Диагноз мкб-10 f 06 другие психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью (лечение заболевания)

Диагностика ЗРР

При подозрении на нарушение развития речи педиатр направит ребенка на консультацию к ряду специалистов для уточнения диагноза. Обычно показана консультация невролога, отоларинголога, сурдолога, психолога, логопеда.

Во время диагностики проводится оценка слуха, определяется правильность моторики лицевых мышц, выявляются возможные аномалии строения челюстей и мягких тканей, оценивается уровень психомоторного развития. При подозрении на повреждение мозга, особенно среди детей, пребывающих в группе риска, может быть назначено ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и другие виды современных исследований.

Черты детей с ЗПР

Основные черты детей с задержкой психического развития такие:

  • замедленное восприятие
  • несформированность игровой деятельности
  • проблемы в интеллектуальной деятельности
  • ограниченный запас известных слов
  • небольшой запас знаний и представлений о мире
  • незрелость поведения, воли
  • незрелость эмоциональной сферы
  • низкая работоспособность вследствие очень большой утомляемости
  • трудности в проведении словесно-логических операций
  • длительное время восприятия и переработки полученных данных
  • неумение применять вспомогательные средства, чтобы запомнить информацию
  • нарушение всех видов памяти

Гармонический и психофизический инфантилизм

Дети с ЗПР часто страдают психической и физической задержкой развития. Потому у них нарушена социальная адаптация, поведение значительно отличается от поведения здоровых сверстников. Физическое развитие замедленное, вследствие чего рост детей с рассматриваемым диагнозом ниже, как будто они на 2 года младше здоровых одногодок.

Дети с ЗПР имеют данного типа имеют живую мимику, полноценные жесты. Их движения можно охарактеризовать как порывистые и быстрые. Когда такие дети играют, они долго не устают. Как только им поручают практические задания, то необходимость концентрации внимания быстро высасывает из них все силы. Если интеллект на нормальном уровне, то дети любят считать, читать и писать.

Дети слабо способны напрягаться умственно, у них повышенная внушаемость (как у дебилов), они подражают тем, кого видят. К шести годам у ребенка появляется регуляция собственного поведения в зависимости от жизненных задач (поиграть во дворе, сделать уроки и пр.). При инфантилизме дети не обладают самостоятельностью, они не могут критично оценивать собственные поступки. На уроках они могут «не быть здесь» и потому не выполняют задания учителя.

Дети с такой особенностью ЗПР могут расплакаться из-за мелочей, но успокаиваются довольно быстро, если обратить их внимание на что-то приятное, переключить на приятную деятельность. Дети с ЗПР склонны фантазировать, заменяя фантазиями неприятности, которые имели место в реальной жизни

Дисгармонический психический инфантилизм

Эта особенность часто связана с патологиями эндокринной системы. Если в организме ребенка не вырабатывается достаточное количество гормонов половых желез и надпочечников, то с двенадцати лет у детей обоих полов наблюдается заторможенное половое созревание. Психика такого ребенка с 12-13 лет имееют особенности, которые присущи гипогенитальному инфантилизму. Незрелость реже проявляется у лиц женского пола.

Подростки характеризуются такими особенностями:

высокая работоспособность утром и днем, снижающаяся к вечеру
быстрая утомляемость
неспособность длительное время концентрировать внимание
небольшой объем памяти
больные мужского пола заинтересованы в спокойных формах занятий
недостаточное развитие навыков и умений
неповоротливость и медлительность
довольно развитый интеллект
эрудиция на высоком уровне
невнимательность, упускают мелочи
не могут сконцентрировать внимание
болезненно воспринимают критику
легко обижаются
комфортнее ощущают себя среди взрослых, чем среди одногодок

Гипогенитальный тип инфантилизма проявляется и внешне. Такие дети в основном полные, низкие, лицо их в форме луны, голос почти всегда тонкий.

Гипофизарный нанизм

Это одна из эндокринных форм инфантилизма, известна также как карликовость. У детей с таким диагнозом незрелая психика, но есть склонность рассуждать, поучать других, они в основном педантичны

В школе получают низкие отметки, потому что имеют слабую силу воли, нерасторопны и не могут концентрировать внимание. Есть проблемы с логической памятью

Новый материал таким детям дается трудно. Но, если они выучили правила, то активно и правильно их применяют в дальнейшем.

Диагноз F 45.4 Устойчивое соматоформное болевое расстройство

Основной жалобой является устойчивая, резкая мучительная боль, которую нельзя полностью объяснить физиологическим нарушением или соматическим заболеванием и которая возникает в связи с эмоциональным конфликтом или психосоциальными проблемами, что позволяет рассматривать их как основную этиологическую причину. Результатом обычно является заметное усиление поддержки и внимания личностного или медицинского характера. Боль психогенной природы, возникающая в процессе депрессивного расстройства или шизофрении, не может быть отнесена к этой рубрике.

Психалгия

Психогенная:

  • боль в спине
  • головная боль

Соматоформное болевое расстройство

Исключены:

боль в спине БДУ (M54.9)

боль:

  • БДУ (R52.9)
  • острая (R52.0)
  • хроническая (R52.2)
  • неустранимая (R52.1)
    головная боль напряженного типа (G44.2)

Методы лечения нарушений речевого развития у детей

Методы лечения определяются в зависимости от вида выявленных нарушений, их тяжести и выраженности. Основными направлениями работы с детьми, имеющими нарушения со стороны речи (задержка речевого развития или трудности произношения), являются логопедические занятия, психолого-педагогические коррекционные мероприятия,  в некоторых случаях психотерапевтическая помощь ребенку и его семье. Медикаментозное лечение в этом ряду стоит на последнем месте и заключается лишь в ноотропной поддержке детей, которые стараются усвоить новый для него навык вербального общения. Дополнить лечение могут физиопроцедуры и специализированный (логопедический) массаж.

Родители должны принимать активное участие в решении этой проблемы, чтобы не разорвать преемственность и комплексность всей проводимой работы с детьми.

Как помочь ребенку начать говорить?

Постоянно беседуйте с малышом

Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том пою». Малыш должен слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение гулом телевизора или аудиозаписями – должного эффекта не будет.

Развивайте мелкую моторику

Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры, рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.

Выполняйте упражнения, чтобы ребенок начал говорить

Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения определенных звуков.

Не ограничивайте круг общения ребенка домочадцами и их родственниками

Общение с другими детьми, посещение развивающих групп для малышей, детского сада социализируют ребенка и побуждают его к общению на общепринятом языке.

Задержка речевого развития, часто сочетающаяся и с нарушением психического развития, – тяжелейшее полиэтиологическое состояние детского возраста. Ни в коем случае нельзя придерживаться успокаивающе-выжидательной тактики. Требуется активное обследование и интенсивное лечение с привлечением специалистов различного профиля, взаимодействие с семьей, работниками детских дошкольных учреждений и школ. Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!

Андрианов Алексей Валерьевич, детский невролог

Закончил педиатрический факультет Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в 2007 г. 2007-2008 гг. – клиническая интернатура по педиатрии на кафедре детских болезней №1 с курсом ПО КрасГМУ. В 2010 г. окончил клиническую ординатуру по неврологии при кафедре нервных болезней и традиционной медицины с курсом ПО КрасГМУ. 2009-2012 гг. – работа врачом-неврологом в ГДКБ№1. С 2010 г. и по настоящее время работает в ГДП №3 2014 г. – пройдена стажировка в Hermann-Josef-Krankenhaus, Erkelenz, Deutschland. 2015 г. – курс повышения квалификации при кафедре нервных болезней и традиционной медицины КрасГМУ.

Проводит лечение детей с речевыми нарушениями. Принимает участие в международных и всероссийских медицинских конференциях.

Записаться на приём к Алексею Валерьевичу можно по телефону регистратуры: 8 (391) 219-02-32.

Диагноз F 45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы

Симптоматика, предъявляемая пациентом подобна той, которая возникает при повреждении органа или системы органов, преимущественно или полностью иннервируемых и контролируемых вегетативной нервной системой, т.е. сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной и мочеполовой систем. Симптомы обычно бывают двух типов, ни один из которых не указывает на нарушение конкретного органа или системы. Первый тип симптомов — это жалобы, основанные на объективных признаках вегетативного раздражения, таких, как сердцебиение, потливость, покраснение, тремор и выражение страха и беспокойства относительно возможного нарушения здоровья. Второй тип симптомов — это субъективные жалобы неспецифического или изменчивого характера, такие, как быстротечные боли по всему телу, ощущение жара, тяжести, усталости или вздутия живота, которые пациент соотносит с каким-либо органом или системой органов.

Кардинальный невроз

Синдром да Косты

Гастроневроз

Нейроциркуляторная астения

Психогенные формы:

  • аэрофагии
  • кашля
  • диареи
  • диспепсии
  • дизурии
  • метеоризма
  • икоты
  • глубокого и частого дыхания
  • учащенного мочеиспускания
  • синдрома раздраженного кишечника
  • пилороспазма

Исключены: психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках (F54)

Общие принципы кодирования

Алгоритм кодирования статистической информации можно представить следующим образом:

В учетном медицинском документе, содержащем информацию о заболевании/смерти, необходимо определить формулировку диагноза, подлежащего кодированию

В формулировке диагноза определить ведущий термин и осуществить его поиск в алфавитном указателе (3 том МКБ-10).
Найдя в указателе ведущий термин необходимо ознакомиться со всеми примечаниями, расположенными под ним.
После нужно ознакомиться со всеми терминами, указанными в круглых скобках или с отступом после основного термина, до тех пор, пока не будут учтены все слова в формулировке диагноза.
Необходимо обращать внимание на любые перекрестные ссылки, найденные в Указателе, например, «см» и «см. также».
Используя I том МКБ-10 руководствуйтесь всеми включенными или исключенными терминами, стоящими под выбранным кодом или под названием класса, блока или рубрики.
Присвоить код формулировке диагноза.

Контрольный диктант «Битва во ржи»

Кодирование заболеваемости в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения

В сложившейся практике амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения принято, что регистрации и кодированию подлежат все состояния и проблемы со здоровьем, выявленные в процессе контакта врача и пациента.

Учет статистической информации о заболеваемости в амбулаторно-поликлинических учреждениях необходим для формирования государственной статистической отчетности учреждений здравоохранения.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения формируется различная статистическая информация, обеспечивающая разные уровни системы здравоохранения, в частности:

  • Государственный уровень – статистика причин заболеваемости и смертности;
  • Уровень субъектов Российской Федерации – статистика заболеваемости и структура причин смерти населения соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • Амбулаторно-поликлиническое учреждение – статистика заболеваемости и структура причин смертности обслуживаемого населения.

Как выявить ЗПРР ?

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

ЗПР и ЗРР — в чем разница?

Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

  • эпилепсия и другие психические заболевания;

  • ишемия головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • повышенное внутричерепное давление;

  • ДЦП;

  • опухоль головного мозга;

  • патологии сосудов головного мозга;

  • лейкодистрофии;

  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Тревожные симптомы задержки речи

У ребёнка в возрасте 2-х лет:

  • ребенок использует в общении всего несколько слов (двухлетний ребенок должен знать и говорить не менее 50 слов — в среднем 100 слов);
  • не пытается повторять новые слова;
  • не может составлять короткие фразы из двух слов;
  • не понимает и не выполняет просьбы взрослых;
  • не знает названия частей своего тела и окружающих предметов и не может показать их по просьбе взрослых;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

У ребенка в возрасте 3-х лет:

  • ребенок говорит так непонятно, что его с трудом понимают даже родители;
  • говорит очень быстро, «проглатывает» окончания слов;
  • говорит очень медленно, растягивая слова;
  • не говорит простых предложений из трех слов;
  • не понимает простых объяснений и рассказов о том, что произошло недавно или что будет в будущем;
  • говорит с неправильными падежами, родами и числами;
  • могут быть и более тревожные симптомы: если трехлетний малыш говорит в основном фразами из книжек или мультфильмов, но не строит собственные предложения, или если он зеркально повторяет все, что при нем говорят взрослые (даже если это выглядит уместно), то это признаки серьезных отклонений психического развития. При таких симптомах необходимо срочно обратиться к детскому психиатру.

Оперативное лечение синдрома Фрейли

Как уже упоминалось оперативное вмешательство при синдроме Фрейли показано, если наблюдается значительное сдавливание почечной лоханки, нарушающее уродинамику, вследствие чего есть большая вероятность развития различных осложнений и выраженность соответствующих симптомов.

Выбор эффективного в каждом конкретном случае метода оперативного лечения находится в компетенции врача-специалиста, который основывается на степени тяжести патологии, возрастных особенностях и физиологических особенностях организма пациента. Но цель у всех этих методов одна – улучшение уродинамики почек для предупреждения осложнений.

Различные методы хирургического лечения синдрома Фрейли относятся к категории сосудистых либо пластических операций на верхних мочевыводящих путях. К ним можно отнести:

  • инфундибулопластику (увеличение размеров чашечно-лоханочного соустья),
  • инфундибулоанастомоз (хирургическое перемещение сосуда с последующей его фиксацией при помощи анастомоза),
  • инфундибулопиелонеостомию (перемещение сосуда в искусственно созданное русло между чашечкой и лоханкой почки),
  • каликопиелонеостомию (операция идентична предыдущей).

Все эти методы технически достаточно сложны, да и чреваты различными осложнениями в виде образования мочевых затеков, воспаления в области сосудистой ножки почки (педункулит), образования грубых рубцовых тканей, вызывающих стеноз сосудов.

Достаточно новым и наименее травматичным методом улучшения уро- и гемодинамики почек при синдроме Фрейли считается интрарентальная вазопексия, которая заключается в разобщении мочевых путей и патологически расположенного сосуда. Эта операция, в отличие от других, не требует вскрытия мочевых путей, а значит не возникает и связанных с таким вмешательством осложнений.

Операция является менее сложной в исполнении, чем вышеописанные, да и выздоровление пациента проходит намного быстрее. При этом сокращается длительность самой операции, а значит и воздействие наркоза на организм пациента. Исключаются и многие послеоперационные осложнения.

Скажем так, необходимость в операции возникает не всегда, да и не во всех случаях она возможна. Но появление симптоматики синдрома Фрейли является важным поводом обратиться за консультацией и лечением к врачам: урологу или нефрологу. И уже врач непосредственно займется поиском эффективного лечения.

Заключение

Обобщая сказанное в данной статье, можно прийти к выводу, что МКБ-10 стала одним из обязательных разделов клинических руководств защищающих различные направления в формировании клинических классификаций болезней

Обращаем внимание, что в скором времени, с 1 января 2022 года 10 редакцию МКБ-10 сменит новая 11 редакция

Принятие 11 редакции международной классификации болезней было направлено на укрепление связей между статистикой здоровья населения, статистикой здравоохранения и клинической практикой.

Многообразие форм приложения статистической классификации болезней наложило отпечаток на ее структуру, в связи с чем последние пересмотры стали значительно большими по объему и сопровождаются обширными методическими указаниями. В последнем пересмотре стало еще больше количество рекомендуемых дополнительных классификаций.

Тем не менее, до сих пор остается проблемой сопоставление клинических диагнозов и диагнозов, приведенных в Международной классификации болезней. В последнем пересмотре сохранилась тенденция к значительной модернизации диагнозов без учета клинической практики. Поэтому часть вполне определенных диагнозов, описанных в медицинской литературе, в случае кодирования согласно МКБ может быть отображена как одно из «неуточненных состояний» или «состояний недостаточно дифференцированных».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector