Расстройство активности и внимания
Содержание:
Как лечить СДВГ – лекарственная терапия
Существующая лекарственная терапия СВДГ представлена успокаивающими средствами (отвары и экстракты пустырника, валерианы, чаи из сбора трав), и препаратами, способствующими повышению внимания и обучения. Однако при преувеличении дозировки, такие лекарства могут вызвать сонливость, вялость, мышечную слабость. Поэтому для детей с диагнозом СДВГ оптимальным решением являются препараты без побочного действия.
Чтобы помочь гиперактивному ребенку, российские ученые разработали уникальный препарат Тенотен детский, который является регулятором работы нервной системы и был создан с учетом особенностей детского организма
Именно такая естественная бережная регуляция процессов возбуждения и торможения устраняет чрезмерную активность, повышенную отвлекаемость и, как следствие, улучшает внимание, усидчивость и способность к обучению. Тенотен детский содержит сверхмалые дозы действующего вещества и поэтому не оказывает вредного воздействия на организм ребенка
В отличие от других успокаивающих препаратов Тенотен детский не вызывает заторможенности, дневной сонливости и вялости.
Причины
Существует множество предположений по поводу того, что
именно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но не
один невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкую
связь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности.
Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различных
нарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические и
психосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновения
гиперактивности и/или расстройства внимания.
Проводившиеся исследования подтверждают, что действие
наследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что же
касается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаются
церебрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаются
нарушениями функционирования нервной системы, а именно:
- преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
- профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
- внутриутробные инфекции;
- перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
- далекое от здорового питание во время беременности;
- преждевременные роды или «переношенная» беременность;
- рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
- нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.
Не последняя роль в развитии заболевания отводится
психосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:
- алкоголизм и серьезные разногласия между
родителями; - насилие в семье;
- перенесение ребенком психологической травмы;
- низкое социальное положение семьи, дефицит
средств к существованию, что может отягощаться насмешками со стороны
сверстников.
Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенные
требования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.
Лечение СДВГ
Как избавиться от СДВГ? СДВГ лечат при помощи психотерапии и медикаментов. Однако к последнему прибегают только в крайних случаях. Лекарства выписывает невролог или психиатр. Как правило, назначают ноотропы и стимуляторы.
Можно или нет полностью вылечить СДВГ? От 30 до 70% людей полностью вылечиваются от СДВГ. В остальных случаях удается сгладить проявления синдрома. При правильном лечении ребенок может успешно учиться и адаптироваться к жизни в социуме. План лечения подбирается строго индивидуально. Он зависит от причин, типа и проявлений синдрома. А также при подборе схемы терапии специалисты учитывают индивидуальные особенности ребенка и его условий жизни.
В рамках психокоррекции используют когнитивно-поведенческую психотерапию. Через игру и упражнения психолог помогает ребенку развивать самоконтроль.
Не последняя роль в коррекции проявлений СДВГ отводится семье. Как взаимодействовать с гиперактивным ребенком – рекомендации родителям:
Составьте режим дня, сна и бодрствования. Помогите ребенку соблюдать его. Например, оформите инструкции в виде плакатов, таблиц, графиков, постеров и т.д
Особенно важно следить за соблюдением сна, так как недосып делает ребенка еще рассеяннее.
Подберите режим питания. При помощи продуктов можно регулировать биохимию мозга
При СДВГ рекомендуется есть больше белка и меньше углеводов, особенно простых. А чтобы ребенок охотнее следовал правилам питания, нужно всем членам семьи придерживаться установленного режима.
Оптимизируйте пространство в комнате ребенка. Позаботьтесь о том, чтобы все было просто, понятно и удобно. Создайте порядок, который будет непросто разрушить.
Устраняйте отвлекающие факторы. Например, рабочий стол стоит поставить подальше от окна. Во время занятий важно отключать телевизор и телефон. На столе должен лежать минимальный набор необходимых предметов и т.д.
Каждую задачу разбивайте на подзадачи. Если хотите поручить ребенку что-то, то нужно все разжевывать. Например, вместо «Полей цветы» стоит выдвинуть несколько просьб: «Пожалуйста, сходи на кухню», «Возьми лейку», «Вернись в комнату», «Полей цветы», «Пожалуйста, отнеси лейку на кухню». И такая разбивка применима для любого задания и для любой сферы.
Предоставляйте выбор. Это касается игрушек, одежды, еды, обучения. Однако выбор не должен быть большим – достаточно 2-3 вариантов.
Избегайте угроз, хвалите, поощряйте и создавайте ситуации успеха. Давайте такие задания, с которыми ребенок наверняка справится. А также помогите ему найти хобби, увлечение. Все это повышает самооценку и помогает в социализации.
Задача родителей – создать комфортные условия для развития ребенка с учетом всех его особенностей. Однако в то же время он не должен чувствовать себя каким-то не таким, ущербным, больным, ограниченным, ненормальным и т.п.
Не будет лишним обратиться за консультацией психолога, чтобы он составил список рекомендаций именно для вашего сына или дочери. Кроме этого, рекомендуется периодически посещать специалистов, отслеживать динамику лечения и корректировать его при необходимости.
Интересно! Специалисты отмечают, что СДВГ чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Однако в случае с последними заболевание сложнее поддается лечению.
Диагностика гиперактивности
Малыши, у которых предполагается СДВГ, находятся под постоянным контролем лечащего педиатра. При этом неврологический диагноз не устанавливается ранее 5-7 лет. Это вызвано особенностью развития дошкольников. Детские психологи стараются проводить диагностирование только после завершения переходных возрастных кризисов 3 и 7 лет.
Диагностика проводится детским психологом совместно с неврологом и педиатром. Консультация нескольких специалистов позволяет исключить другие диагнозы, приводящие к повышенной активности и возбудимости. Также во время диагностики врачи успокаивают родителей, что повышенная возбудимость их малыша, его непоседливость, является только проявлением характера.
Контроль состояния малыша проводится с первых недель жизни. В случае подозрения наличия гиперактивности, врач проводит тщательный анализ поведения ребенка в повседневной жизни.
Диагностика включает три этапа:
- беседу детского психолога с родителями малыша;
- проведение исследований;
- получение консультации у лечащего малыша педиатра.
Для подтверждения диагноза в условиях стационара проводится ЭЭГ, РЭГ, М-Эхо, МРТ. Перед проведением исследований ребенка рекомендуется занять интересной игрой. Можно давать легкое успокоительное.
СДВГ у взрослых — диагностика
Диагностируют взрослых людей с СДВГ на основе критериев, приведенных в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5), в котором описываются симптомы психических заболеваний.
Основываясь на симптомах, врач решит, какой у пациента из трех типов СДВГ. Три типа СДВГ
- СДВГ комбинированного типа — это наиболее распространенный тип СДВГ. Человек проявляет импульсивное и гиперактивное поведение, легко отвлекается и не может сосредоточиться.
- СДВГ импульсивного / гиперактивного типа — это наименее распространенный тип. Человек проявляет признаки гиперактивности и постоянно двигается. У него нет признаков невнимательности.
- СДВГ с невнимательностью — люди с этим типом СДВГ не проявляют признаков гиперактивности и импульсивности. Вместо этого человек легко отвлекается и ему тяжело сосредоточиться. В основном “невнимательный тип” — это тип, который часто упоминается как СДВ, поскольку термин не содержит слова «гиперактивность».
Чтобы поставить диагноз СДВГ взрослому человеку, у него должно быть более пяти следующих признаков, которые продолжаются в течение 6 месяцев.
Невнимательность
Человек зачастую:
не обращает внимания на детали или допускает ошибки в работе или другой деятельности
имеет трудности с вниманием на задачи и действия
не слушает, когда с ним говорят
не заканчивает работу по дому или обязанности на рабочем месте
иметь трудности с организацией мероприятий и заданий
избегает или неохотно выполняет задачи, требующие умственных усилий в течение длительного периода времени
теряет вещи, необходимые для выполнения задач и деятельности
легко отвлекается
забывчив в повседневной деятельности
Гиперактивная импульсивность
Человек зачастую:
- ерзает ногами или руками или не умеет сидеть спокойно
- встает, когда должен сидеть
- становится беспокойным
- бывает очень активен
- много говорит
- прерывает вопросами
- с трудом дожидается своей очереди
- перебивает других
Прочие критерии
Помимо того, что отмечаются некоторые из вышеперечисленных симптомов, имеются:
- невнимательность или гиперактивно-импульсивные симптомы до 12 лет
- симптомы как дома, так и на работе
- доказательства того, что симптомы мешают повседневной деятельности
- симптомы не должны являться результатом другого состояния психического здоровья, такого как тревога или депрессия
Причины и симптомы гиперактивности
Гиперактивность у детей
Гиперактивность встречается у детей при разных психических расстройствах: при гиперактивном расстройстве, сочетающимся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (МКБ-10-код F84.4), гиперкинетических расстройствах: F90.0 — нарушениях активности и внимания (включая синдром дефицита внимания и гиперактивности, аббр. СДВГ), F90.1 — гиперкинетическом расстройстве поведения, F90.8 — других гиперкинетических расстройствах.
Причинами возникновения гиперактивности у детей могут быть неблагоприятные воздействия в перинатальном периоде, инфекции, родовые травмы, преждевременные или осложнённые роды[источник не указан 587 дней]. Другие возможные причины — свинцовое отравление, плохое или неправильное питание[источник не указан 587 дней].
Статистически гиперактивность (в рамках СДВГ) в 3 раза чаще встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг[источник не указан 587 дней]. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм[источник не указан 587 дней].
Гиперактивность часто встречается в рамках СДВГ. Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 4 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи[источник не указан 587 дней].
Основные признаки гиперактивности у детей:
- Общая чрезмерная высокая активность в контексте ожидаемого в данной ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития.
- Чрезмерная нетерпеливость, особенно в таких ситуациях, что требуют относительного спокойствия.
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребёнок постоянно крутится, вертится.
- Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает и прыгает вокруг, карабкается, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
- Постоянные вскакивания с места, когда полагается сидеть, а также ёрзания и извивания.
- Шумность в играх и неспособность тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Излишняя двигательная активность: ребёнок часто находится в постоянном движении.
- Часто проявляется чрезмерная шумливость и болтливость.
Факторы, которые провоцируют СДВГ:[неавторитетный источник?]
- Генетическая наследственность;
- Неправильное внутриутробное развитие плода;
- Высокое артериальное давление у беременной;
- Токсикоз при вынашивании плода;
- Быстрое или тяжёлое родоразрешение;
- Внутриутробная асфиксия (недостаток кислорода у плода).
Гиперактивность у взрослых
Гиперактивность может проявляться у больных биполярным аффективным расстройством и шизоаффективным расстройством в маниакальной фазе в виде сверхактивности, у некоторых больных деменцией («старческим слабоумием») в виде беспорядочной суетливости, вре́менная гиперактивность — при острой интоксикации психостимуляторами (например, кокаином).
Как проявляется гиперактивность у ребенка?
Диагноз СДВГ обычно ставит невролог или невропатолог
При этом признаки гиперактивности настолько очевидны, что и сами родители обращают на них внимание. Если вы отмечаете хотя бы половину симптомов из нижеприведенного списка, будет нелишним показать его неврологу
Гиперактивный ребенок, признаки:
гиперактивность в год может проявляться в нетерпимости: если малыш постоянно ерзает, сидя на стуле, дергает руками и ногами, пытается встать даже в транспорте или когда ему читают книжку;
гиперактивный ребенок мгновенно реагирует на каждый раздражитель (шум, лай собаки за окном, песня вдалеке), даже если в это время он разговаривает или чем-то занимается;
на гиперактивность у детей дошкольного возраста можно обратить внимание, если ребенок не в состоянии дождаться очереди в игре, а из всего комплекса игр он предпочитает только подвижные;
часто отвечает на вопрос невпопад, потому что не дослушал фразу до конца. К примеру, на вопрос «Артем, когда ты приходишь… (конец вопроса должен был звучать как «домой, то моешь руки?») — ребенок, не дослушав, отвечает: «Днем»;
гиперактивный ребенок не может действовать по инструкции или определенному заданию в игре;
бросает дело, не завершив и быстро переключается на другое; порой кажется, что он разбросал игрушки и не желает их убирать, но на самом деле он просто забыл о них;
во время общения или игры ведет себя беспокойно, много говорит, стремится все время перебить собеседника, настаивает на своем;
невнимательный ребенок: часто теряет вещи и игрушки;
также синдром гиперактивности у детей проявляется в игнорировании препятствий и ограждений — ребенок их будто не замечает.. Любое из этих проявлений родители могут принимать за «скверный характер», думая, что ребенок не желает их слушаться или потому, что сейчас вы предлагаете то, что ему неинтересно
Возможно, это так, и маленький человек намеренно игнорирует ваши замечания из упрямства. Но, возможно, что его нейронные связи просто не позволяют ему адекватно реагировать на ваши слова
Любое из этих проявлений родители могут принимать за «скверный характер», думая, что ребенок не желает их слушаться или потому, что сейчас вы предлагаете то, что ему неинтересно. Возможно, это так, и маленький человек намеренно игнорирует ваши замечания из упрямства. Но, возможно, что его нейронные связи просто не позволяют ему адекватно реагировать на ваши слова.
Есть еще несколько признаков, которые помогут вам оценить поведение своего чада:
- Гиперактивный и невнимательный ребенок проявляет цикличность в своей работе: он может быть активным около 5-15 минут, после чего ему необходимо «перезагрузиться» в течение 4-6 минут.
- Вы можете проверить слух ребенка: при гиперактивности ему будет сложно повторить подряд похожие звуки, поскольку у него могут быть трудности с их распознаванием.
- Выполняя рисунки и спортивные упражнения, гиперактивный ребенок обычно плохо скоординирован: ему сложно делать одинаковые движения обеими руками, а линии его рисунков непропорциональны, в изображении очень трудно распознать оригинал.
- Гиперактивный ребенок говорит либо быстро, будто не успевая за своими мыслями, либо очень медленно — возможно, с заиканием.
Виды патологии речи
Дизартрия может развиваться в нескольких формах, которые отличаются друг от друга по типу и характеру течения заболевания. Среди них выделяют следующие:
1. Бульбарная. Данный вид характеризуется изменениями в области продолговатого мозга, который внешним видом напоминает луковицу. Отсюда и произошло название формы патологии, взятое из латыни(«бульбус» – означает «луковица»).
Характерными нарушениями при бульбарной дизартрии являются:
- полный (частичный) паралич – утрата способности выполнять движения;
- парез – снижение мышечного тонуса, сопровождающееся ограничением объема двигательных функций мышечных тканей гортани, глотки, языка.
Атрофические процессы мышц глотки и языка приводят к возникновению искажений во время произношения звуков, речь становится неразборчивой, нечеткой, замедленной. При этом затрудняется жевание пищи, наблюдается нарушение тональности голоса, который сопровождается выраженным назальным (носовым) оттенком.
2. Подкорковая. Данный вид речевой патологии возникает в результате травмирования подкорковых узлов мозга. Она проявляется из-за нарушения тонуса в области соответствующих мышц гортани и возникновения рефлекторных, не контролируемых человеком движений в области мимических мышц.
Больной, находящийся в состоянии эмоционального покоя, способен достаточно отчетливо произносить отдельные слова или небольшие предложения. При выходе из зоны комфорта он часто не в состоянии издать даже один звук. При этом наблюдается существенное нарушение громкости голоса, его тембра и интонации. Все вышеперечисленные факторы оказывают негативное влияние на коммуникативные функции человека.
3. Мозжечковая. Данная форма возникает вследствие поражения области мозжечка, что приводит к нарушению его связи с другими структурами мозга. Как отдельный вид эта речевая патология встречается достаточно редко. Проявления – скандированная, рубленая речь, сопровождающаяся толчкообразными выкриками отдельных слов или словосочетаний. При этом заметно проявляется нарушение расстановки в предложении ударений, возможно появление гнусавости. Как правило, фразу больной заканчивает негромким голосом с унылой интонацией.
4. Корковой форме дизартрии свойственны нарушения в области произвольной моторики артикуляционного аппарата. В то же время возникают сложности с выделением и распознанием отдельных звуков. Больному трудно переключаться с одного звука на другой, что искажает общий речевой поток. При ускорении речи у человека возникают запинки, которые напоминают заикание. Особенные затруднения возникают при сочетании согласных.
Характерной особенностью корковой дизартрии выступает отсутствие у таких людей развития лексико-грамматических проблем, связанных с нарушениями речи. Посредством коррекции дефекты отдельных звуков исправляются легко, но при разговоре автоматизируются с трудом.
4. Псевдобульбарный вид. Это наиболее «популярная» форма дизартрии, которая во многом похожа на бульбарную. Причиной ее возникновения является органическое поражение головного мозга, которое больной перенес во время внутриутробного развития, родов или раннего детства.
Для нее характерна возникающая в общей и речевой моторике, артикуляционной мускулатуре дисфункция, которая проявляется через утрату языкоглоточного тонуса. Ребенок при этом плохо глотает, часто поперхивается, чрезмерно «слюнявится»
Важно, что при данной форме нарушения речи возможности коррекции максимально благоприятные.
Особенности псевдобульбарной модели дизартрии
В зависимости от того, насколько речь больного человека с псевдобульбарной формой расстройства понятна для окружающих, логопеды классифицируют ее на такие группы:
- стертая. Эта степень расстройства незаметна для окружающих, максимально поддается коррекции. Выявить дефекты в звукопроизношении может исключительно логопед после проведения специального обследования;
- средняя степень. Дефекты речи заметны для окружающих, однако речь сохраняет общую целостность и разборчивость;
- тяжелая степень. Речь пациента понятна только для близкого окружения, посторонние люди вникают в ее суть частично;
- анартрия – самая тяжелая степень патологии, при которой речь больного непонятна самым близким людям, или отсутствует вообще.
Что нужно запомнить
Если оставить СДВГ без лечения, как и у взрослых, так и у детей он может оказать серьезное влияние на жизнь — на школу, работу и отношения. Лечение необходимо для уменьшения последствий этого нарушения
При этом важно помнить, что многие люди с СДВГ живут полной и успешной жизнью. Некоторые даже считают это состояние в чем-то преимущественным
«Импульса» соблюдает строгие правила отбора источников и полагается на рецензируемые исследования, научно-исследовательские институты и медицинские ассоциации. Мы избегаем использования недостаточно экспертных ссылок.
- About ADHD. (n.d.).help4adhd.org/Understanding-ADHD/About-ADHD.aspx
- Attention deficit hyperactivity disorder. (2016).nimh.nih.gov/health/topics/attention-deficit-hyperactivity-disorder-adhd/index.shtml
- Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). (2017).cdc.gov/nchs/fastats/adhd.htm
- Attention-deficit / hyperactivity disorder (ADHD). (2018).cdc.gov/ncbddd/adhd/facts.html
- Bonath B, et al. (2016). Regional gray matter volume differences between adolescents with ADHD and typically developing controls: Further evidence for anterior cingulate involvement. DOI:10.1177/1087054715619682
- Daviss WB. (2008). A review of co-morbid depression in pediatric ADHD: Etiologies, phenomenology, and treatment. DOI:10.1089/cap.2008.032
- Hariprasad VR, et al. (2013). Feasibility and efficacy of yoga as an add-on intervention in attention deficit-hyperactivity disorder: An exploratory study. DOI:10.4103/0019-5545.116317
- Hernandez-Reif M, et al. (2001). Attention deficit hyperactivity disorder: Benefits from tai chi. DOI:10.1054/jbmt.2000.0219
- Knouse LE, et al. (2013). Depression in adults with attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD): The mediating role of cognitive-behavioral factors. DOI:10.1007/s10608-013-9569-5
- Kolar D, et al. (2008). Treatment of adults with attention-deficit/hyperactivity disorder.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2518387/
- Taylor AF, et al. (2011). Could exposure to everyday green spaces help treat ADHD? Evidence children’s play settings. DOI:10.1111/j.1758-0854.2011.01052.x
- Ustun B, et al. (2017). The World Health Organization adult attention-deficit/hyperactivity disorder self-report screening scale for DSM-5. DOI:10.1001/jama.2009.1308
- Volkow ND, et al. (2009). Evaluating dopamine reward pathway in ADHD: Clinical implications. DOI:10.1001/jama.2009.1308
- What is ADHD? (2017).psychiatry.org/patients-families/adhd/what-is-adhd
- Zylowska L, et al. (2007). Mindfulness meditation training in adults and adolescents with ADHD: A feasibility study. DOI:10.1177/1087054707308502
Как проявляется синдром
СДВГ относят к невролого-поведенческим нарушениям. В последней версии Международного классификатора болезней расстройство прописано отдельным диагнозом под номером 6А05 с подпунктами в зависимости от преобладания тех или иных проявлений.
Признаки СДВГ дают о себе знать уже в раннем детстве. Однако диагноз обычно не ставится детям ранее 3-х лет, поскольку у малышей эти признаки вполне естественны.
У школьников и дошкольников синдром отмечается следующими особенностями:
- Сложности с направлением и удержанием внимания на задачах, объекте, информации;
- Расторможенность, бессмысленные действия, хаотичные движения руками, потребность что-то схватить, ерзанье и желание встать со стула;
- Забывчивость, рассеянность;
- Задержка психо-социального, интеллектуального развития;
- Импульсивность и эмоциональность, порой агрессивность.
Эти расстройства в детском возрасте приводят к проблемам с адаптацией в дошкольном учреждении, в школе — к плохой успеваемости и постоянным нарушениям дисциплины. Школьникам, страдающим данным синдромом, тяжело высиживать урок, запоминать информацию, выполнять задания, требующие вдумчивости и усидчивости. В коллективе дети с СДВГ демонстрируют нарушения правил поведения: берут чужие вещи, проходят без очереди, перебивают преподавателей, бывают плаксивы и капризны.
У страдающих СДВГ может преобладать дефицит внимания (чаще у девочек) или гиперактивность (склонны мальчики). В основном симптомы носят смешанный характер.
Раннее детство, а особенно младенчество — лучшее время для остеопатического лечения. Не обязательно дожидаться постановки диагноза СДВГ, чтобы посетить специалиста с тревожащей симптоматикой. Чем младше дети, тем больше шансов устранить нарушения в работе мозга навсегда и с меньшими временными затратами. Не стоит рассчитывать на самопроизвольное восстановление.
СДВГ — проблема не только детей. В подростковом возрасте синдром усугубляется изменением гормонального фона, неравномерным ускорением роста частей тела. Сюда же добавляется социализация, самопознание, новые эмоции и большая умственная нагрузка. Пубертат и без того считается одним из самых непростых жизненных периодов, а осложненный гиперактивностью и рассеянностью, он часто толкает юношей и девушек с СДВГ в пучину депрессии и необдуманных поступков.
У взрослых нарушения сохраняются, но могут проявляться менее явно. Зрелое мышление позволяет придерживаться социально желаемых норм поведения, сдерживать импульсивность и эмоции. Часть детей перерастают синдром, но более половины взрослых, не получив вовремя адекватного лечения СДВГ, живут с нарушением внимания и другими сопутствующими проблемами:
- Сложности с планированием, мотивацией, целеполаганием, принятием решений;
- Инфантильность, безответственность;
- Склонность к депрессиям, пагубным привычкам;
- Неумение строить долгосрочные отношения, аффективность поведения и конфликтность в общении;
- Навязчивые мысли.
Иногда СДВГ дает о себе знать впервые в период взросления после вполне благополучного детства. Гиперактивность выражена уже не так ярко.
Почти всегда страдают различные сферы жизни, человек с СДВГ “витает в облаках”, не способен должным образом воспринимать и обрабатывать информацию, генерировать новые идеи. Во время работы он постоянно отвлекается, но и отдыхать полноценно не умеет, ему свойственно непроизвольное переключение внимания на незначительные детали.
СДВГ у взрослых редко выявляют. Искусственное подавление эмоций и чувство вины за неудачи приводят к разладу с собой и неврозам, к низкой самооценке (это может идти уже с детства). Примерно 20% больных СДВГ ведут асоциальный образ жизни.
Лечение заболевания
В России дефицит внимания у детей распространен, его лечение состоит из комплекса мероприятий и контролируется на всех этапах. Главным воздействием на пациента считается психотерапия, а также коррекция поведения путем педагогического контроля и нейропсихологического влияния.
В первую очередь доктор проводит беседу с родителями и ближайшим окружением пациента, разъясняет им особенности взаимодействия с больным. Перед родителями устанавливаются задачи, которые необходимо обязательно выполнять:
- Воспитание должно быть строгим. Не следует сюсюкать, жалеть ребенка, все ему разрешать. В противном случае чрезмерная опека и любовь усилит протекающие симптомы заболевания.
- Не требовать от ребенка выполнения действий, с которыми он не в силах справиться. Невозможность выполнения поставленных задач ведет к увеличению капризности, нервозности, недовольства собой и еще большему падению самооценки пациента.
Для медикаментозного лечения назначается комплексная терапия. Препараты подбираются на основании выявленных признаков в индивидуальном порядке. Для лечения синдрома дефицита внимания применяются следующие средства:
- Для центральной нервной системы вегетативного характера, ее стимулирования прописываются Пемолин, Декстроамфетамин или Метилфенидат;
- Рекомендуется применение трициклических антидепрессантов, таких как Амитриптилин, Имипрамин, Тиоридазин;
- Следует принимать таблетки ноотропного ряда: Семакс, Ноотропил, Фенибут, Церебролизин;
- Психостимуляторы: Дексметилфенидат, Дексамфетамин или Левамфетамин.
Дополнительно назначаются витамины, стимулирующие мозговую активность. Терапия осуществляется в низких дозировках, чтобы не спровоцировать развитие у несовершеннолетнего побочных явлений.
Дополнительно к медикаментозному воздействию можно применять физиотерапию и лечебный массаж. Процедуры этого комплекса направлены на устранения травм, полученных при рождении малыша. Это положительно влияет на мозговое кровообращение и давление внутри черепа.
Применяется перечень упражнений:
- Лечебная гимнастика проводится ежедневно, стимулирует укрепление мышечной ткани плечевого пояса и шеи;
- Массаж зоны воротника – должен проводиться до 3-х раз в год по 10 процедур ежедневно в течение 10-15 минут;
- Проводится физиотерапия с помощью инфракрасного излучения, способствующего прогреванию определенной зоны. Осуществляется по 10-15 сеансов не чаще 2-х раз в год.
Назначать комплекс мероприятий физиологического воздействия должен только лечащий врач. Обращение к неквалифицированному специалисту может стоить больному здоровья.
Гиперактивность можно устранить и без комплексного медикаментозного лечения. Можно воспользоваться народными средствами, пропить успокоительные травы, такие как шалфей, ромашка или календула.
Кроме этого, следует набраться терпения и уделять маленькому человеку больше внимания, выполняя следующие рекомендации:
Находить время на общение с ребенком;
Отдать малыша в развивающие кружки;
Со школьником следует вместе учить уроки, больше заниматься, воспитывать его усидчивость и внимание;
При гиперактивности требуется найти применение его непоседливости и энергии: отдать на танцы, бег или другие подвижные спортивные занятия;
Не проявлять агрессию, не ругать больного, демонстрировать больше спокойствия и сдержанности;
Поддерживать все начинания и увлечения своего ребенка
В этой ситуации важно не спутать вседозволенность и принятие маленького человека в качестве самостоятельного индивида.. При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат
Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия
Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача
При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат. Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия. Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача.
Синдром дефицита внимания у детей проявляется разными симптомами. Если выявить заболевание на начальных стадиях, то его можно быстро излечить даже при отсутствии препаратов. В такой ситуации залогом для победы над заболеванием являются терпение и настойчивость родителей в воспитательных моментах.