Рассеянность внимания

Гормональный сбой

Это состояние вызывается разными причинами, но самые частые – стресс, нехватка йода, воспалительные процессы, хроническое недосыпание.

Стресс, влияющий на работу надпочечников. Эти органы, расположенные над почками, вырабатывают большое количество различных гормональных веществ, отвечающих за регуляцию сосудистого давления, адаптацию организма, половую функцию. В результате надпочечниковая функция нарушается, приводя к гормональному сбою. Кроме плохого самочувствия и сниженной работоспособности, пациенты жалуются на скачки артериального давления, головные боли, депрессию, нервозность, раздражительность, повышенную тягу к соли и сахару, медленное заживление ранок.

Недостаточная выработка гормонов щитовидной железы (гипотиреоз). Причиной такого состояния могут стать воспаление щитовидки, нехватка йода, перенесенные инфекции, работа с вредными веществами. Снижение уровня гормонов вызывает разбитость, падение артериального давления, апатию. Кроме этого, у больных возникают отеки, запоры, повышение массы тела, нарушения менструальной и половой функций.

Нехватка ночного сна. При постоянных недосыпаниях понижается выработка гормона мелатонина, вырабатываемого шишковидной железой – эпифизом, находящимся в головном мозге. Мелатонин отвечает за жизненные ритмы в организме, поэтому при его нехватке сбивается суточный ритм работы органов, сопровождающийся сонливостью, снижением работоспособности, ухудшением самочувствия.

Как избавиться от рассеянности и забывчивости

Приготовьтесь, что придется прилагать волевые усилия, но поверьте: это пойдет только на пользу! Итак, сначала важно наладить режим отдыха и сна: спать не менее 8 часов в сутки и позволять себе расслабляться, когда организм того требует. Откажитесь от пагубных привычек, сбалансируйте питание, бросьте курить, поменьше злоупотребляйте спиртными напитками

Также желательно свести стрессовые ситуации к минимуму, хотя это и довольно сложно.

Иногда, чтобы избавиться от рассеянности, перечисленных  мер недостаточно: это значит, что проблема усугубляется недостатком в организме конкретных веществ: витамина B12 и фолиевой кислоты. Введите в рацион пищу, богатую фолиевой кислотой: шпинат и салат, семечки и орехи, грибы, злаки, яйца, томаты, печень и цитрусовые. Витамин B12 находится в рыбе, морепродуктах, сметане, сыре и мясе кролика. На практике проверено, что при регулярном употреблении перечисленных продуктов проявление невнимательности значительно снижается, а иногда даже полностью исчезает.

Симптомы

Люди, страдающие от рассеянности, довольно часто допускают ошибки на работе и страдают от общей несобранности. Мнимая рассеянность может быть вызвана психологическими проблемами

При возникновении каких-либо трудностей человек концентрирует свое внимание на их преодолении, и при этом другая информация или объекты отходят на второй план

Однако необходимо помнить о том, что мнимая и подлинная невнимательность сильно отличаются друг от друга. Если мнимую невнимательность специалисты не считают за заболевание, то при возникновении подлинной рассеянности они бьют тревогу, так как в этом случае может развиться серьезная патология. Рассмотрим симптомы, которые могут говорить о проблемах клинического характера:

  • возникновение головных болей;
  • потеря работоспособности;
  • перепады настроения и изменения в поведении;
  • постоянная сонливость;
  • не проходящее чувство усталости, даже после отличного отдыха;
  • невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
  • частые потери личных вещей;
  • снижение активности в целом, а также половой активности.

Необходимо отметить, что дети также страдают от рассеянного внимания. Оно может проявляться следующим образом:

  • медлительность;
  • быстрое переключение с одной деятельности на другую;
  • плохая память;
  • быстрая возбудимость;
  • частые истерики.

Признаки СДВГ

Как проявляется СДВГ? Заподозрить наличие синдром дефицита внимания и гиперактивности можно по следующим признакам в поведении ребенка:

  • постоянно отвлекается;
  • не понимает, что ему объясняют;
  • не может самостоятельно организовывать какую-либо деятельность, завершить начатое.

Все это можно заметить в игровой, учебной или иной деятельности. Возникают проблемы в учебе и в сфере бытового самообслуживания.

Говоря простыми словами, это выглядит так: ребенку быстро надоедают игрушки, он забывает про что-то одно и тут же увлекается другим, его внимание рассеивается на любые шорохи, звуки. Кроме этого, ребенку сложно выполнять однотипную работу, сидеть на одном месте

Выжидание очереди на прием к врачу или поездка в транспорте с таким ребенком превращается в кошмар. Многие дети начинают плакать, кричать. У некоторых случается настоящая истерика.

Виды дислексии

Прежде чем описать конкретные симптомы недуга, поговорим про виды дислексии. На данный момент их выделяется шесть.

  • Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. При такой проблеме ребята переставляют слоги, искажают структуру слова – например, вместо «кот» читают «ток».
  • Аграмматическая. Предполагает ошибки в составлении конструкций, например, человек может неправильно использовать окончания, падежи, времена («белая стол», «я быть голодный»).
  • Семантическая. Каждое слово, которое читает человек, он понимает, но в отдельности от всего текста. А собрать слова в предложения либо в другие, еще более сложные конструкции, он не может – поэтому невозможно уловить смысл того, что было прочитано. По этой причине дислексия у взрослых и детей не позволяет получать достаточное количество информации из книг.
  • Мнестическая. Это проблема на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  • Оптическая. Тут отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово задом наперед (зеркально) или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает – глаза постоянно скользят по странице, не позволяя придерживаться нужной последовательности чтения.
  • Тактильная. Специфическая дислексия характерна для людей, которые не видят и используют для чтения азбуку Брайля. При этом отклонении буквы, определяемые на ощупь, либо воспринимаются неправильно (их путают с похожими), либо «ускользают» – человек не может удержаться на нужной строчке.

При таких видах дислексии симптомы заболевания будут крайне разнообразны и неоднозначны.

СДВГ у взрослых — диагностика

Диагностируют взрослых людей с СДВГ на основе критериев, приведенных в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5), в котором описываются симптомы психических заболеваний.

Основываясь на симптомах, врач решит, какой у пациента из трех типов СДВГ. Три типа СДВГ

  1. СДВГ комбинированного типа — это наиболее распространенный тип СДВГ. Человек проявляет импульсивное и гиперактивное поведение, легко отвлекается и не может сосредоточиться.
  2. СДВГ импульсивного / гиперактивного типа — это наименее распространенный тип. Человек проявляет признаки гиперактивности и постоянно двигается. У него нет признаков невнимательности.
  3. СДВГ с невнимательностью — люди с этим типом СДВГ не проявляют признаков гиперактивности и импульсивности. Вместо этого человек легко отвлекается и ему тяжело сосредоточиться. В основном “невнимательный тип” — это тип, который часто упоминается как СДВ, поскольку термин не содержит слова «гиперактивность». 

Чтобы поставить диагноз СДВГ взрослому человеку, у него должно быть более пяти следующих признаков, которые продолжаются в течение 6 месяцев. 

Невнимательность 

Человек зачастую:

не обращает внимания на детали или допускает ошибки в работе или другой деятельности
имеет трудности с вниманием на задачи и действия
не слушает, когда с ним говорят 
не заканчивает работу по дому или обязанности на рабочем месте
иметь трудности с организацией мероприятий и заданий
избегает или неохотно выполняет задачи, требующие умственных усилий в течение длительного периода времени
теряет вещи, необходимые для выполнения задач и деятельности
легко отвлекается
забывчив в повседневной деятельности

Гиперактивная импульсивность 

Человек зачастую:

  • ерзает ногами или руками или не умеет сидеть спокойно
  • встает, когда должен сидеть
  • становится беспокойным
  • бывает очень активен 
  • много говорит 
  • прерывает вопросами
  • с трудом дожидается своей очереди
  • перебивает других

Прочие критерии

Помимо того, что отмечаются некоторые из вышеперечисленных симптомов, имеются:

  • невнимательность или гиперактивно-импульсивные симптомы до 12 лет
  • симптомы как дома, так и на работе
  • доказательства того, что симптомы мешают повседневной деятельности
  • симптомы не должны являться результатом другого состояния психического здоровья, такого как тревога или депрессия

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса

Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу

Как бороться?

Если случай не запущен, то победить невнимательность можно при помощи различных средств. Если вы страдаете от рассеянности внимания довольно долгое время и чувствуете, что проблема имеет серьезный характер, то вы сможете с ней справиться при помощи медикаментозного лечения.

В других, менее тяжелых случаях, можно воспользоваться советами.

  • Стараться хорошо высыпаться и вовремя отдыхать, чтобы ваши физические и психологические возможности не страдали.
  • Избавиться от невнимательности можно при помощи занятий спортом. Восстановление общего тонуса существенно повлияет на восстановление сосредоточения.
  • Чтобы восстановить свою мозговую деятельность, необходимо сделать некоторые усилия над собой и преодолеть лень и сонливость.
  • Побороть рассматриваемый фактор поможет расстановка приоритетов. Необходимо не откладывать проблемы на потом, а решать их по мере поступления.
  • Чтобы рассеянность внимания вам не мешала, необходимо перестать отвлекаться на мелочи. Не думайте о несуществующих проблемах и тем более не «раскручивайте» их в своей голове.
  • Нужно навести порядок вокруг себя: помыть полы и убрать все вещи по своим местам.
  • Наведите также порядок в своей голове. Для этого нужно распланировать свою деятельность так, чтобы вы могли действовать по определенному плану.

Лечение СДВГ

Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).

В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.

Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?

Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.

Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным

Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно

Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ

Каким должно быть лечение?

Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.

А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.

Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)

Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.

Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.

Проявления СДВГ

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.

Говоря о невнимательности, чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания. При этом чем-то интересным лично им (компьютерные игры, просмотр телепередач, социальные сети) такие люди могут заниматься часами. Кроме этого у них наблюдается дефицит избирательного внимания, что проявляется в повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, особенно если эти стимулы яркие, интересные. Зачастую также снижается переключаемость внимания.

Под гиперактивностью обычно понимают повышенную двигательную активность. Такие люди непрерывно вертят в руках какие-либо предметы, ходят по комнате и так далее. Необходимо отметить, что гиперактивность у взрослых выражена значительно меньше, чем у детей.

Импульсивность проявляется в невозможности контроля над своими импульсами, эмоциональными и поведенческими реакциями. Такие люди часто отвечают, не дослушав вопроса, постоянно перебивают собеседника. Настоящая проблема для таких людей — отказ, пускай даже небольшой. Склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев. Выделяют когнитивную импульсивность (отражающую поспешное мышление) и поведенческую импульсивность (отражающую трудности при подавлении реакций).

Нарушение внимания у взрослых пациентов с СДВГ приводит к снижению продуктивности. При анализе академической успеваемости студентов выявлено, что учащиеся с СДВГ имеют более низкий средний балл, а также чаще испытывают трудности при подготовке к занятиям по сравнению со сверстниками без признаков СДВГ. В целом пациенты с СДВГ реже получают высшее образование. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда, очень частыми переменами мест работы и увольнениями. Однако уровень безработицы среди них значимо не отличается от уровня контрольной группы [].

Как можно ожидать, взрослые люди, страдающие СДВГ, занимают более низкие профессиональные должности и их доходы меньше, чем у здоровых сверстников. Кроме этого, молодые люди с СДВГ чаще нуждаются в финансовой помощи от членов семьи и социальных служб, по сравнению своими здоровыми сверстниками []. Необходимо сказать о том, что пациенты с СДВГ значительно чаще совершают компульсивные покупки, то есть страдают от шопоголизма []. Пациенты с СДВГ чаще становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий, так как характеризуются агрессивным стилем вождения []. Такие водители часто перестраиваются, не обращая внимания на другие автомобили.

Признаки СДВГ у детей

Не способен удерживать внимание на деталях, часто допускает мелкие  ошибки в школьных заданиях «по невнимательности»
Складывается впечатление, что ребенок не слушает речь, которая обращена к нему, или «витает в облаках»
Не способен самостоятельно организовать работу
Отвлекается на посторонние вещи, звуки и т.д. во время выполнения задачи, требующей концентрации
Теряет или забывает повседневные предметы: игрушки, письменные принадлежности, варежки и т.д.,. Дети с преобладанием гиперактивности могут проявлять следующие симптомы:

Дети с преобладанием гиперактивности могут проявлять следующие симптомы:

  • Беспокойные движения:
  • покачивание ноги или стук пальцами по парте, «вертится за партой»
  • Бесцельная двигательная активность, невозможность оставаться в одном положении в течение некоторого времени
  • Болтливость
  • Нетерпеливость
  • Ворочается во сне, сбрасывает одеяло, сбивает простыню.

Тревожность и последствия стресса

Болезнь сама по себе оказывает на организм стрессорное действие. В случае коронавируса к этому добавляется пребывание в больнице или дома в изоляции. Также вы можете испытывать чувство тревоги из-за последствий болезни, выраженной физической слабости и невозможности сразу вернутся к прежнему ритму жизни. ВОЗ рекомендует бороться с тревожностью и стрессом из-за их выраженного влияния на процесс выздоровления и восстановления.

  • Важные и практически незаменимые способы борьбы со стрессом – хороший сон, полноценное питание и физическая активность.
  • Можно попробовать дыхательные техники, про которые мы говорили в первом пункте, медитацию и другие расслабляющие практики.
  • Поддерживайте социальные связи – общайтесь с людьми, гуляйте, встречайтесь с родными и друзьями.
  • Постепенно, по мере появления сил, возвращайтесь к своему обычному распорядку дня.

Для помощи организму в борьбе со стрессом попробуйте Глицин. Глицин – это важная аминокислота, участвующая в процессах передачи нервных импульсов. Он действует как естественное успокоительное средство, помогает справиться с последствиями стресса и улучшить качество сна.

Для правильного усвоения аминокислоты таблетку Глицина держат под языком до полного рассасывания, и так 2-3 раза в день. Рекомендуемый курс – от двух недель до месяца.

Как бороться с невнимательностью школьников

Современным детям приходится сталкиваться с куда более трудными препятствиями на пути к развитию внимания, чем предыдущим поколениям. Причиной тому огромные объёмы информации и формируемое интернетом клиповое мышление.

Чтобы ребёнок умел концентрироваться на деле в течение долгого времени, замечать неочевидные детали и противостоять отвлекающим факторам, его внимательность необходимо развивать и поддерживать с раннего возраста:

Ежедневно обращайте внимание ребёнка на окружающий мир. Научите его замечать, что на клумбе рядом с домом распустились цветы, а строящийся дом вырос ещё на несколько этажей

Все эти детали повседневности могут стать объектами для наблюдения и поводом для размышлений. 
Следите за тем, чтобы ребёнок не проводил слишком много времени с гаджетами.
Старайтесь вносить разнообразие в повседневность. Когда мы день за днём выполняем одни и те же действия и бываем в одних и тех же местах, наше внимание рассеивается. Находите с ребёнком новые маршруты для прогулок, открывайте новые места, периодически устраивайте в квартире перестановку — это позволит поддерживать концентрацию и осознанность.      
Не ругайте ребёнка за невнимательность — это неэффективно. Он начнёт волноваться или ещё сильнее замкнётся в собственных мыслях, в результате чего может стать ещё более рассеянным. Лучше поощряйте ситуации, в которых он проявил внимательность.
Подавайте личный пример. Почувствовав, что вы цените собранность и наблюдательность и сами всегда стараетесь быть внимательными, ребёнок тоже будет стремиться прокачать этот навык.  

Игры на внимательность

Существует немало занимательных игр, тренирующих внимание. В зависимости от возраста и способностей ребёнка их можно делать всё более сложными, а главное — в большинство из них можно играть в любое время и в любом месте. 

«Снежный ком» или «Баранья голова». Первый участник игры называет слово, второй  повторяет его и добавляет своё, третий повторяет уже два слова и добавляет своё — и так далее, пока кто-то не собьётся. Участник, допустивший ошибку, говорит вместо забытого слова «баранья голова». После чего все участники по очереди воспроизводя цепочку, тоже должны упоминать в нужном месте баранью голову. Чем больше участников в игре — тем интереснее и сложнее.

«Съедобное-несъедобное». Ведущий бросает мяч случайному игроку, называя объект. Если объект съедобный, игрок ловит мяч и становится ведущим, если несъедобный — отбивает мяч обратно. Сложность игры зависит от скорости и критерия, выбранного на замену съедобности. Это может быть что угодно, например, металлы и неметаллы.   

«Найди объект». Выберите малозаметную деталь в поле зрения и попросите ребёнка найти её. Это может быть любой статичный объект, видимый с данного ракурса: дерево, изображение на дорожном знаке, слово на вывеске и так далее

Такая игра не только развивает внимание, но и позволяет скоротать время ожидания, например, в очереди к врачу или в пробке. 

«Режим наблюдателя». Предложите ребёнку включить «режим наблюдателя», то есть максимально сосредоточить своё внимание на окружении

Через небольшой промежуток времени попросите его закрыть глаза и задайте вопрос о чём-нибудь, что находилось в поле его зрения. Например: «что написано на рекламном щите впереди?», «какая одежда была на том человеке?», «сколько красных предметов в комнате?» и так далее. Если регулярно играть в эту игру, в определённый момент можно будет усложнить её, не объявляя больше «режим наблюдателя», а сразу задавая вопрос. 

Благо или зло?

Влияют ли гаджеты на мозг и насколько они опасны? Споры на эту тему периодически возникают. Джинна Ивановна считает, что без телефонов, планшетов и компьютеров сегодня не обойтись. Нужно идти в ногу со временем, пользоваться тем, что дают современные технологии, но помнить о мере и не забывать о безопасности.

«Если долго смотреть в гаджеты, переутомляются глаза, а они по большому счету, часть нашего мозга, только снаружи. Соответственно, устает и мозг. Поэтому нужен отдых, необходимо переключиться на что-то другое», — отмечает Джинна Лебедева.

Меньше монитора. Почему для детей вредна длительная работа за компьютером
Подробнее

Причины проблем с концентрацией

Невнимательность возникает по разным причинам: от усталости, из-за головной боли, вследствие выполнения монотонной работы. Рассмотрим наиболее распространенные причины.

Физиологические

Если у вас присутствует нарушение концентрации внимания и общая забывчивость, то данные проблемы могли возникнуть из-за разных физиологических состояний.

  • Наступление определенного возраста. Человек стареет, и его организм начинает давать сбои в разных направлениях. На хорошую работу мозга влияют различные факторы, в том числе и нарушения в сердечно-сосудистой системе.
  • Наступление климакса у женщин также может стать причиной возникновения невнимательности.
  • Переходный возраст. Подростки часто из-за сбоев гормональной системы страдают от такого фактора.
  • Беременность и лактация могут стать причиной отсутствия сосредоточения.
  • Заболевания, связанные с нервной системой, напрямую влияют на работу мозга в целом. А это значит, что отсутствие сосредоточения становится нормой.
  • Снижение иммунитета также может вызвать невнимательность.

Психологические

Такие причины возникают по вине самого человека. Зачастую индивид, не выспавшись, берется за работу, которая требует повышенного внимания. В результате все его старания сводятся к нулевому результату.

Напряженная работа влияет на работу мозговой деятельности и, как правило, на внимательность. Кроме того, слабое сосредоточение внимания могут вызвать определенные факторы.

Стресс. Сознание человека в этом случае полностью направлено на решение какой-либо проблемы.

Малоподвижный образ жизни. Человек в этом случае сильно расслабляется и плохо реагирует на изменения, происходящие вокруг него.

Отсутствие порядка в мыслях и в окружающих вещах

Когда человек берется за все и сразу, то у него ничего не получается, так как в этой ситуации очень трудно сосредоточить свое внимание.

Симптомы синдрома рассеянного внимания у детей

Синдром рассеянного внимания у детей имеет свои симптомы и требует определенного лечения. Признаками нарушения могут быть:

  • сниженная концентрация внимания как на уроках, так и в домашних делах и играх;
  • неусидчивость;
  • неаккуратность, неопрятность в одежде;
  • невнимательность к инструкциям, речи окружающих;
  • отсутствие самоконтроля;
  • беспорядок в личных вещах, игрушках, школьных принадлежностях;
  • рассеянность;
  • повышенная тревожность;
  • раздражительность, возбудимость;
  • навязчивость в общении;
  • излишняя болтливость, преобладание монологической речи при разговоре с собеседником;
  • ограниченный объем воспринимаемой информации.

Техногенная перегрузка

Новейшие технологии не только делают нашу жизнь удобней, но и полностью захватывают наше внимание. До определённого момента ваш мозг может, как хороший секретарь, разложить всё по полочкам и структурировать свои задачи

Но чем больше дел вы делаете одновременно, тем сложнее сконцентрироваться на каждом в отдельности.

Представьте: вы работаете над служебным отчётом, одновременно с этим ведёте переписку по аське, получаете смс, да ещё и пытаетесь отрегулировать интенсивность работы кондиционера. Не удивительно, что чем больше кнопок вы нажимаете, тем быстрее забываете, чем вообще занимались.

Что делать. Простейший выход — вести ежедневник, записывая туда всё, что вам нужно сделать за сегодня. А ещё попробуйте устраивать себе дни отдыха от Интернета и мобильника. Увидите, что когда все эти «девайсы» будут отключены, вы гораздо быстрее справитесь со своей работой.

Когда стоит обратиться к врачу. Если, оторвавшись от работы, чтобы отправить смс, вы долго не можете вернуться к делу и ищите новых поводов им не заниматься.

Как помочь человеку в подавленном состоянии

Предложите свою помощь, попробуйте сами оценить причину страданий и оценить — нужно ли переждать это состояние, либо требуется помощь врача.

В одних случаях можно «сбежать от подавленности», переключившись на другую проблему или изменив свое отношение, в других случаях следует, наоборот, поискать причину депрессивности и порассуждать на эту тему.

Не оставляйте его один на один с собой. Проявите настойчивость если сталкиваетесь с отказом от обращения к специалисту при утяжелении состояния.

Нарушение сна и снижение веса — критические показатели для того, чтобы организовывать консультацию специалиста. Алкоголь — плохой и опасный способ помощи при подавленном или угнетенном состоянии.

Симптомы

Люди, страдающие от рассеянности, довольно часто допускают ошибки на работе и страдают от общей несобранности. Мнимая рассеянность может быть вызвана психологическими проблемами

При возникновении каких-либо трудностей человек концентрирует свое внимание на их преодолении, и при этом другая информация или объекты отходят на второй план

Однако необходимо помнить о том, что мнимая и подлинная невнимательность сильно отличаются друг от друга. Если мнимую невнимательность специалисты не считают за заболевание, то при возникновении подлинной рассеянности они бьют тревогу, так как в этом случае может развиться серьезная патология. Рассмотрим симптомы, которые могут говорить о проблемах клинического характера:

  • возникновение головных болей;
  • потеря работоспособности;
  • перепады настроения и изменения в поведении;
  • постоянная сонливость;
  • не проходящее чувство усталости, даже после отличного отдыха;
  • невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
  • частые потери личных вещей;
  • снижение активности в целом, а также половой активности.

Необходимо отметить, что дети также страдают от рассеянного внимания. Оно может проявляться следующим образом:

  • медлительность;
  • быстрое переключение с одной деятельности на другую;
  • плохая память;
  • быстрая возбудимость;
  • частые истерики.

Способы лечения рассеянного внимания у ребенка

Родители, которые замечают проблемы рассеянного внимания у ребенка и задаются вопросом «что делать?», увеличивают шансы на выздоровление и исправление качества жизни. Без лечения синдром рассеянного внимания по мере взросления исчезает лишь у половины детей, остальные продолжают ощущать его проявления в течение всей жизни.

Самым эффективным способом борьбы с синдромом является комплексный подход. Сюда относятся: консультации специалистов, медикаментозный курс лечения, четкое соблюдение распорядка дня, занятия с психологом, корректировка методов воспитания родителей, а также ограничение эмоциональных и физических нагрузок.

Медикаментозное лечение

Лечение медикаментами показано только тем детям, которые имеют серьезные нарушения, влияющие на общение и адаптацию в обществе. Часто они имеют не только синдром рассеянного внимания, но и сопутствующие заболевания. Родители должны помнить, что лекарства может назначить только врач, самостоятельный курс лечения не принесет результатов, а лишь навредит.

Чаще всего медики назначают курс успокоительных препаратов, которые снижают нервную возбудимость. В раннем возрасте такой способ лечения запрещен.

Режим дня

Дети, которые имеют различные нарушения психических функций, в т.ч. синдром рассеянного внимания, сильно подвержены режиму. Его соблюдение помогает сформировать дисциплину, с которой они имеют проблемы.

Специалисты рекомендуют размещать наглядный режим дня на видном месте для детей и родителей. В расписании обязательно должны учитываться свободные часы ребенка, которые он сможет проводить, занимаясь своими увлечениями и интересами.

Специально организованное обучение

Детям с синдромом рассеянного внимания зачастую крайне сложно обучаться в темпе общеобразовательной школы. Их успеваемость значительно ниже, чем у всего класса. Поэтому предусмотрена возможность перевода школьника на домашнее обучение или в класс компенсирующего обучения по рекомендации специалистов.

Занятия с психологом

Один из главных способов преодоления синдрома рассеянного внимания — занятия с психологом. Специалист работает с проявлениями эмоциональности и импульсивности ребенка при помощи эффективных методик, средств и приемов. Такие занятия снимают излишнее напряжение и тревожность, дети становятся более расслабленными и уравновешенными.

В процессе занятия психолог моделирует и прорабатывает различные ситуации, которые позволяют помочь скорректировать поведение ребенка и дать ему советы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector