируйтесь каждый день 2 раза.

Волна

Положите книгу на стол перед ребенком, текст должен быть небольшой. Пусть прочитает в удобном для него ритме. Затем разверните учебник на 90°, попросите прочитать отрывок или весь текст. Потом расположите ее вверх ногами, повторите задание. Объем текста увеличивайте постепенно.

Чтение отрывками

Упражнение подходит для детей со средним или быстрым темпом речи. Задача родителя или педагога: максимально улучшить результат. При выборе тренировочного текста учитывайте технику чтения на данный момент и прибавьте к результату 30 слов. Если дошкольник читает 20 слов, дайте текст на 50 единиц, если 30 слов — на 60 единиц.

Тренировка состоит из трех этапов. Сначала ребенок прочитает заданный отрывок без задания, в привычном для него ритме. Затем старается уложиться в 1 минуту, использует две попытки. Увеличивайте количество слов в отрывке, когда дошкольник спокойно, без усилий справляется с поставленной задачей. Тренировку проводите каждый день 2 раза (утром, вечером).

Пересказ прочитанного текста

Это задание полезно ученикам с любым ритмом чтения. Учите пересказывать прочитанное по абзацам, затем по странице, потом полностью. Если детсадовец читает совсем медленно, по слогам, воспроизводите текст сами вслух. Пусть расскажет, что услышал и понял. Затем прочитает самостоятельно.

Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги

К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв

Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные

Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.

Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками

Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.

Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).

У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.

Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы

Беглое чтение для дошкольников

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

Уроки грамоты и обучение чтению

На уроках по обучению чтению важно предлагать детям упражнения
для подготовки руки к процессу письма. Это графические игры и графические
задания, которым предшествует гимнастика для пальцев

Пальчиковая гимнастика – это
самые простые упражнения, построенные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании
кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений
– укрепить мышцы кисти, снять их лишнее напряжение, снять дрожание руки. В результат
выполнения графических упражнений ребята учатся:

а) свободно направлять движения по размаху, степени нажима на
карандаш, по ритму;

б) ориентироваться на листе бумаги;

в) представлять линии различных направлений безотрывным движением
руки.

Не следует предлагать ребенку писать элементы букв или сами буквы,
мелкие графические элементы, т.к. это требует точности выполнения и не маленьких
волевых усилий.

Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров
. Прописывание на линии группы контурных изображений (сливы, яблоки, желуди
и др.) создает навык следованию строки, сбережение размера фигуры, размножение изображения.
Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради

Важно, чтобы каждое
графическое упражнение имело свое название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев»,
«Самолеты» и т.д. Такое образное соотнесение дает возможность детям за контуром,
видеть предмет, развивает фантазию, творчество, сложную кропотливую работу по организации
графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника

В уроках по обучению грамотре предстоит включать элементы
имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии

Учитывая сложность материала,
использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес
дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В представленных
методических сценариях занятий включен сказочный персонаж Карандаш

Этот герой связан
с понятием «грамота», «письмо». Его задачи на занятии разнообразны: знакомит детей
с новым материалом, играет с ними в обучающие игры, допускает «ошибки», которые
дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.

На уроках по обучению грамотре следует уделять внимание
интонационной живописности речи

Важно научить ребенка выделять интонационно
звук в слове, слово в предложении. Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства

Воссоздание мелодики речи, навыков постановки
ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного
чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли
и чувства.

Статья была посвящена теме «Слоги 1 класс».

Другие статьи с сайта «Обучение чтению дошкольников«

  • Бесплатные игры
    обучающие чтению
  • Развивающие для детей
    онлайн
  • Игры онлайн детям 4 года
  • Смотреть онлайн когда
    ждешь ребенка
  • Игры детские бесплатно
  • Детские игры

Чтение по складамБуквыПрописьКнижкиАнглийскийСтатьиЛогопедияПамятьМузыкаРисованиеСчетВниманиеВоображениеОбучение дошкольников чтениюПодготовка детей к школе

Зачем их изучают?

Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.

Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?

  • Ребенок совершенствует фонематический слух, понимает, как согласная становится твердой, а как мягкой. Например, в слоге «НО» «Н» твердая, а в «НЯ» – мягкая.
  • Закрепляется соотношение звуков и букв. Диван читается как «ДИ-ВА-Н», а не «ДЭ-И-В-А-Н».
  • Автоматизируется слогослияние (слогослияние – это слияние букв в слог). Ребенок читает «ДА» вместо «Д-А» на автомате, без заминки.
  • Увеличивается скорость чтения.
  • Ребенок может легко написать сложное слово, диктуя его себе по слогам.
  • При изучении слогов слияния практически исключены ошибки с пропуском букв, в отличие от методик чтения, где слова воспринимаются цельно.

Зачем ребенку нужно учиться разделять слова на слоги

Такие школьные предметы, как родной язык и литературное чтение, неразрывно связаны между собой. Их изучение постепенно развивает навыки ученика: расширяет его словарный запас, дает возможность научиться грамотно писать, понятно излагать свои мысли, быстро читать текст и хорошо усваивать суть прочитанного. Конечно, процесс обучения занимает немало времени и предполагает последовательное прохождение нескольких этапов.

Так, когда ребята уже научились писать буквы и читать побуквенно, им предстоит освоить и послоговое чтение

Многие недооценивают важность этого этапа обучения, считая его всего лишь еще одной ступенью к пословному и фразовому воспроизведению текста. Но на самом деле умение делить предложенные слова на слоги существенно влияет не только на скорость чтения, но и на грамотность детей

Когда малыши записывают текст, они проговаривают его про себя, чтобы не допускать ошибок. Но проговаривание по буквам – это слишком долгий и трудоемкий процесс, который больше путает ученика, чем помогает ему писать грамотно. Поэтому педагоги начальной школы рекомендуют именно послоговое повторение. 

Также умение разбивать на слоги необходимо для переноса на следующую строку, проведения звукобуквенного анализа, увеличения скорости воспроизведения текста. Все это делает данный этап одним из важнейших периодов обучения грамоте. Но почему же он так часто вызывает сложности у первоклассников?

Несколько советов для тех, кто хочет научить ребенка читать

Прежде чем приступить к занятиям, убедитесь, что ваше чадо готово к обучению. У него сформирована речь, он может составлять небольшие рассказы. Нет дефектов произношения.

Начинайте с простого, постепенно переходите к сложному. На каждом новом занятии повторяйте материал предыдущего.

Придерживайтесь игровой методики. Она поможет вам привить малышу любовь к чтению и желание учиться.

Занятия по изучению слогов начинайте с простейших сочетаний. Используйте слова, которые знакомы ребенку. Постепенно усложняйте тренировки.

Не ждите от ребенка скорых результатов. Учиться читать он будет постепенно. Для начала дайте ему освоить односложные и двухсложные слова. Подбирайте задания с ними, пока малыш не начнет справляться на «отлично».

Когда с легкими словами будет покончено, попробуйте тренировать чтение целых предложений по слогам. Постепенно увеличивайте объем чтения.

Простые советы, приведенные в этой статье, помогут легко и эффективно научить вашего ребенка читать по слогам. При этом малыш будет проводить время с удовольствием, выполняя игровые задания.

Помимо навыков чтения, будет развиваться память, внимательность, логическое и абстрактное мышление, будет расширяться кругозор ребенка.

Основные правила слогораздела

После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один согласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.

Общие правила корректного слогоделения звучат так:

  • слогообразующими всегда являются гласные звуки;
  • слог не может включать больше, чем один гласный;
  • слог может состоять из одного гласного звука либо  комбинации гласных и согласных; состоящий из двух и более звуков, слог всегда начинается с согласного.

Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух

Открытые и закрытые слоги.

  • Открытые слоги заканчиваются на гласный:  трава , гора ,  корова , молния , весна .  Таких слогов большинство.
  • Закрытые слоги  заканчиваются на согласный : дом , война  , картуз , корпус, желтетьЗакрытые слоги встречаются

    • в конце фонетического слова,
    • в середине слова при стечении двух и более согласных:
      • после ,
      • после непарных по звонкости-глухости  , , , , , , , , за которыми следует парный по звонкости-глухости согласный).

Слова могут состоять из одного открытого слога (да, бра), из двух или нескольких открытых слогов (ра-ма, во-ро-на), из одного или нескольких закрытых слогов (нет, лень, лен-тяй, мой-ка, кон-тей-нер),  из открытых и закрытых слогов (при-рост, во-ди-тель).

Разбиение слова на слоги и количество слогов указываются при фонетическом разборе слова. Деление на слоги производится по фонетической транскрипции, а не по орфографической записи слова, так как слог — это фонетическая единица и характеризует звучащую речь.

Открытые слоги

Поскольку глас­ные зву­ки явля­ют­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щи­ми, они могут орга­ни­зо­вать слог в одиночку:

  • а-дрес
  • у-кор
  • о-тсев
  • и-рис
  • э-ко-но-мить

Гласные обра­зу­ют так­же сло­ги в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми согласными:

  • ру-ка
  • во-ро-та
  • кла-до-ва-я

Причем обра­тим вни­ма­ние, что глас­ный сле­ду­ет за соглас­ным. В силу такой пост­по­зи­ции глас­но­го зву­ка слог мож­но про­из­но­сить доста­точ­но дол­го, тянуть голо­сом или рас­пе­вать. Такие сло­ги назы­ва­ют открытыми.Определение Открытые сло­ги — это сло­ги, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся глас­ны­ми звуками.

Большинство сло­гов в сло­вах рус­ско­го язы­ка явля­ют­ся откры­ты­ми. Если после глас­но­го, обра­зу­ю­ще­го слог, идет соглас­ный или груп­па шум­ных соглас­ных, то они начи­на­ют уже сле­ду­ю­щий слог:

  • о-чаг
  • ра-бо-та
  • ла-дно
  • ко-стри-ще
  • ру-ба-шка

Этому пра­ви­лу сло­го­раз­де­ла не под­чи­ня­ют­ся непар­ные звон­кие соглас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «й», «л», «м», «н», «р».

И теперь нам пора узнать, что такое закры­тые сло­ги в сло­вах рус­ско­го языка.

Закрытые слоги

Непарные звон­кие соглас­ные (сонор­ные) про­из­но­сят­ся с извест­ной долей шума и голо­са. Они обла­да­ют спо­соб­но­стью при­со­еди­нить­ся к глас­но­му зву­ку и закрыть слог в любой пози­ции в сло­ве (в нача­ле, в сере­дине, в конце):

  • ар-ба
  • лей-ка
  • рюм-ка
  • кар-ман
  • по-сыл-ка
  • ман-да-рин

Обратим вни­ма­ние, что за сонор­ным соглас­ным сле­ду­ет звон­кий или шум­ный соглас­ный. И тогда сло­го­раз­дел про­ис­хо­дит меж­ду ними. Так обра­зу­ют­ся закры­тые слоги.Определение Закрытые сло­ги — это сло­ги, в кон­це кото­рых нахо­дит­ся один или несколь­ко соглас­ных звуков.

Все соглас­ные зву­ки в оди­ноч­ку и в ком­би­на­ции с дру­ги­ми соглас­ны­ми обра­зу­ют закры­тые сло­ги в кон­це слов:

  • кисть
  • по-клон
  • у-рок
  • по-езд
  • те-ле-ви-зор

Мягкий и твер­дый знак не обо­зна­ча­ют зву­ка и при­над­ле­жат соглас­но­му, после кото­ро­го они пишут­ся. Слогораздел в таких сло­вах про­хо­дит после этих орфо­гра­фи­че­ских значков:

  • друзь-я
  • ля-гу-шачь-я (кожа)
  • инъ-е-кци-я

Рассмотрим фоне­ти­че­ский состав сле­ду­ю­щих слов и ука­жем в них откры­тые и закры­тые слоги.

Примеры

  • гроздь
  • ша-лаш
  • кро-вать
  • изъ-ян
  • объ-я-ти-е
  • ва-силь-ки
  • серь-ё-зный

Итак, каж­дое сло­во состав­ля­ют откры­тые и закры­тые сло­ги, на кото­рые его мож­но раз­де­лить, если учесть фоне­ти­че­ские особенности.

Зачем нужен слог

Несмотря на кажущуюся простоту, изучением слога многие годы занимались виднейшие ученые-языковеды. Некоторые из них высказывали теории о том, что слог ничего не значит. Однако они ошибались

В отличие от деления слова для переноса, которое помогает грамотно писать, деление слов на слоги не так важно для орфографии. Но от него зависит правильное произношение слов человеком, а это имеет огромное значение при изучении иностранного языка

Так, в английском языке тип слога влияет на произношение гласных букв. В родном же языке это способствует красивой и грамотной речи. Кроме того, не стоит забывать об огромной роли, которую выполняют слоги в стихосложении. Ведь все системы стихосложения опираются на определенные их свойства.

Устные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги

Наглядно продемонстрировать тему помогут следующие упражнения:

  1. Эксперимент со свечой. Зажгите свечу. Сядьте напротив. Произносите громко, активно выдыхая воздух, разные слова. На каждый слог пламя будет колебаться. Посчитайте вместе количество колебаний на каждое слово. Ребёнку также будет интересно самому придумывать слова и подсчитывать количество слогов в них. Поэкспериментируйте: назовите короткие односложные слова, а затем придумайте длинные, от которых пламя будет колебаться много раз.
  2. Хлопки ладошками. Предложите мальчику или девочке на каждый слог в слове хлопать в ладоши. Пусть слова посоревнуются, какое из них соберёт больше аплодисментов.
  3. Пробуем на ощупь. Положите горизонтально выпрямленную руку себе под подбородок. Пусть то же самое проделает ваш маленький учёный. Произносите односложные и многосложные слова. На каждый слог подбородок и рот будут двигаться, а рот раскрываться.
  4. Шагомер. Представьте, что каждый ваш шаг — один слог. Произносите слова и шагайте на каждый слог. Спросите малыша, сколько шагов понадобится, чтобы произнести разные слова. Вначале проделывайте упражнения вместе с ребёнком. А затем пусть учится использовать шаг для измерения количества слогов самостоятельно.
  5. Юный музыкант (строитель, телеграфист). Попробуйте обозначить каждый слог каким-нибудь звуком (ударом по барабану, стуком молоточка), который по нраву вашему ребёнку. Как будут звучать слова?

Для усвоения материала дайте возможность ребёнку измерить слоги шагами, пощупать их руками и создать для каждого слова свои неповтимые мелодии

Особенности слогораздела

Слогораздел в русском языке подчиняется не только закону открытого слога, но и закону восходящей звучности. Суть заключается в том, что слоги в слове расположены по нарастающей: от менее звучного к более. Отсюда вытекает несколько правил. Они подскажут, как правильно делить слова на слоги:

  1. Если в слове встречается согласный, который стоит между двумя гласными, он отходит к последующему слогу (то-пот, пу-ле-мет, вы-вод, и-ко-на, ка-ли-на);
  2. Сочетание нескольких шумных (все согласные, кроме сонорных) относят к следующему слогу (е-зда, ру-чка, мо-ли-тва, ка-ли-тка);
  3. Группа из шумного и сонорного согласных звуков причисляется ко второму по очереди слогу (ва-жный, со-про-ти-вле-ни-е, о-смы-сле-ни-е);
  4. Несколько сонорных согласных, стоящих в одном слове между гласными, относят к следующему слогу (а-лмаз, а-рми-я, по-мню);
  5. В сочетаниях сонорных и шумных между гласными первый звук отходит к слогу, стоящему перед ним (нель-зя, пол-ка, нор-ка, мер-ца-ни-е, вор-си-нка);
  6. Повторяющиеся согласные отходят к слогу, идущему за ними (во-жжи, Ро-сси-я, ко-ло-нна, а-лле-я);
  7. Если в слове встречается «й», стоящий перед сонорным или шумным, он причисляется к предыдущему слогу (мой-ва, лей-ка, ка-на-рей-ка, те-ло-грей-ка).

Запомнить эти правила не сложно, но они помогут вам с легкостью определить, как делить слово на слоги верно.

Что должен знать ребенок для обучения

Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:

  • уметь вести диалог, разговаривать целыми предложениями, точно и правильно формируя собственное желание;
  • знать хотя бы несколько букв и распознавать гласные и согласные звуки;
  • бегло считать в пределах 5, а то и больше;
  • иметь пространственное понятие по поводу «влево» и «вправо».

Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.

Алгоритм выполнения слогораздела

Мы разобрали теорию, которая поможет нам делить слова по слогам. Теперь перейдем к практической части. Успешно определить, сколько слогов в слове, нам поможет простой план:

  1. Выпишите слово, данное в задании, на отдельный лист.
  2. Определите, сколько гласных звуков входит в его состав.
  3. Проведите начальный слогораздел после каждого гласного звука.
  4. Посмотрите, нет ли в слове сложных мест: групп согласных, сонорных или удвоенных звуков.
  5. Если есть, измените границу слога в соответствии с правилами.

Следует помнить, что перенос по слогам и слогораздел не равны друг другу. Перенос слова осуществляется, исходя из морфемного состава слова. Мы не можем отделить букву от приставки или суффикса.

Деление слова по слогам позволяет дробить целые морфемы на части в соответствии с правилами слогораздела. Для примера рассмотрим глагол «поднимать». Для переноса оно будет члениться следующим образом: «под-ни-мать». Деление по слогам будет отличаться: «по-дни-мать».

Открытый слог в английском языке (I тип)

Особенности:

  • В открытом слоге употребляется только одна гласная.
  • Гласная произносится также как и в алфавите.
  • Гласная — последняя буква в слоге.
  • Открытые слоги имеют не более одного согласного между открытым слогом и следующей гласной.

Примеры чтения гласных в открытом слоге:

Буква «A» – fame – слава , baby – ребенок, female – особь женского пола.

Буква «O» – note – заметка, zero – ноль, frozen – замороженный.

Буква «E» – we – мы, behind – позади, uneven – неуравновешенный.

Буква «I» – icy – ледяной, iris – радужная оболочка (глаза), ivory – слоновая кость или кокаин.

Буква «Y» – wry – кривой, apply – обращаться с просьбой, descry – рассмотреть.

Буква «U» – funeral – похороны, museum – музей, universe – мироздание.

Игры для ознакомления детей со слогами

Поиграйте с ребёнком в такие простые игры:

«Друзья». Используйте для этой игры вырезанные из бумаги карточки с буквами или магнитную азбуку. Расскажите, что буквы ищут своих друзей, а когда находят, обнимаются. Покажите, как навстречу друг к другу бегут буквы «Н» и «А», как они обнимаются. Произнесите при этом слог «НА». Покажите другие примеры. Помогите ребёнку самому составить пары из букв (слоги).
«Найди друзей»

Когда гуляете с ребёнком, обращайте внимание на афиши, рекламные объявления, вывески. Ищите буквы, которые дружат

Пусть малыш учится находить как можно больше слогов.
«Перестановка». Учитесь менять слоги местами в словах так, чтоб получались новые слова. Сразу при обучении этой игре используйте наглядные материалы: слоги, написанные на бумаге или выложенные из магнитной азбуки. Со временем можно учить ребёнка проделывать задание на слух. Примеры слов: сос-на, бан-ка, вес-на, ни-тка, ши-на, ло-жа, чай-ка, ра-но, сы-ро, ска-ла, ды-ра, лы-жи.

«Фантазёры». Игра для тех, кто уже хорошо усвоил понятие слога. Ребёнок должен сам придумывать слова, содержащие столько слогов, сколько скажет (покажет с помощью пальцев, магнитных цифр, палочек, прохлопает, простучит и т. д.) взрослый.
«Путаница». Для этой игры подготовьте заранее карточки с напечатанным и написанными на них слогами. С их помощью выкладывайте слова, но слоги меняйте местами (ло-мо-ко — молоко, рень-ва-е — варенье, ла-пи — пила и т.п.). Пусть сын или дочь догадается, в каком порядке их следует расставить. Со временем можно учиться проделывать это упражнение на слух.
«Новичок». Называете пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом. Ребёнок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука — ру-баш-ка, корка — кор-зин-ка, розы — мо-розы, мушка — кор-мушка, ребёнок — же-ребёнок.

Выделение слогов

Ниже описаны общие подходы к выделению слогов в словах для традиционной школы и с углублённым изучением. Подробные материалы с объяснениями и примерами смотрите на странице правил деления слов на слоги.

Традиционная школа

Главное правило обычной школьной программы, на которое ориентируется ребёнок: сколько гласных, столько и слогов. При переносе слов ориентируются на правила: слово переносим по слогам, нельзя оставлять одну букву на строчке. Эти правила известны всем.

При делении слова на слоги можно использовать метод толчков: подставляем ладошку ко рту и чувствуем толчки воздуха при проговаривании слова. Или представляем перед собой свечку: сколько раз пламя колыхнется, столько и слогов. Для некоторых слов с течением согласных такой вариант не всегда подходит.

В разных начальных школах принципы обучения делению на слоги различаются. В одних школах приучают к зрительному делению слова на части — связки гласной + согласной (или гласной + несколько согласных). В других школах учат проговаривать слово с паузами удобным способом. Паузы и создают места деления слогов.

Школа углублённого изучения

В школах углублённого изучения русского языка и в программах институтов разбираются случаи, когда слова переносятся не по слогам, то есть слог переноса не совпадает с фонетическим слогом.

Деление слова на слоги происходит таким образом, чтобы слог произносился по нарастающей: от глухого произношения к звонкому. Поэтому слоги из нескольких звуков всегда начинаются с глухой согласной и оканчиваются гласной. Например: по-чта (но не поч-та), мо-шка (но не мош-ка). Слог может оканчиваться звонкой согласной (сонорной р, л, м, н), звучит которая менее звонко, чем гласная, но звонче глухой согласной. Например: бул-ка, вар-ка.

Правила деления на слоги в английском языке

Как ни странно для английского, в этом языке по вопросу слогов существуют четкие правила.

Подобно русскому языку, количество гласных звуков равняется количеству слогов. Поэтому слово «car» состоит из одного слога, так же как и слово «like», хотя «i» в данном случае означает два звука, а «е» на конце слова вообще немое. Данный пример иллюстрирует второе правило деления на слоги – непроизносимые гласные не могут создавать слоги, так же как и одна гласная в составе дифтонга («speech» — дифтонг «ее» произносится как один звук длинный , и поэтому все слово составляет один слог).

В отличие от русского языка, в английском любые согласные, в том числе и парные, всегда разделяются: «din-ner». Исключением являются диграфы (сочетание нескольких согласных букв, которые произносятся как один звук) «ch», «sh», «th», «wh», «ph».

Согласный между двумя гласными всегда относится к следующей гласной («e-vil»), кроме случая, когда этот согласный является очень коротким («cab-in»).

Согласный перед «le» () притягивает к себе предыдущий согласный: «a-ble», за исключением сочетания «ck» — «tick-le».

Что же касается сложных слов, то тут деление слов на слоги (правило аналогично русскому языку) происходит также по основам («house-boad»). Также можно отделять суффиксы и префиксы («re-write», «teach-er»). При парных согласных, возникших на границе корня и суффикса «ing» из-за добавления этого суффикса («stop-ping»), они разделяются.

Как научиться читать?

В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных

Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector