Как учить детей говорить

Содержание:

Стадии

Если рассматривать развитие речи ребёнка по месяцам, можно выделить несколько этапов:

  • Крик. С момента рождения до 6-8 месяцев.
  • Гуление. От 2 до 5 месяцев.
  • Лепет. От 6 месяца до года.
  • Первые слова. До двух лет.

Эти стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее, именно эта классификация позволяет заметить, если развитие ребёнка отличается от нормального.

Доречевая

У новорождённых уже есть определённые голосовые реакции – крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки – что-то вроде «аэ». Период крика длится около трёх месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.

На втором месяце жизни ребёнок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления, и звуки, которые издают малыши в этот период: «ги», «ге», «эге», «агу». Естественно, звуки не учитывают коррелированность, константность, релевантность и т.п. На третьем месяце ребёнок начинает произносить интонационные звуки.

На пятом месяце появляется лепет

На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование – ребёнок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п

Изначально эти конструкции нестабильны – имеют разную длительность, заменяется последний сегмент (ма-ма-ма-бу).

Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединённых акцентуацией. Звуки обретают константность, ребёнок реагирует на своё имя и вслушивается в речь окружающих.

Предметно относимые звуки. Образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. К 9 месяцам в пассивном словаре ребёнка может быть несколько коротких фраз.

Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.

Дограмматическая

Когда ребёнку исполняется первый год, его речь, как правило, уже включает свои первые чётко произносимые слова, вроде: мама, папа, баба. Что касается понимания слов, то малыш, переживающий догматическую стадию, уже понимает около 30 слов. Его первые слова имеют полисемантическую природу – то есть звучат одинаково, но обозначают самые разные понятия/вещи. Дети испытывают трудности при произношении звукового сигнала, потому понять, что они говорят, трудно. Но благодаря постоянному повторению это постепенно исправляется.

Где-то за три месяца до полутора лет рост словаря замедляется, зато дети продолжают осваивать интонационно-ритмические составляющие речи. Благодаря этому звуки перестают уподобляться. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, и старается уподобить свою речь к услышанному. Но обычно каждое произносимое слово может обозначать целое предложение. Речь ситуативная и эмоциональна (дети могут очень громко кричать и жестикулировать).

К двум годам ребёнок продолжает развивать словарь, включая в него двух- и трёхсложные слова. Сначала говорит слог, на который падает ударение, потом предударный слог и безударный. В итоге большинство слов разобрать очень сложно. Относительно грамматики правильно произносить слоги дети начинают, когда их словарный запас составляет от 50 слов. Здесь начинается следующий этап развития речи.

Усвоение грамматики

Данный этап дети начинают проходить где-то с двух лет. До 2 лет и 2 месяцев детки проходят стадию аграмматизма, когда говорят, не оформляя свою речь грамматически. Далее малыши начинают выделять морфемы и образуют слова, правда, по аналогии с теми, которые уже знают. Предложения становятся трёх- и четырёхсловными. Ребёнок начинает рассказывать обо всём, что видит, рассказывает о своих желаниях и переживаниях. В общем, говорит о многом, но не всегда понятно.

От 2 лет и 3 месяцев до 3 лет ребятки развивают служебный словарный запас. Дети строят предложения из 3-4 слов, а знакомые слова могут употреблять в нескольких грамматических формах. Речь детей качественно видоизменяется благодаря включению в игру. Она становится связной и понятной.

С 3 до 7 лет развивается словарный запас, когда в речи ребёнок может использовать до четырёх тысяч слов. Формируется чувство языка и грамматические навыки. Совершенствуется произношение.

Эти периоды индивидуальны, но у большинства детей развитие речи происходит именно так.

Несколько полезных рекомендаций

Если вы видите, что ваш ребёнок в возрасте двух с половиной-трёх лет уже чётко понимает вас, но при этом отказывается разговаривать и выражает свои желания младенческими звуками «а, давай, не» и др., ни в коем случае не потакайте его капризам. Стимулируйте малыша к тому, чтобы он чётко или хотя бы словом выразил свое желание.

Интересно! Можно ли гулять с ребенком при температуре 37,5?

Если малыш уже дошкольного возраста, и не выговаривает основные буквы (р, л, к), то научить ребёнка говорить буквы л и р сможет только логопед-дефектолог. Хотя специалисты уверяют, что ребенок должен полностью выговорить все звуки к шести годам. Занятия с логопедом проходят по аналогии, представленной на видео ниже.

Что делать если ребенок не говорит

Если у ребенка отсутствуют серьезные патологии, в силах каждого родителя помочь своему малышу начать разговаривать. Ниже приведены рекомендации специалистов, которые помогут разговорить самого молчаливого карапуза.

Советы логопедов

  1. Побуждайте ребенка к общению. Старайтесь больше разговаривать с малышом. Называйте предметы, которые видите вокруг, старайтесь проговаривать ребенку слова медленно и четко.
  2. Старайтесь общаться с ребенком правильно, не коверкая слова.
  3. Поощряйте и хвалите малыша за любые звуки, и пробы произнести слова.
  4. Задавайте открытые вопросы: кто нарисован на картинке? Как зовут эту куклу? Какого цвета эта машина?
  5. Не торопите его с ответом. Дождитесь ответа малыша, не перебивайте его, опережая с ответом на заданный вопрос.
  6. Старайтесь больше читать малышу книги и рассказывать сказки. Это обогатит его словарный запас и будет способствовать речевому развитию.
  7. Пойте простые песенки. Напевание песен вместе с малышом также положительно скажется на развитии его речи.
  8. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Старайтесь уделять упражнениям ежедневно 10-15 минут. Этого времени будет достаточно для того, чтобы малыш научился управлять своими губами и язычком.
  9. Учите малыша правильно дышать. Правильное речевое дыхание поможет ему научиться верно произносить звуки, а затем слова.
    Речевой вдох нужно производить носом, речевой выдох – ртом.

Упражнения для развития речи в 2 года

Дыхательные упражнения.

Эти упражнения помогут сформировать правильное речевое дыхание.

«Подуй на снежинку»

Скатайте из бумаги или салфетки несколько шариков. Предложите малышу представить, что это снежинки. Положите из на ладонь ребенку и предложите подуть на снежинки, так чтобы они слетели с ладошки малыша.

«Бабочка»

Вырежете из бумаги или салфетки бабочку и закрепите ее на нитку. Держите нитку в руке и дуйте на бабочку, так, чтобы она «летала». Попросите малыша подуть на бабочку самостоятельно.

«Кораблики»

Сделайте кораблик из бумаги. Налейте воды в таз или детскую ванночку. Дуйте на кораблик, создавая на воде волны.

Упражнение на развитие артикуляционного аппарата

«Заборчик»

Широко откройте рот, растягивая губы в улыбке, таким образом, чтобы были видны сомкнутые челюсти. Зафиксируйте губы в таком положении на несколько секунд.

Попросите малыша повторить за вами. Чтобы упражнение было веселее выполнять, читайте такой стишок.

Зубки ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

«Слоненок»

Вытяните губы трубочкой, изображая хобот слоненка. Челюсти при этом должны быть плотно сжаты. Задержите губы в таком положении на 5 секунд. Попросите малыша повторить за вами. Покажите ему, как должен быть правильно сомкнут рот и вытянуты губки.

Пока малыш выполняет упражнение, читайте ему стишок.

Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.

Игры на развитие моторики

Простые упражнения на развитие двигательной активности в сочетании с произнесением стишков также хорошо стимулируют речевую активность.

Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.

Итак, если ребенок в возрасте 2 лет не говорит, родителям в первую очередь следует выяснить, есть ли у малыша тяжелые речевые патологии, физиологические или психологические причины нарушения речи

Если таковые имеются, важно обратится к специалистам: логопеду, дефектологу, детскому неврологу

Если малыш лишь незначительно отстает в речевом развитии от сверстников родителям важно обеспечить карапузу развивающую среду и всячески стимулировать его речевое развитие при помощи занятий. Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить

Посмотрите видео, где логопед подробно рассказывает о том, почему ребенок может не разговаривать в 2 года и как ему помочь начать говорить.

https://youtube.com/watch?v=p9jcZ98M_H0

Как отказать в работе

31. Спасибо, но нет.

Иногда, это все, что нужно сказать. Или можете произнести вышеупомянутую фразу, чтобы смягчить ответ. Таким образом, вы благодарите человека, за то, что он к вам обратился, тактично отказывая ему.

32. Используйте мимику и жесты.

Покачайте головой, приподнимите брови, а иногда можно и закатить глаза. Используйте язык тела, чтобы продемонстрировать, что вы говорите серьезно, даже когда отказываете вежливо.

33. Выиграйте время.

Прибегайте к этому в крайнем случае, иначе рискуете тем, что вас завалят просьбами позже. Вы просто откладываете неизбежное, но если вам это поможет, можете произнести: «Дайте мне над этим подумать», «Я проверю свой график и скажу».

34. Я польщен, но нет, спасибо.

Иногда нужно быть признательным за то, что человек попросил вас о чем-то. Например, вам предложили повышение по работе, но вы не хотели этого.

35. Я действительно не должен.

Этот ответ подходит для случаев, когда вы хотели бы сказать «Да», но считаете что вам нужно отказать. Например, когда вам делают неожиданный подарок. Когда вы говорите это, человек, скорее всего ответит, чтобы вы приняли его без всяких сомнений.

38. Это не самый лучший вариант.

Это мягкий способ сказать «Нет», когда, например, вас спрашивает «Подходит ли мне это неоновое платье?». Вместо того, что резко отвечать, скажите, что это не самый лучший цвет и стоит примерить синее платье.

39. М-м-м, нет (сопровождаемое смехом)

Используйте эту фразу осторожно, например, в случаях, когда кто-то просит поработать вас бесплатно или пытается вас оскорбить

40. Я знаю, что вы надеялись не на этот ответ.

Важно признать чувства другого человека, и такой ответ поможет смягчить отказ. Если вы знаете, что человек ждет от вас того, что вы не можете сделать, скажите «Нет» и произнесите эту фразу

Советы психолога

Описанные выше правила на первый взгляд кажутся довольно простыми. Но как только дело доходит до реального отказа, подключаются эмоции, разум затуманивается, и мы снова не можем выдавить из себя “нет” в ответ на очередную просьбу вопреки собственным интересам и планам.

Чтобы отказ не доставлял эмоционального дискомфорта, следуйте советам психологов.

  1. Представьте, что вы должны дать ответ не за себя, а за друга. По мнению психологов, мы охотнее заботимся о близких людях, чем о самих себе. Подумайте, удобно ли будет другу выполнить просьбу, не затруднит ли она его. Только после этого принимайте решение и давайте ответ. Если оказание услуги для вас неприемлемо, то такой прием поможет отказать, не испытывая мучительных угрызений совести.
  2. Говорите правду, не приукрашивая ее. Прямо скажите, что вам неудобно выполнить просьбу или вы не можете хорошо сделать то, о чем вас просят. Адекватный человек сразу поймет, что своей просьбой он вас обременяет, и будет искать другие варианты. Ну а неадекватному придется повторить несколько раз.
  3. Принимать отказ непросто. Чтобы его смягчить, лучше всего использовать вместо категоричного “нет” фразы наподобие “это не в моей компетенции” или “к сожалению, я не смогу помочь”. Это даст понять человеку, что дело не в нем, а в вас.
  4. Сказать “нет” будет проще, если выполнение просьбы заставит вас нарушить обязательства перед родителями, любимым человеком или ребенком. Прежде чем согласиться, хорошенько подумайте, насколько просьба окажется затруднительной не только для вас лично, но и для ваших близких.
  5. Не придумывайте оправданий, которые могут стать вашей ловушкой. Возникающее из-за отказа чувство стыда, заставляет многих людей оправдываться. Они начинают развернуто и подробно описывать причины отказа. В результате ваше “нет” начинает звучать все менее и менее убедительно. Если собеседник окажется манипулятором, то ему не составит труда нажать на ваши болевые точки и дожать вас, чтобы в итоге получить согласие.

Разговаривайте с ребёнком

Постоянно. Много. Обо всём. Со стороны это выглядит, конечно, забавно: идёт мама с коляской и нараспев рассказывает ребёнку скороговоркой: «Сейчас мы вышли с тобой на прогулку. Сегодня лето, а потому на улице тепло. Вот светит солнышко, и лишь изредка дует лёгкий ветерок.Смотри! Там пробежала собачка…»

Такой монолог я вела с детьми, начиная с 4-5 месяцев. Именно в этом возрасте, по мнению учёных из Канзасского университета Бетти Харт и Тодда Рисли, дети начинают запоминать не только фонемы, но и целые слова.

Интересно и само их исследование. Учёные записывали на видео час игры или кормления в обычных семьях с разным достатком, в которых воспитывались младенцы от 7 до 9 месяцев. Записи делались раз в месяц до достижения ребёнком трёх лет.

Харт и Рисли по итогу сделали сенсационное для своего времени открытие:

Оказалось, что богатство речи напрямую зависит от того, сколько слов слышит ребёнок. В итоге дети из семей с большим доходом в три года используют в среднем 1100 слов, а из бедных — 525.

Массаж

Один из методов коррекции речи, который улучшает голос, дыхание, нормализует эмоции. Мы не будем детально говорить о сложных массажах, практикуемых логопедами при тяжелых случаях речевых нарушений. Они необходимы, если надо —научить ребенка говорить букву Р—, при заикании, задержке речи, проблемах со связками, пониженном и повышенном тонусе мышц.

В зависимости от проблемы логопедический массаж может быть активизирующим, расслабляющим или дифференцированным. Логопед ставит диагноз, потом назначает схему лечения, в сложных случаях работает сам, в простых – показывает, что делать маме.

Расслабляющий логопедический массаж

Ребенок может лежать или сидеть, как будет удобнее ему и в зависимости от обстоятельств. Массаж делается легкими поглаживающими приемами.

Для расслабления мышц шеи

гладим шею двумя руками сверху вниз;
осторожно поворачиваем голову малыша вперед-назад, влево-вправо, потом вращем по часовойстрелке и против, держа одной рукой шею, а второй – лоб.

Для расслабления мимической мускулатуры

Гладим пальцами двух рук до 10 раз:

  • к вискам от середины лба;
  • от бровей к волосам;
  • вокруг глаз кругами;
  • от переносицы к вискам под глазами;
  • от губ к ушам;
  • слегка надавливаем пальцами от волос до подбородка по всему лицу.

Расслабляем мышцы губ

  • обвести губы пальцами;
  • гладить сверху вниз по носогубным складкам;
  • стучать по часовой стрелке вокруг губ.

Активизирующий массаж

Для активизации мимики

Гладим пальцами двух рук до 10 раз:

  • к вискам от середины лба;
  • от бровей к волосам;
  • вокруг глаз кругами;
  • от переносицы к вискам под глазами;
  • от губ к ушам;
  • сжать подбородок;
  • размять скулы и щеки;
  • пощипывать щеки.

Для активизации мышц шеи и плеч

  • растереть боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти;
  • растереть заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка;
  • попросить ребенка наклонять голову вперед-назад, вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.

Дифференцированный массаж

При смешанном характере нарушений проводится массаж, сочетающий расслабляющие движения с тонизирующими. Во время проведения такого массажа нужно внимательно наблюдать ответные реакции других групп мышц, поэтому подобный массаж должен делать только специалист.

Для малышей массаж должен быть совсем коротким 5-8 минут, в младших классах – до 15 минут, в старших – до 25 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном – 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте – 25 минут.

Ребенку во время проведения массажа должно быть комфортно. Если есть повышенная чувствительность, оставьте это упражнение и посоветуйтесь с логопедом.

Обычно дети быстро адаптируются к массажам и у них не возникает негативных ощущений. Если же малыш испуган этими движениями, нужно изменить приемы на более легкие и нежные или вообще прекратить на время.

Упражнения как научиться красиво говорить

Как научиться красиво говорить, упражнения помогут этому? Всем сомневающимся надо вспомнить историю древнегреческого оратора Демосфена: тот не выговаривал нормально много букв, имел слабый голос и нервные подергивания перед толпой выдавали его слабости. Но Демосфен решил тренировать ораторские навыки – он приходил на берег шумного моря, набирал в рот камушков и говорил в пустоту, стараясь перекричать ветер и шум волн. В итоге, Греция знала его как самого талантливого оратора своего времени.

Сегодня камушков в рот набирать не надо, есть другие эффективные упражнения:

  • Слушайте себя со стороны. Включите диктофон на телефоне и запишите часть своего готовящегося выступления. Послушайте сказанное, найдите моменты, которые Вам не нравятся, повторите упражнение с учетом выявленной и подкорректированной проблемы;
  • Скороговорки. Большую пользу приносят скороговорки – они позволяют натренировать четкое произношение каждого звука, формирование правильных ударений в словах. В Сети можно найти массу скороговорок, к примеру: «Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.»;
  • Почитывайте словарь ударений. Он позволит сформировать правильные ударения сложных слов, научиться выделять слоги повышением тона или применением силы голоса;
  • Для тех, кого интересует, как научиться говорить красиво и грамотно, рекомендуется начать структурировать речь. Перед выступлением, семинаром, разговором с начальником подумайте, что должны донести Ваши слова, как будет звучать каждый отдельный логический блок, как расставить акценты на мыслях, выделить наиболее «сильные» части речи. Скомканная простыня текста утомляет слушателя.

Используйте указанные приемы и они помогут говорить четче, красивее и увереннее.

Артикуляционная гимнастика для малышей

Очень полезно предварительно сделать массаж

Важно, чтобы у малыша было хорошее настроение. Продолжительность упражнений должна составлять не более 15 мин

Затем можно приступать к выполнению упражнений:

  1. Надувание шарика. Это хороший массаж для лица.
  2. Локомотив. Нужно издавать звуки паровозика, складывая губы трубочкой и выполняя круговые повороты по часовой стрелке и против.
  3. Улыбка. Сначала улыбнуться, потом сложить губы трубочкой. Делать так пару минут.
  4. Поцелуй. Можно поцеловаться, сводя губы трубочкой.
  5. Лошадка. Нужно издавать звуки, которые делает лошадка, останавливаясь. По возможности это следует делать несколько минут без перерыва, разрабатывая губы.
  6. Языком проводить по губам из стороны в сторону.
  7. Поочередно дотрагиваться языком до верхней и нижней губы, водить от уголка к уголку.
  8. Имитировать умывание, гладя руками щеки, лоб, нос, растирая шею.
  9. В конце гимнастики необходимо повторить гласные и согласные звуки.

В некоторых случаях только логопед или педиатр сможет подсказать, что делать, если ребенок не говорит. Поэтому если все методы оказались бессильны, стоит сходить на прием к врачу.

Специалисты утверждают, что сейчас дети разговаривают хуже, что связано с тем, что родители мало общаются между собой и с детьми. Чтобы избежать проблем, начинать занятия с малышом нужно с первых месяцев его жизни. Родители должны все время разговаривать с чадом, читать сказки, петь песни. Это поможет ему раньше заговорить, так как дети повторяют все за мамой и папой. Слушая взрослых, малыш постепенно напрягает голосовые связки, шевелит губами и языком, поступательно разрабатывая мышцы. Если после 3 лет ребенок не произносит ни звука или не может говорить простые слова, это уже повод для консультации с доктором.

  • действенные методики обучения чтению;
  • как научить ребенка красиво писать;
  • учимся плавать с самого рождения.

(Visited 39 times, 1 visits today)

Ребенок не говорит в два годика. Причины. Как можно научить разговаривать?

Малышу два годика, а он все не хочет говорить? Почему такое бывает? Как его можно этому научить? Эти вопросы волнуют молодых родителей.

Разобраться помогут специалисты, которые изучают основные причины неразговорчивости малышей:

  1. Наследственность. Если родители крохи не спешили разговаривать
  2. Лень. Малыш лениться, а родители еще ему в этом и потакают
  3. Скопление информации. Ребенок накапливает долгое время, а потом говорит уже фразами.

Есть еще и физиологические отклонения: травмы при рождении, перенесенные заболевания, отсутствие слуха.

Малыша научить говорить можно, главное не отчаиваться и регулярно с ребенком заниматься. Сотворить в доме благоприятную языковую среду, побуждать малыша к языку. Первым делом берем картинки на любую тематику – фрукты, овощи, звери, машины, планеты и т.д.

Или же книги с большим количеством иллюстраций. Развешиваем на стенах, шкафчиках, холодильнике, на уровне детских глаз. Заодно с крохой обговаривайте, что изображено на картинке.

Картинки нужно менять каждую неделю. Игра обязана быть веселой, приносить малышу хорошее настроение. Если ребенку будет не интересно, ничего с этого не получится.

Чтение и еще раз чтение

Эффективным способом, как развивать речь у взрослых и детей, является чтение. Читать нужно не все подряд. Отлично подойдут классическая литература или специальные книги по развитию речи.

Можем посоветовать такие произведения, как «Слово живое и мертвое» Норы Галь, «От адамова яблока до яблока раздора» Вадима Храппа и «Живой как жизнь» Корнея Чуковского.

На просторах интернета есть множество достойной литературы, чтение которой поможет поставить речь и пополнить словарный запас.

В процессе чтения вам будут попадаться интересные цитаты. Особенно понравившиеся советуем записывать в блокнот, чтобы время от времени перечитывать их и запоминать.

Кроме книг умными фразами и выдержками из книг кишат и соцсети

Не важно, откуда взяты цитаты, куда важнее их запоминать

В нужной ситуации мозг подскажет вам, кого стоит процитировать. Такой внезапный окрас речи может превратить ваши слова в настоящий шедевр ораторского искусства.

Как научить разговаривать ребенка-аутиста

В этом случае работы нужно больше. Лечение ведут по нескольким направлениям:

Звукоподражание. Для начала нужно научить подражать животным – как лает собака, как мычит корова и т. д. Простейшие задачи.
Выполнение инструкций. Сесть, встать, дотронуться пальцем до носа. И прочие варианты. Смысл в том, чтобы наладить с аутистом коммуникацию.
Поощрение. За старания ребенка нужно поощрять. Это ускорит процесс обучения говорению.
Благоприятная среда. Постепенно стоит приучать чадо к людям

Важно, чтобы они были настроены дружелюбно. Проблема не только и не столько в говорении, сколько в тотальной замкнутости.
Ту же проблему решают методами пет-терапии, арт-терапии.
Использование наглядного материала

Карточек со словами из разных частей речи. Задача — составить фразу.

Есть и другие способы. Лечить аутистов нужно под контролем специалистов.

Вам также может быть интересно:

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Моторная алалия
  • Сенсорная алалия
  • Дизартрия
  • Афазия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Игры

Не только развивающие игры, самодельные и покупные игрушки способствуют развитию речи. Огромную роль играет моторика рук, в чём не сомневаются даже специалисты.

Чтобы её развить, нужно:

1. Давать ребёнку играться мелкими предметами, перебирать их, пересыпать, складывать, нанизывать. Всё это должно происходить только в присутствии взрослых. Для этих целей подойдут бусины, камешки, крупы, пуговицы и т.д.

2

Важно, чтобы малыш находился рядом во время готовки на кухне, не приближаясь к раскалённой поверхности печи, горячей посуде. Игры с тестом, его раскатывание, лепка, а также перебирание макарон, ложек, мелких предметов заметно ускорит и улучшит моторику, речь

Можно придумать самодельную доску, на которой крепятся замочки, защёлки, верёвки с бусинками и другие предметы, заставляющие работать руками, думать.

Упражнения для формулирования мыслей

Ряд способов, которые помогут понять, как следует правильно выражать свои мысли:

  • Чаще выступать на публике. Использовать любые возможности выступить с докладом, на совещании и собрании. Подготовиться, безусловно, следует заранее.
  • Сначала попробовать изложить мысли письменно. Прежде, чем отправить электронное письмо, следует пробежаться по нему глазами, анализируя органичность предложений.
  • Слушать хороших ораторов, читать качественные книги. Здесь могут быть и деловые книги, и художественные. Польза от чтения, как известно, недооценена. Это поможет пополнить словарный запас и внедрить новые разговорные конструкции в речь.
  • Развивать свой мозг. Это означает правильно питаться, заниматься спортом, решать интеллектуальные задачи.
  • Изучать приемы ораторского мастерства и риторики. Неплохими трудами для воплощения данной идеи будут книги Д. Карнеги.
  • Следить, чтобы общение не становилось болтливостью. Многословность – это неумение излагать свои мысли.
  • Принимать активное участие в дискуссиях, совещаниях. Это поможет научиться отстаивать свою позицию.
  • Перед выступлением записывать себя на диктофон.
  • Особую роль играет окружение человека. Поэтому, чтобы речь стала более разнообразной, следует общаться с такими людьми, у которых богатый словарный запас.
  • Писать конспект выступления. Иметь перед выходом на публику структурированный план речи – деловой подход к делу.
  • Не применять слишком изощренные слова и сложные предложения. Чем речь проще и интереснее, тем большее количество людей ее поймет.

Развивать привычку грамотно говорить не всегда легко, поэтому придется потрудиться. Однако следует помнить, что в конечном итоге можно существенно увеличить словарный запас, суметь выразить все свои мысли вслух без стеснения, улучшить разговорный язык с помощью внедрения в него новых слов.

Когда нужно заниматься постановкой звука Р?

В некоторых случаях деткам не удается произносить отдельные сложные звуки, например, «Р». Логопеды предостерегают от просьб произнести звук Р: ребенок может перейти на горовое произношение, которое очень трудно исправляется.

А вот упражнения делать можно и даже нужно. Для Р нужен сильный кончик языка, хороший подъем и сильная воздушная струя. Упражнения такие:

  • «Почистить верхние зубки»: рот в улыбке приоткрыт, язычком «чистим» зубки;
  • «Лошадка»: пощелкать язычком, рот приоткрыт, нижняя челюсть неподвижна;
  • «Барабанщик»: постучать за верхними зубками и произносить «ДДД», рот приоткрыть.

Ну и конечно, не помешает консультация логопеда. А вообще, можно не волноваться за звук Р до 4,5-5 лет, если все остальные звуки в норме.

Кстати, многие родители успешно учат с детьми коварный звук Р через звукоподражания и важные для ребенка слова:

Развитая моторика и артикуляция, правильное дыхание, хороший слух, зрительный контакт и понимание — все это помогает сформировать полноценную речь ребенка.

18.10.2011
Подборку составила Сибмамуля

Обновлено и дополнено 03.09.2020

  
  о детях от 1 до 3 лет  Другие статьи автора

Как помогать

С рождения с младенцем нужно постоянно общаться. Описывать ему свои действия, называть предметы — включить «режим радио», то есть рассказывать обо всем, что происходит вокруг: «это погремушка, сейчас положу ее Ксюше в ручку». Петь песни и колыбельные, разговаривать плавно и четко. Не стоит постоянно фоном включать телевизор, радио или музыку — это только путает малыша и замедляет развитие речи.

С трех месяцев можно добавлять игры. Спрашивать кто это в зеркале, показывая на ребенка и называя имя. Играть в пальчиковые игры и делать массаж ладоней и пальцев. 

С шести месяцев показывать жест «пока-пока , читать ребенку простые истории и показывать картинки. Уже можно запоминать части тела

Важно реагировать на лепет  и показывать мимикой, как произносить определенные звуки. 

С девяти месяцев дети уже многое понимают, даже если не могут сказать. Чтобы упростить ребенку задачу, лучше говорить о себе и малыше в третьем лице: «Ваня сейчас ест кашу, а потом пойдет гулять», «мама одевается». Местоимения пока будут путать малыша. Полезно вместе с ребенком делать гимнастику для лица, строить рожицы, высовывать язык, надувать щеки, чтобы малыш повторял за взрослыми. 

Откуда берется красивая речь

Красивая речь ребенка – это заслуга его родителей. Разговорный навык желательно развивать с детства. Этому способствует посещение театральной студии или поэтического кружка, а также постоянное чтение и разучивание стихов.

Уроки языка и литературы в школе вносят значительный вклад в развитие детской речи. Если школьные педагоги не дают желаемых результатов, родители должны взять ситуацию в свои руки.

Стоит рассмотреть индивидуальные занятия с ребенком, либо записать его на частные уроки к другому педагогу, который поможет ему развить искусство говорить свободно на любые темы.

Но что если ваши родители в детстве упустили аспект развития красивой речи? Не стоит расстраиваться и думать, будто шансов научиться говорить четко у вас нет. Все еще можно наверстать, совершенствоваться никогда не поздно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector